Судья: Колчина М.В. Дело № 33-15102/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Гулиной Е.М., Мариуца О.Г.,
при секретаре Моториной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 28 марта 2017 года по делу по иску прокурора города Ивантеевки Московской области в интересах Гайдук Р. Ю. к Министерству социального развития Московской области о возобновлении выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,
объяснения представителя Министерства социального развития Московской области по доверенности Карпухиной А.В., заключение прокурора Ганцевой С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ивантеевки Московской области обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Гайдук Р.Ю. к Министерству социального развития Московской области, просил обязать ответчика возобновить с 01 мая 2015 года выплату Гайдук Р.Ю. компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Ивантеевки проведена проверка исполнения органами государственной власти Московской области полномочий в сфере социальной защиты и социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансирования и реализации мер социальной поддержки за 2015, 2016 годы, в ходе которой выявлены нарушения прав ветеранов боевых действий на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Истец является военнослужащим и ветераном боевых действий, проживает в служебном жилом помещении с членами семьи в г. Ивантеевка, производит оплату коммунальных платежей исходя из количества членов его семьи, проживающих в указанном помещении. Гайдук Р.Ю. с членами семьи зарегистрирована постоянно по месту прохождения службы при воинской части в г. Щелково-10. Решением ответчика от 29 апреля 2015 года Гайдук Р.Ю. с 01 мая 2015 года прекращена выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия регистрации по месту жительства в г. Ивантеевке.
В судебном заседании помощник прокурора города Ивантеевки требования поддержал в полном объёме.
Гайдук Р.Ю. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддержал.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просили решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в иске отказать.
Судебная коллегия в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, который извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 57).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства социального развития Московской области, прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что Гайдук Р.Ю. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Московская область, город <данные изъяты>, в которой проходит военную службу.
Гайдук Р.Ю. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии ВВ № <данные изъяты>, выданным 23 октября 2007 года.
По договору найма служебного жилого помещения № <данные изъяты> от 18 апреля 2013 года Гайдук Р.Ю. и члену семьи, матери Гайдук В.Я., предоставлено для временного проживания за плату жилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, город Ивантеевка, <данные изъяты>, в связи с прохождением службы.
По указанному адресу на имя Гайдук Р.Ю. открыт лицевой счёт № <данные изъяты> и производится начисление коммунальных платежей.
29 апреля 2015 году решением Ивантеевского управления социальной защиты населения Гайдук Р.Ю. прекращена с 01 мая 2015 года выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по причине отсутствия регистрации по месту жительства.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере пятьдесят процентов, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», поскольку материалами дела подтверждается, что фактически истец проживает на территории Московской области по договору найма служебного жилого помещения, в связи с чем, прекращение данных выплат с 01.05.2015 года является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 года № 1235/52 (пункт 1).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (пункт 2).
Компенсация предоставляется в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства получателя на основании имеющихся учетных данных и заявления получателя с указанием способа получения данной компенсации.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Из материалов дела следует, что между истцом и войсковой частью 7456 заключен договор найма служебного жилого помещения, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения № <данные изъяты> от 18 апреля 2013 года, согласно которому Гайдук Р.Ю. и члену его семьи, матери Гайдук В.Я. предоставляется для временного проживания за плату жилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, <данные изъяты>, в связи с прохождением службы во внутренних войсках МВД России.
Действительно, как следует из представленной копии паспорта регистрация истца по месту жительства указана: Московская область, <данные изъяты> при войсковой части 3553, где проходит службу.
Однако, как следует из справки Балашихинского управления социальной защиты населения от 15.02.2017 года, Гайдук Р.Ю. по месту регистрации по адресу: Московская область, <данные изъяты>, не получает в настоящее время социальных выплат в органах социальной защиты населения.
Регистрация Гайдук Р.Ю., не обеспеченного жилым помещением, при воинской части и проживание в служебном жилом помещении в Московской области, соответствует положениям, содержащимся в п. 3 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», согласно которому предоставление служебного жилого помещения автоматически не прекращает регистрацию военнослужащего по месту прохождения службы, поскольку эта обязанность возникает у военнослужащего только после обеспечения его жилым помещением по договору социального найма, либо при передаче жилого помещения в собственность.
Наличие у истца постоянной регистрации по адресу: Московская область, г.Щелково-10, при войсковой части 3553, в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 (ред. от 02.06.2016 года) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и отсутствие постоянной регистрации в Московской области, не может служить основанием для ограничения его прав в получении указанной выше меры социальной поддержки на территории Московской области по месту фактического проживания.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение в Московской области мер социальной поддержки по оплате найма служебного жилого помещения.
Наём служебного жилого помещения влечёт обязанность нести расходы по оплате данного жилого помещения, которое, как установил суд, является единственным для проживания истца и членов его семьи.
Гайдук Р.Ю. ответчиком была назначена и производилась выплата компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг до 29.04.2015 года, то есть до даты, когда было принято решение о прекращении данной выплаты.
Поскольку обстоятельства назначения и в дальнейшем выплаты по состоянию на дату принятия решения о прекращении выплаты не изменились, то суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для прекращения выплаты компенсации расходов за наем жилого помещения в Московской области, предусмотренные Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 года № 1235/52.
При таких обстоятельствах вывод суда о возложении на ответчика обязанности возобновить производимую истцу выплату компенсации расходов за наем жилого помещения в Московской области является законным и обоснованным.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ивантеевского городского суда Московской области от 28 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи