Дело № 83RS0№-74
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Нарьян-Мар 24 ноября 2020 года
Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Осколкова О.В.,
с участием защитника ФИО4,
рассмотрев жалобу Администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Нарьян-Мару и Заполярному району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2 по делу об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей», привлеченной к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Нарьян-Мару и Заполярному району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2 по делу об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Глава МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора было обжаловано и не вступило в законную силу. Кроме того, требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении решения суда заведомо неисполнимо.
Защитник ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Законный представитель юридического лица, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав защитника, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных нарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 № 1397-О, часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, существенными условиями для привлечения к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа является нарушение должником установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также отсутствие уважительных причин неисполнения.
Судом установлено, что юридическому лицу – Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» согласно постановлению по делу об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении содержащегося в исполнительном документе- исполнительном листе № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ требования неимущественного характера- разработке и согласованию в установленном порядке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, проведению рекультивации указанного земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный судебным приставом-исполнителем на основании требования об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, после вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления о взыскании исполнительного сбора.
Таким образом, должностное лицо, рассматривая указанное дело об административном правонарушении, пришло к выводу о том, что в действиях Администрации МО « Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» есть состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку данное юридическое лицо, являясь должником по исполнительному документу №ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, не исполнило требования неимущественного характера в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный согласно требованию судебного пристава-исполнения от ДД.ММ.ГГГГ, направленному после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Нарьян-Марским городским судом по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» в срок до ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность разработать и согласовать в установленном порядке проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №, в отношении должника - Администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей»,судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Нарьян-Мару и Заполярному району ФИО5, возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа — 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Определением Нарьян-Марского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Нарьян-Марского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ должнику в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем ОСП по г.Нарьян-Мару и Заполярному району ФИО6 в соответствии с положением ч.1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании с должника – Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Данным постановлением должнику также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Нарьян-Мару и Заполярному району ФИО6 должнику направлено требование об исполнении решения суда, которым установлен срок для исполнения требований исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом из указанного требования не следует, что оно вынесено после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Требование было получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из представленных документов невозможно сделать однозначный вывод о том, что требование об исполнении решения суда, которым был установлен срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Кроме того, в указанных документах, вынесенных в один день ДД.ММ.ГГГГ, должнику установлено фактически одновременно два срока для исполнения требований исполнительного документа: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Нарьян-Мару и Заполярному району был составлен акт об обнаружении в действиях Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» признаков правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении №-АП в отношении Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и привлечения её ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что событие правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ отсутствует, поскольку в материалах дела не имеется достаточных доказательств, подтверждающих, что требование об исполнении решения суда было вынесено после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора. Кроме того, принимая во внимание, что должнику указанным постановлением был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ, основания для составления в отношении Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и, соответственно, привлечения его ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности, у должностного лица отсутствовали.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении, вышеуказанные требования закона должностным лицом, составившим ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении №-АП в отношении Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» не были выполнены, в частности, в протоколе не указаны дата и место совершения правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению в административный орган для устранения недостатков.
С учетом изложенного, указанный протокол об административном правонарушении в отношении Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» подлежал возвращению должностному лицу, его составившему для устранения недостатков, однако указанные требования закона не были выполнены, при наличии указанных нарушений начальником отделения- старшим судебным приставом ОСП по г.Нарьян-Мару и Заполярному району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление №-АП, согласно которому на основании вышеназванного протокола об административном правонарушении Администрация МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Устранение допущенного при составлении протокола нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно, поэтому протокол об административном правонарушении в отношении Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» не может быть использован в качестве доказательства (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, допущенные должностным лицом нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие события административного правонарушения отнесено п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ отсутствует, при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные нарушения, которые не были устранены при рассмотрении дела, постановление должностного лица УФССП подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.
При принятии решения суд не входит в обсуждение доводов жалобы, поскольку они на существо принимаемого решения не влияют.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 и ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу главы муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» ФИО3- удовлетворить.
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Нарьян-Мару и Заполярному району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2 по делу об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» по ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты> О.В. Осколкова