Дело № 708/15
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
08 апреля 2015 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бурмакиной Т.А.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Закрытому акционерному обществу «Лесосибирский лесоперевалочный комбинат» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилась в суд с иском о возложении на ЗАО «Лесосибирский лесоперевалочный комбинат» обязанности в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противопожарные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ № именно: строительство дорог противопожарного назначения – 1 км, содержание дорог противопожарного назначения – 3 км, строительство мостов – 1 шт., устройство противопожарных минерализованных полос – 4 км, уход за минполосами – 8 км, устройство мест отдыха – 1 шт., устройство мест для разведения костров – 1 шт., ПСПИ – 1 шт., создание добровольных пожарных дружин – 1/5 шт., подготовка руководителей по организации тушения лесных пожаров – 1 человек.
Свои требования мотивирует тем что, согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ЗАО «Лесосибирский лесоперевалочный комбинат» с целью заготовки древесины во временное пользование передаются лесные участки общей площадью 5800 га, предназначенные для заготовки древесины, расположенные: <адрес> в квартале №№. Срок действия договора аренды составляет 45 лет.
На лесной участок разработан проект освоения лесов, где указаны виды и объемы необходимых мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Истцом в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № №-о в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка соблюдения требований лесного законодательства в отношении ответчика. В результате проверки выявлены указанные выше нарушения. По итогам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № №, выдано предписание на предмет устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка на предмет исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что отчет о выполнении противопожарных мероприятий не поступал.
Представитель министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ЗАО «Лесосибирский лесоперевалочный комбинат», извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении слушания дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель КГКУ «Таежинское лесничество», извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ названные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Арендатор – ЗАО «Лесосибирский лесоперевалочный комбинат» обязан соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правил санитарной безопасности в лесах РФ», обеспечивать противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и т.д.), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Часть 4 статьи 97 Лесного кодекса РФ устанавливает, что порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 03.08.2010 N 595 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах", пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению пожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено в судебном заседании из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, справки КГКУ «Таежинское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-17, 25) ЗАО «Лесосибирский лесоперевалочный комбинат» не выполнило противопожарные мероприятия, исполнение которых на него возложено в силу закона и договорами, а именно: не созданы дороги противопожарного назначения – 1 км, не выполнено содержание дорог противопожарного назначения – 3 км, не ведется строительство мостов – 1 шт., не проведено устройство противопожарных минерализованных полос – 4 км, не проводится уход за минполосами – 8 км, не проведено устройство мест отдыха – 1 шт., не проведено устройство мест для разведения костров – 1 шт., ПСПИ – 1 шт., не созданы добровольные пожарные дружины – 1/5 шт., не проведена подготовка руководителей по организации тушения лесных пожаров – 1 человек.
Наличие данных нарушений ответчиком не опровергнуто, доказательств иного им с учетом правил ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, исходя из положений ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 руб. в связи с удовлетворением одного требования неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Закрытое акционерное общество «Лесосибирский лесоперевалочный комбинат» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить противопожарные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: создать дороги противопожарного назначения – 1 км, содержать дороги противопожарного назначения – 3 км, осуществить строительство мостов – 1 шт., провести устройство противопожарных минерализованных полос – 4 км, осуществлять уход за минполосами – 8 км, провести устройство мест отдыха – 1 шт., провести устройство мест для разведения костров – 1 шт., укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря – 1 шт., создать добровольные пожарные дружины – 1/5 шт., провести подготовку руководителей по организации тушения лесных пожаров – 1 человек.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Лесосибирский лесоперевалочный комбинат» госпошлину в доход местного бюджета в размере 4000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.А. Бурмакина