судья Хайрутдинова С.М.
дело №2-166/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-6555/2020
19 июня 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Белых А.А.
судей Власова О.П., Грисяк Т.В.
прокурора Соколовой Н.Ф.
при ведении протокола судебного заседания помощником Федосеевой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 12 марта 2020 года по иску Прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Яраткуловского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода.
Заслушав доклад судьи Власова О.П. по обстоятельствам дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился к администрации Яраткуловского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, с учетом уточнения, просил признать незаконным бездействие администрации Яраткуловского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52605-2006. Обязать администрацию Яраткуловского сельского поселения нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 «Дети» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 на проезжей части пешеходного перехода вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес>. Обязать администрацию Яраткуловского сельского поселения выполнить устройство пешеходного ограждения на протяжении не менее 50 метров от пешеходного перехода, строительство пешеходного тротуара вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007. Обязать администрацию Яраткуловского сельского поселения выполнить устройство искусственных неровностей вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006. Обязать администрацию Яраткуловского сельского поселения установить дорожные знаки 1.23 «Дети» на пешеходном переходе вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района профинансировать вышеуказанные мероприятия в срок не позднее 10 (десяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области проведена проверка исполнения требований безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения закона. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.24.1, дублирующая дорожный знак 1.23 «Дети», отсутствуют пешеходные ограждения и тротуары, искусственные неровности, дорожные знаки 1.23 «Дети». Указанные факты подтверждаются актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленным государственным инспектором ДН отделения ГИБДД Отдела МВД России по Аргаяшскому району ФИО5 24 октября 2019 года. Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой района в ходе проверки в феврале 2018 года, по результатам которой главе Аргаяшского муниципального района, главе Яраткуловского сельского поселения внесены представления, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.
Заместитель прокурора ФИО6 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области ФИО7 в судебном заседании иск признал в полном объеме, признание иска занесено в протокол судебного заседания.
Представитель ответчика – администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений и просьб об отложении дела не направил.
Суд принял решение об удовлетворении исковых требований. Признано незаконным бездействие администрации Яраткуловского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52605-2006. Администрация Яраткуловского сельского поселения обязано нанести горизонтальную дорожную разметку 1.24.1, дублирующую дорожный знак 1.23 «Дети» в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 на проезжей части пешеходного перехода вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес>. Администрация Яраткуловского сельского поселения обязана выполнить устройство пешеходного ограждения на протяжении не менее 50 метров от пешеходного перехода, строительство пешеходного тротуара вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007. Администрация Яраткуловского сельского поселения обязана выполнить устройство искусственных неровностей вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006. Администрация Яраткуловского сельского поселения обязана установить дорожные знаки 1.23 «Дети» на пешеходном переходе вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. администрация Аргаяшского муниципального района обязана профинансировать вышеуказанные мероприятия в срок не позднее 10 (десяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области просит об отмене решения в части обязания профинансировать вышеуказанные мероприятия в срок не позднее 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Указывают, что между администрацией Яраткуловского сельского поселения и администрацией Аргаяшского муниципального района заключено соглашение о передаче полномочий по вопросу местного значения – дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Согласно пункту 1.3 данного соглашения для осуществления части полномочий Аргаяшский муниципальный район из своего бюджета предоставляет бюджету сельского поселения межбюджетные трансферты. Указывают, что требование о финансировании мероприятий администрации Аргаяшского муниципального района вправе предъявить администрация Яраткуловского сельского поселения в рамках исполнения соглашения № 69 от 18 мая 2016 года в случае нарушения условий соглашения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Аргаяшского района просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что обязанность по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода на автомобильных дорогах местного значения является обязанностью администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, предусмотренной действующим законодательством. Считают, что суд обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода лежит на администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района. Для осуществления полномочий Аргаяшский муниципальный район из своего бюджета предоставляет бюджету сельского поселения межбюджетные трансферты. В связи с недостаточным объемом передаваемых денежных средств, администрацией поселения в полном объеме не может быть исполнена обязанность по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ «<данные изъяты>», следовательно, данная обязанность в силу закона и соглашения подлежит исполнению администрацией Аргаяшского муниципального района.
Представители ответчиков администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определила рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, и проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу ст.ст. 3, 5, 6, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения, основным принципом которого является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, осуществляется посредством деятельности, в том числе органов местного самоуправления городского поселения, по организации дорожного движения, при этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), Федерального закона от 08 ноября 2007 г. 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них возложено на уполномоченные органами местного самоуправления.
Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (муниципального образования), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 8.1.27 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа - напротив остановок общественного транспорта с подземными или наземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площади, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами; перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
На основании п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», искусственные неровности устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
В соответствии с п. п. 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары и пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают, а при односторонней застройке с одной стороны.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Аргаяшского района Челябинской проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения были выявлены нарушения требований о безопасности дорожного движения, а именно вблизи МОУ «<данные изъяты>» по <адрес> на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.24.1, дублирующая дорожный знак 1.23 «Дети», отсутствуют пешеходные ограждения и тротуары, искусственные неровности, дорожные знаки 1.23 «Дети».
Указанные факты подтверждаются актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленным государственным инспектором ДН отделения ГИБДД Отдела МВД России по Аргаяшскому району ФИО5 24 октября 2019 года (л.д.17).
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 17 января 2020 года, составленного государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району ФИО5, следует, что пешеходный переход, расположенный на <адрес> возле МОУ «<данные изъяты>» дорожная разметка, дублирующая дорожный знак 1.23 «Дети», отсутствуют пешеходные ограждения, тротуары, искусственное освещение, искусственные неровности, дорожные знаки 1.23 «Дети» (л.д.36).
Несоответствие дорожной инфраструктуры, прилегающей к общеобразовательному учреждению, расположенной около МОУ «<данные изъяты>» указанным требованиям национальных стандартов подтверждается представлениями прокурора Аргаяшского района, направленными в адрес главы Аргаяшского муниципального района и главы Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района.
Прокурором Аргаяшского района Челябинской области 07 февраля 2018 года на имя главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области и главы Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области внесены представления об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, в которых содержится требование о принятии незамедлительных мер по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ «<данные изъяты> на <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006 (л.д.7-10,12-15).
Поскольку работы по обеспечению безопасности дорожного движения ответчиками до настоящего времени не произведены, представления не исполнены, прокурор Аргаяшского района Челябинской области действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности доказательства по делу, принимая во внимание требования ГОСТ (указанных в иске), Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 ноября 2007 г. 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», установив обстоятельства допущенных нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, постановил решение об удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание особенность бюджетного планирования, финансирования муниципальных бюджетных учреждений, характер возложенных обязанностей, их общественную значимость, учитывая, что ответчикам необходимо время для выполнения возложенных на них судом обязанностей, исходя из принципов справедливости и разумности, суд первой инстанции обосновано установил срок исполнения решения суда - десять месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных исследованными в судебном заседании доказательствами, соответствуют требованиям закона, регулирующие спорные отношения.
В соответствии со ст. 15 Федерального № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, могут заключать с органами местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения поселений. Аналогично органы местного самоуправления муниципального района могут заключать с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.
В этих случаях финансирование переданных полномочий будет осуществляться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района или из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений соответственно в соответствии со статьями 142.4 и 142.5 Бюджетного кодекса РФ.
Соглашением № 69 от 18 мая 2016 г. муниципальному образованию Яраткуловское сельское поселение передана часть полномочий Аргаяшского муниципального района Челябинской области по решению вопросов местного значения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных работ местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 18-22).
Согласно п. 1.1 вышеназванного соглашения передача осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Аргаяшского муниципального района Челябинской области в бюджет Яраткуловского сельского поселения.
Поскольку межбюджетные трансферты на реализацию полномочий муниципального района по решению вопросов местного значения, в том числе «дорожная деятельность» должны поступать из бюджета Аргаяшского муниципального района Челябинской области на счета соответствующего поселения, то на ответчика администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области обоснованно возложена обязанность по перечислению средств для надлежащего исполнения Яраткуловским сельским поселением Аргаяшского муниципального района Челябинской области переданных ей полномочий муниципального района.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дорожная деятельность в отношении автомобильных работ местного назначения в границах Яраткуловского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них находится в компетенции администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области судебной коллегией отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не опровергает выводы суда по обязанности финансирования переданных полномочий в силу прямого указания Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», согласно которой полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ для осуществления переданных в соответствии с соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
В связи с этим дополнительное привлечение собственных средств бюджета Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области для финансирования обеспечения безопасности дорожного движения является правом органов местного самоуправления сельского поселения, но не их обязанностью и не может рассматриваться органами местного самоуправления муниципального района как обязательный источник финансирования переданных муниципальным районом полномочий.
Согласно п. 4.1 соглашения № 69 от 18 мая 2016 г. администрация Аргаяшского муниципального района осуществляет контроль за исполнением передаваемых полномочий и за целевым использованием финансовых средств, переданных для осуществления полномочий, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о передаче достаточных финансовых средств для выполнения переданных полномочий и урегулировании в рамках контрольных функций муниципального района по целевому использованию сельским поселением направленных муниципальным районом финансовых средств судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, не содержат указаний на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, и влияющие на разрешение спора, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого решения.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: