УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Росляков В.Ю. Дело № 33-961/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
14 марта 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Штукатурове С.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от
26 декабря 2016 года, по которому постановлено:
Уточнённые исковые
требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Салаева Д*** С*** жилым помещением на основании
договора найма специализированного жилого помещения в г. *** Ульяновской
области.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения
прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Инзенского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Салаева Д.С. к
Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области об обеспечении жилым помещением. В обоснование
иска указал, что Салаев Д.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения
не имеет. 26 марта 2015 года Салаев Д.С. включен в Список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,
однако жилое помещение ему не предоставлено. Просил суд обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Салаева Д.С.
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. ***.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине
отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых
помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права
на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно
указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14
октября 2014 года № 466-П Салаев Д.С. может обратиться в Министерство с
заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем)
жилого помещения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Статьей 40
Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается
государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи,
материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное
обеспечение, Конституция
Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов (статья 72,
пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за
реализацию социальной функции государства как на федеральные органы
государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, Салаев Д.С., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Решением Инзенского районного суда Ульяновской области
от 13 октября 2000 года одинокая мать истца – С*** Н.П. лишена родительских
прав; ее сын (истец Салаев Д.С.) для дальнейшего воспитания и содержания был
передан органам опеки и попечительства.
В настоящее время истец проживает в общежитии ***,
где имеет временную прописку на срок с 14 сентября 2015 года по 30 июня 2017
года.
Закрепленного жилого помещения, а равно в
собственности либо по договору социального найма Салаев Д.С. не имеет.
26 марта 2015 года Салаев Д.С. включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не
предоставлено.
Таким образом, суд
правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При
этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Инзенского района
Ульяновской области, действующего в интересах Салаева Д.С., подлежат
удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным
доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ)
(далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных
лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской
Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения
специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых
помещений.
Жилые помещения предоставляются
лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а
также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения
совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов
Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным
в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с
пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются
лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста
14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является
основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как
следуе░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 1
░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░,
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░
░░░░░░ 3 ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░
░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░
░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░
░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░
░░░░░-░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░,
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░
░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░,
░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ №
466-░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░
░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░
░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░
░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░