Дело № 2- 1453/2012г.
Решение
Именем Российской Федерации
13 декабря 2012 года г.Саранск.
Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Л.В.Косовой, при секретаре О.Ю.Канайкиной,
с участием прокурора Т.П.Терентьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пролетарского района г.Саранска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Биохимик» об обязании выполнить мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Установил :
Прокурор Пролетарского района г.Саранска действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к открытому акционерному обществу «Биохимик» об обязании выполнить мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указав, что 02.11.2012г. прокуратурой Пролетарского района г. Саранска с привлечением в качестве специалиста заместителя начальника управления -начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС УНД ГУ МЧС России по РМ Курмаева P.P. проведена проверка исполнения ОАО «Биохимик» законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно норм и правил по предупреждению аварий и катастроф.
Как установлено проверкой требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно нормы и правила по предупреждению аварий и катастроф ОАО «Биохимик» не выполняются, в частности:
- в нарушение пункта 11 абзаца 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», пункта 16 Приказа МЧС РФ, Мининформсвязи РФ и Минкультуры РФ от 25.07.2006 №422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» в ОАО
Биохимик» не создана дежурно-диспетчерская служба, отсутствует документ о ее создании;
- в нарушение пункта «г» статьи 14 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Совета Министров -
Правительства РФ от 01.03.1993 №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», распоряжения Правительства РФ №1544-р от 25.10.2003г., пунктов 27, 29, 36 Приказа МЧС России от 28 февраля 2003г. №105 «Об утверждения требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», пункта 16, пп. 16.2 абзац 2 Приказа МЧС России от 14 ноября 2008г. №687 «Об утверждения положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» ОАО «Биохимик» не создана локальная система оповещения (ЛСО) химически опасного объекта, отсутствует техническое задание и проект на создание ЛСО;
- в нарушение статьи 14 Федерального Закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 4, 5 Постановления Правительства РФ от 27 апреля 2000г. №379 «О накопление, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», пунктов 4, 8, 9 раздела II Приказа МЧС России от 21 декабря 2005г. №993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», Приказа МЧС Российской Федерации №285 от 27.05.2003г. работники ОАО «Биохимик» не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной и медицинской защиты на штатную численность;
- в нарушение статьи 14 Федерального Закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 2 «а», 4 «а» Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 2.6.4 Приказа МЧС России от 03.03.2005г. №125 «Об утверждения инструкции по проверке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ОАО «Биохимик» не организовано проведение обучения с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отсутствуют следующие документы: документ о порядке (об организации) обучения (подготовки) работников организации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях; рабочие программы обучения работников организации; тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов); расписание занятий; конспекты проведения занятий; журнал учета занятий;
Таким образом, предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно требования норм и правил по
предупреждению аварий и катастроф на объекте производственного или социального назначения ОАО «Биохимик» не выполняются.
Согласно лицензии №ЭХ-45-001443 от 02.02.2012г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО «Биохимик» осуществляет эксплуатацию химически опасных производственных объектов. Наличие указанных нарушений при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте ОАО «Биохимик» создает угрозу жизни и здоровья работников ОАО «Биохимик» и проживающего в близлежащих районах населения, круг которого нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них, что в силу части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих такую опасность.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из вышеизложенного также следует, что ОАО «Биохимик» не применяется комплексный подход, сочетающий в себе основные мероприятия по противодействию терроризму и безопасности граждан. Указанные нарушения способствуют созданию условий для беспрепятственной подготовки и осуществления террористического акта в виде взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий.
Руководствуясь статьями 22, 45 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.З ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать ОАО «Биохимик» выполнить следующие мероприятия в области, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения химически опасного объекта;
- обеспечить в полном объеме работников ОАО «Биохимик» средствами индивидуальной и медицинской защиты;
- организовать проведение обучения работников ОАО «Биохимик» в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- создать дежурно - диспетчерскую службу ОАО «Биохимик», разработать и утвердить документ о ее создании.
В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г.Саранска Т.П. Терентьева поддержала заявление по тем же основаниям.
Представитель ответчика ОАО «Биохимик» Никишанина И.И.просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством и дополнительно пояснила, что на предприятии создали дежурно-диспетчерскую службу и утвердили документ о её создании.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по РМ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора Пролетарского района г.Саранска интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Биохимик» удовлетворить частично.
Материалами дела подтверждено, что 02.11.2012г. прокуратурой Пролетарского района г. Саранска с привлечением в качестве специалиста заместителя начальника управления -начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС УНД ГУ МЧС России по РМ Курмаева P.P. проведена проверка исполнения ОАО «Биохимик» законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно норм и правил по предупреждению аварий и катастроф.
Как установлено проверкой требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно нормы и правила по предупреждению аварий и катастроф ОАО «Биохимик» не выполняются, в частности:
- в нарушение пункта 11 абзаца 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», пункта 16 Приказа МЧС РФ, Мининформсвязи РФ и Минкультуры РФ от 25.07.2006 №422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» в ОАО
Биохимик» не создана дежурно-диспетчерская служба, отсутствует документ о ее создании;
- в нарушение пункта «г» статьи 14 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Совета Министров -
Правительства РФ от 01.03.1993 №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», распоряжения Правительства РФ №1544-р от 25.10.2003г., пунктов 27, 29, 36 Приказа МЧС России от 28 февраля 2003г. №105 «Об утверждения требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», пункта 16, пп. 16.2 абзац 2 Приказа МЧС России от 14 ноября 2008г. №687 «Об утверждения положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» ОАО «Биохимик» не создана локальная система оповещения (ЛСО) химически опасного объекта, отсутствует техническое задание и проект на создание ЛСО;
- в нарушение статьи 14 Федерального Закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 4, 5 Постановления Правительства РФ от 27 апреля 2000г. №379 «О накопление, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», пунктов 4, 8, 9 раздела II Приказа МЧС России от 21 декабря 2005г. №993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», Приказа МЧС Российской Федерации №285 от 27.05.2003г. работники ОАО «Биохимик» не обеспечены в полном объеме средствами индивидуальной и медицинской защиты на штатную численность;
- в нарушение статьи 14 Федерального Закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 2 «а», 4 «а» Постановления Правительства РФ от 04.09.2003г. №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 2.6.4 Приказа МЧС России от 03.03.2005г. №125 «Об утверждения инструкции по проверке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ОАО «Биохимик» не организовано проведение обучения с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отсутствуют следующие документы: документ о порядке (об организации) обучения (подготовки) работников организации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях; рабочие программы обучения работников организации; тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов); расписание занятий; конспекты проведения занятий; журнал учета занятий;
Таким образом, предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объекте производственного или социального назначения ОАО «Биохимик» не выполняются.
Согласно лицензии №ЭХ-45-001443 от 02.02.2012г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО «Биохимик» осуществляет эксплуатацию химически опасных производственных объектов. Наличие указанных нарушений при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте ОАО «Биохимик» создает угрозу жизни и здоровья работников ОАО «Биохимик» и проживающего в близлежащих районах населения, круг которого нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них, что в силу части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих такую опасность.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из вышеизложенного также следует, что ОАО «Биохимик» не применяется комплексный подход, сочетающий в себе основные мероприятия по противодействию терроризму и безопасности граждан. Указанные нарушения способствуют созданию условий для беспрепятственной подготовки и осуществления террористического акта в виде взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий.
Кроме того, ответчиком добровольно выполнено требование о создании дежурно-диспетчерской службы на ОАО «Биохимик»,где разработан и утвержден документ о ее создании, что подтверждается копией приказа ОАО «Биохимик» № 727 от 04.12.2012года.
Следовательно, учитывая вышеизложенное, суд считает, заявление прокурора Пролетарского района г.Саранска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Биохимик» следует удовлетворить частично.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с ОАО «Биохимик»государственную пошлину в размере 200( двести) рублей в бюджет городского округа Саранск.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявление прокурора Пролетарского района г.Саранска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Биохимик» об обязании выполнить мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество «Биохимик» выполнить следующие мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
-создать и ввести в эксплуатацию локальную систему оповещения химически опасного объекта;
-обеспечить в полном объеме работников открытого акционерного общества «Биохимик» средствами индивидуальной и медицинской защиты;
-организовать проведение обучения работников открытого акционерного общества «Биохимик» в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества «Биохимик» государственную пошлину в размере 200(двести) рублей в бюджет городского округа Саранск.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г.Саранска.
Председательствующий