Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-192/2015 (2-845/2014;) ~ М-686/2014 от 04.12.2014

Дело № 2-192/2015

                                                  РЕШЕНИЕ

                                                 Именем Российской Федерации                                              

24 февраля 2015 года                                                                                                              г. Канск

Судья Канского районного суда Красноярского края Гришанина Н.В.,

с участием процессуального истца - помощника прокурора Канской межрайонной прокуратуры - Кадач В.И.,

представителя ответчика - Комляковой С.М.,

при секретаре Рыковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора о признании бездействия администрации Астафьевского сельсовета Канского района по факту не разработки муниципальных нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции и возложении обязанности по их разработке,

                                               УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с требованием о признании бездействия администрации Астафьевского сельсовета Канского района по факту не разработки муниципальных нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции и возложении обязанности по их разработке.

Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой в рамках исполнения задания прокуратуры края о достаточности нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции проведена проверка в администрации Астафьевского сельсовета, по результатам которой установлено, что правовая основа реализации антикоррупционных мер на территории Астафьевского сельсовета не создана. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправленияосуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Так, ч. 1 ст. 8 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 «О противодействии коррупции в Красноярском крае» установлено, что органы местного самоуправления противодействуют коррупции в пределах своих полномочий путем осуществления мер, предусмотренных федеральным законодательством, а также настоящим Законом, иными законами Красноярского края, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Красноярского края, а также нормативными правовыми актами иных органов государственной власти и государственных органов Красноярского края, правовыми актами органов местного самоуправления. Аналогичная правовая норма закреплена ч. 1 ст. 5 Закона края № 8-3610. Более того, ч. 2 ст. 5 Закона края № 8-3610 предусмотрено, что органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции. Вместе с тем, на территории Астафьевского сельсовета до настоящего времени не разработаны муниципальные нормативные правовые акты, утверждающие программу (план) противодействия коррупции, создающие совещательный орган при главе муниципального образования по вопросам противодействия коррупции.

Пунктами 1, 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность по предоставлению представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 - 3.1 настоящей части. Частью 1 ст. 2 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах» закреплено, что лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, а также граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей группы, муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы указанных групп, обязаны представлять соответственно в орган местного самоуправления, в котором учреждена соответствующая муниципальная должность, представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по формам, установленным для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Красноярского края. Администрацией Астафьевского сельсовета Перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не разработан.

Пунктами «г», «ж» ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности на постоянной основе; должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами; а также контроль за расходами супругов и несовершеннолетних детей лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 настоящей части. Вместе с тем, на территории Астафьевского сельсовета отсутствует нормативный правовой акт, утверждающий перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих расходах.

Частью 5 ст. 2 Закона края № 8-3542 установлено, что представителем нанимателя подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей группы, а. также представленные указанными лицами сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей группы, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, представленные в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Порядок размещения указанных сведений устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем, до настоящего, времени Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет; Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет администрацией Астафьевского сельсовета не разработан.

Статей 275 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что лицо, поступающее на должность руководителя муниципального учреждения (при поступлении на работу), и руководитель муниципального учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления. На территории Астафьевского сельсовета данный нормативный правовой акт отсутствует.

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи (муниципальные служащие, лица, замещающие должности руководителей муниципальных учреждений), размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Администрацией Астафьевского сельсовета Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителями муниципальных учреждений, в сети Интернет не разработан.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем, на муниципальном уровне при наличии соответствующих полномочий правовой акт, регулирующий порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений не издан.

Частями 1, 2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность для граждан, замещавших должности муниципальной службы, включенных в перечни, утверждаемые нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. На муниципальном уровне перечень должностей муниципальной службы, связанных с трудоустройством бывших муниципальных служащих (ч. 1 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции») не разработан.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» в целях соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов в соответствии с настоящей статьей. На территории Астафьевского сельсовета нормативный правовой акт, создающий комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов отсутствует.

В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов должна проводится органами, организациями, их должностными лицами при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и согласно методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Поскольку органами местного самоуправления, издающими муниципальные нормативно правовые акты, в соответствии со статьями 34, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являются администрация и Совет депутатов муниципального образования, то обязанность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов возложена на данные органы. Вместе с тем, администрацией муниципального образования не издан муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Просит признать незаконным бездействие администрации Астафьевского сельсовета по факту не разработки муниципальных нормативных правовых актов:

- утверждающих Программу (план) противодействия коррупции;

- создающих совещательный орган при главе муниципального образования по вопросам противодействия коррупции;

- создающих Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- утверждающих Перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- утверждающих Перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих расходах;

- утверждающих Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет;

- утверждающих Перечень должностей муниципальной службы, связанных с трудоустройством бывших муниципальных служащих;

- утверждающих Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет;

-утверждающих Порядок предоставления руководителями
муниципальных учреждений сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера;

- утверждающих Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителями муниципальных учреждений, в сети Интернет;

- утверждающих Порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений;

- утверждающих Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

и обязать администрацию Астафьевского сельсовета разработать и утвердить в установленном законом порядке данные муниципальные нормативные правовые акты в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Кадач В.И. поддержала требования, объяснив обстоятельства их возникновения.

Представитель ответчика Комлякова С.М. исковые требования признала частично, поскольку действительно не разработали ранее нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции. 16 февраля 2015 администрацией Астафьевского сельсовета Канского района принято одиннадцать постановлений № 6-п, 7-п, 8-п, 9-п, 10-п, 12-п, 13-п, 14-п, 15-п, 16-п, 18-п. Данные постановления будут опубликованы в официальном печатном издании. Бездействие не признает, поскольку срок разработки данных актов не установлен, предписание по исполнению не вносилось.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела:

Акт проверки достаточности и полноты муниципального нормативного регулирования вопросов в сфере противодействия коррупции от 26.11.2014 года;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 6-п от 16.02.2015 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при увольнении с которых на граждан, их замещавших, возложены ограничения, установленные ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 7-п от 16.02.2015 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Астафьевского сельсовета»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 8-п от 16.02.2015 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы администрации Астафьевского сельсовета, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 9-п от 16.02.2015 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы администрации Астафьевского сельсовета, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 10-п от 16.02.2015 «Об утверждении плана противодействия коррупции на 2015 год»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 12-п от 16.02.2015 «О создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Астафьевского сельсовета и урегулированию конфликта интересов»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 13-п от 16.02.2015 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей муниципальных учреждений, их супругов и несовершеннолетних детей на официальном сайте Астафьевского сельсовета в сети Интернет и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 14-п от 16.02.2015 «О совещательном органе при Главе Астафьевского сельсовета по противодействию коррупции»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 15-п от 16.02.2015 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителей муниципальных учреждений администрации Астафьевского сельсовета, и лицами, замещающими эти должности»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 16-п от 16.02.2015 «О предоставлении руководителями муниципальных учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

постановление администрации Астафьевского сельсовета Канского района № 18-п от 19.01.2015 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей, главной, старшей группы, а также сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте муниципального образования Астафьевский сельсовет в сети Интернет,

суд находит, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую ocнову противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие кoppyпции в пределах своих полномочий (ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 47 приведенного Федерального закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с ч. 3 ст. 47 названного Федерального закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п.38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Частью 1 ст. 8 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 «Опротиводействии коррупции в Красноярском крае» установлено, что органы местного самоуправления противодействуют коррупции в пределах своих полномочий путем осуществления мер, предусмотренных федеральным законодательством, а также настоящим Законом, иными законами Красноярского края, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Красноярского края, а также нормативными правовыми актами иных органов государственной власти и государственных органов Красноярского края, правовыми актами органов местного самоуправления. Аналогичная правовая норма закреплена ч. 1 ст. 5 Закона края № 8-3610.

Частью 2 ст. 5 Закона края № 8-3610 предусмотрено, что органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции.

Пунктами 1, 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность по предоставлению представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 - 3.1 настоящей части. Частью 1 ст. 2 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах» закреплено, что лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, а также граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей группы, муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы указанных групп, обязаны представлять соответственно в орган местного самоуправления, в котором учреждена соответствующая муниципальная должность, представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по формам, установленным для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Красноярского края.

Пунктами «г», «ж» ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности на постоянной основе; должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами; а также контроль за расходами супругов и несовершеннолетних детей лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 настоящей части.

Статьей 275 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что лицо, поступающее на должность руководителя муниципального учреждения (при поступлении на работу), и руководитель муниципального учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона №273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, (муниципальные служащие, лица, замещающие должности руководителей муниципальных учреждений) размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частями 1, 2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность для граждан, замещавших должности муниципальной службы, включенных в перечни, утверждаемые нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» в целях соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов должна проводится органами, организациями, их должностными лицами при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и согласно методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Как следует из материалов дела, Канским межрайонным прокурором оспаривается бездействие администрации Астафьевского сельсовета Канского района, которая уклонилась от исполнения обязанности по разработке нормативных правовых актов, во исполнение требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

На территории Астафьевского сельсовета на муниципальном уровне при наличии соответствующих полномочий не разработаны муниципальные нормативные правовые акты: о создании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; об утверждении Программы (плана) противодействия коррупции; о создании совещательный орган при главе муниципального образования по вопросам противодействия коррупции; Перечня должностей муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; Перечня должностей муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих расходах; Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет; Перечня должностей муниципальной службы, связанных с трудоустройством бывших муниципальных служащих; Порядка размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет; Порядка предоставления руководителями муниципальных учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителями муниципальных учреждений, в сети Интернет; Порядка проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений; Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Администрация Астафьевского сельсовета уклоняется от реализации возложенных законом на органы местного самоуправления полномочий. На момент обращения прокурора в суд с заявлением, нормативно-правовые акты не были разработаны.

С учетом изложенного следует признать, что администрация муниципального образования обязана была принять меры к разработке нормативных правовых актов. Факт непринятия администрацией муниципального образования мер до момента обращения прокурора в суд установлен судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в связи с чем на момент обращения с иском имелись все основания для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Астафьевского сельсовета в части непринятия мер к разработке муниципальных нормативных правовых актов.

Добровольное удовлетворение администрацией требований прокурора после возбуждения гражданского дела, также по существу свидетельствует об их правомерности. В такой ситуации оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в части признания бездействия незаконным не имеется. В связи с добровольным исполнением ответчиком после обращения в суд требований прокурора о разработке и утверждении муниципальных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, данное требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                         РЕШИЛ:

          Иск Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Астафьевского сельсовета Канского района Красноярского края по факту не разработки муниципальных нормативных правовых актов:

- утверждающих Программу (план) противодействия коррупции;

-создающих совещательный орган при главе муниципального образования по вопросам противодействия коррупции;

- создающих Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- утверждающих Перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- утверждающих Перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих расходах;

-     утверждающих Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет;

- утверждающих Перечень должностей муниципальной службы, связанных с трудоустройством бывших муниципальных служащих;

- утверждающих Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет;

          - утверждающих Порядок предоставления руководителями
муниципальных учреждений сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера;

-     утверждающих Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителями муниципальных учреждений, в сети Интернет;

- утверждающих Порядок проведения проверок полноты и достоверности сведений о доходах руководителей муниципальных учреждений;

- утверждающих Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В связи с добровольным исполнением ответчиком после обращения в суд требований прокурора о разработке и утверждении в установленном законом порядке данных муниципальных нормативных правовых актов, в этой части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                        Судья -                                                  Н.В. Гришанина

2-192/2015 (2-845/2014;) ~ М-686/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Канский межрайонный прокурор
Другие
Администрация Астафьевского сельсовета
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Гришанина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
kanskray--krk.sudrf.ru
04.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2014Передача материалов судье
09.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2015Предварительное судебное заседание
24.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2015Дело оформлено
27.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее