Дело № 2-27/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2019 года город Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Никитиной М.В., при секретаре судебного заседания Мамедове Э.С., с участием представителей истца Прокопчук Н.В., Костюковой Е.Н., представителя ответчика Хруль Н.Н., представителя третьего лица Кубрушко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехина Дмитрия Владимировича к администрации Корякского сельского поселения о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Терехин Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику администрации Корякского сельского поселения, с учетом уточнения в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ заявленных требований 26.11.2018 года просил обязать администрацию Корякского сельского поселения предоставить ему жилое помещение, жилой площадью не менее 29,9 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах с. Коряки, Елизовского района, в срок до 30.09.2019 года (л.д. 186-187).
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что с 24.03.1997 года и по настоящее время он зарегистрирован по адресу: с<адрес> На основании решения Елизовского городского Совета народных депутатов от 20.12.1990 года № дом <адрес> принадлежал Камчатской нефтегазоразведочной экспедиции Сахалинского производственного геологического объединения и имел статус общежития. Истец, как член семьи работников данного предприятия, был вселен в комнату <адрес> 19.12.1997 года Постановлением главы администрации Елизовского района № от 02.11.1997 года Камчатская нефтегазоразведочная экспедиция данное общежитие безвозмездно передала в собственность Елизовского муниципального района, и оно было принято на баланс МПКХ «Темп». Передаточным актом от 27.03.2009 года Елизовским муниципальным районом в муниципальную собственность Корякского сельского поселения было передано имущество, в том числе и общежитие. В связи с передачей в муниципальную собственность, жилой дом <адрес> утратил статус общежития, жильцы дома стали пользоваться жилыми помещениями на условиях социального найма. С лета 2003 года истец находился за пределами Елизовского района, по семейным обстоятельствам. По возвращении в декабре 2016 года узнал, что жильцов дома расселили, а дом снесли. Однако, истца об этом не уведомили и жилье не предоставили. В судебном порядке из занимаемого жилого помещения истец не выселялся, до настоящего времени зарегистрирован в нем. Актом межведомственной комиссии об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания № 8 от 29.07.2004 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. Истец считает, что поскольку он на законных основаниях был вселен и проживал в жилом помещении, по адресу: <адрес> утратившим право пользования данным жилым помещением не признавался, из него по решению суда не выселялся, право пользования квартирой не утратил, а жилое помещение по адресу: <адрес> признано не пригодными для проживания, то ему зарегистрированному в данном жилом помещении должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, площадью, не менее ранее занимаемому, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
В судебном заседании истец Терехин Д.В. не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Прокопчук Н.В. и Костюкова Е.Н. поддержали заявленные требования в редакции от 26.11.2018 года, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Хруль Н.Н. в судебном заседании возражала по существу заявленных истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 22-24).
Представитель третьего лица Кубрушко А.А. в судебном заседании возражал по существу заявленных истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 139-142).
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею, определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР (ч. 2 ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с п. 10 Примерного положения об общежитиях (утв. Постановлением Совета Министров РСФРС от 11.08.1988 года № 328) (с изменениями от 23.07.1993 года) жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилом помещении по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе 111 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке независимо от наличия плана и срока сноса дома, только если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, предоставляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, при соблюдении общих требований жилищного законодательства, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Из положений статьи 85 ЖК РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного Кодекса).
Как следует из материалов дела, общежитие по <адрес> в котором проживал истец до 2003 года, было принято Комитетом госимущества Елизовского муниципального образования в муниципальную собственность и передано на баланс УМПКХ «Темп» на основании Постановления главы администрации Елизовского района от 21.11.1997 года № № (л.д. 148).
Поскольку общежитие по <адрес> было передано в муниципальную собственность, то после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус общежития данным жилым домом утрачен.
Согласно акта обследования дома <адрес> составленного ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», по состоянию на 19.11.2012 года собственником дома значится УМПКХ «Темп» (л.д. 64).
Деятельность УМПКХ «Темп» прекращена в связи с его ликвидацией, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ от 13.09.2018 года (л.д. 47-54).
Из копии акта комиссии от 24.06.2004 года в составе главы Корякской сельской администрации и специалистов УМПКХ «Темп» следует, что указанное задние (общежитие) находится в аварийном состоянии и непригодно для дальнейшего проживания в нем людей. Для переселения было отремонтировано общежитие (ДРСУ) по адресу: с. Коряки, пер. Шоссейный. Всем нуждающимся было предоставлено жилье. Комиссия просит снять с баланса предприятия здание общежитие по <адрес> (л.д. 152).
Согласно акту от 29.07.2004 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отнесен к категории не пригодных для проживания (л.д. 149-150). Все жильцы расселены из указанного дома в 2003 году. На момент обследования здание наполовину разрушено, восстановлению и ремонту не подлежит. Акт согласован и подписан (л.д. 149-150).
Из копии поквартирной карточки следует, что Терехин Д.В. зарегистрирован в спорном жилом помещении с 24.03.1997 года и по настоящее время (л.д. 62). Вместе с тем, из пояснений представителей истца и искового заявления следует, что истец с 2003 года по месту регистрации не проживает.
В момент переселения жильцов из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> отсутствовал, не проживал по месту регистрации, так как в 2003 году выехал на другое место жительства в п. Соболево в связи с работой, где работал и проживал до 2017 года.
Впоследствии другое жилое помещение истцу не предоставили и он не был переселён в другое жильё, так как по состоянию на день расселения всех жильцов, истец в жилом доме по адресу: <адрес> не проживал и не давал своего согласия на переселение.
12.12.2017 года Терехин Д.В. обратился с письменным заявлением на имя главы администрации Корякского сельского поселения и просил признать его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда (л.д. 116).
На указанное заявление ответчиком дан ответ, исх. № 34 от 10.01.2018 года, из которого следует, что поскольку Терехиным Д.В. не предоставлен документ о размере его доходов за период с ноября 2016 года по 05.12.2017 года, ответчик не имеет право произвести исчисление размера дохода Терехина Д.В. и стоимости имущества, в целях признания его малоимущим для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда на территории Корякского сельского поселения (л.д. 114-115).
Учитывая, что до 01.01.2005 года (введения в действие ЖК РФ) истец не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: относятся ли он к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 ЖК РФ.
Таким образом, учитывая, что истец на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит и на момент разрешения спора не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признан, оснований для возложения обязанности на ответчика предоставить Терехину Д.В. жилое помещение, жилой площадью не менее 29,9 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах с. Коряки, Елизовского района, в срок до 30.09.2019 года, не имеется. При этом, суд учитывает, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанного лица жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 ЖК РФ оснований.
Доводы представителей истца о том, что истец не был признан утратившим право пользования жилым помещением, по адресу: <адрес> и не выселялся из этого помещения по решению суда, в связи с чем, не утратил право пользования жилым помещением, не свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Оценив в совокупности все исследованные по данному делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Терехину Дмитрию Владимировичу в удовлетворении искового заявления к администрации Корякского сельского поселения о возложении обязанности предоставить Терехину Д.В. жилое помещение, жилой площадью не менее 29,9 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах с. Коряки, Елизовского района, в срок до 30.09.2019 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – 15 января 2019 года.
Судья М.В. Никитина