Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2636/2020 от 09.01.2020

    Судья: Лебедев Е.В.                                                      Дело <данные изъяты>а-2636/2020

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам                    Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Курлаевой И.В., Бирюковой Е.Ю.,

при секретаре - помощнике судьи Галстян Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 января 2020 года апелляционную жалобу Администрации городского округа <данные изъяты> на решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Михайловой О. А. к Администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным уведомления от <данные изъяты><данные изъяты> о несоответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и/или недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения Михайловой О.А.,

установила:

Михайлова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным уведомления от 19.06.2019                                            № <данные изъяты> о несоответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и/или недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

Требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Она обратилась в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве на участке жилого дома, однако оспариваемым уведомлением было сообщено о недопустимости размещения на земельном участке индивидуального жилого дома, поскольку участок расположен в границах территории КУРТ-46, и документация по планировке такой территории не утверждена.

По мнению истца, оспариваемое уведомление является незаконным, так как каких-либо ограничений в использовании земельный участок не имеет; законом на истца не возложена обязанность разрабатывать документацию по планировке территории; планируемый к возведению жилой дом по параметрам соответствует требованиям КУРТ-46.

Решением Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен: оспариваемое уведомление признано незаконным.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа <данные изъяты> просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное истолкование материального закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В силу части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Из материалов дела усматривается, что Михайлова О.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 623 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

<данные изъяты> Михайловой О.А. с целью строительства на принадлежащем ей земельном участке индивидуального жилого дома в адрес Администрации городского округа <данные изъяты> было направлено уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС.

Уведомлением от <данные изъяты><данные изъяты> уполномоченный орган сообщил заявителю о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Домодедово, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Домодедово от <данные изъяты> <данные изъяты>, участок включен в территорию КУРТ-46, в границах которой предусматривается деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории (л.д. 24-27).

Удовлетворяя административный иск и признавая данное уведомление незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик не указал, в связи с каким обстоятельством разработка проекта планировки территории, на которой расположен земельный участок административного истца, является обязательной, судом таких обстоятельств также не установлено; по мнению суда, у административного ответчика не имелось законных оснований для вынесения оспариваемого уведомления.

Судебная коллегия находит, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на ошибочном истолковании положений градостроительного законодательства.

Согласно пункту 34 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.

Частью 5.1 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

В соответствии с частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории или о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

Как следует из положений части 1 статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. При этом часть 2 статьи 41 ГрК РФ говорит о том, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.

К случаям, когда в целях размещения объекта капитального строительства подготовка документации по планировке территории является обязательной, часть 3 статьи 41 ГрК РФ относит случаи, когда необходимо установление, изменение или отмена красных линий, то есть - линий, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ). В свою очередь, п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Системный анализ указанных выше нормоположений позволяет сделать вывод, что подготовка документации по планировке территории в обязательном порядке осуществляется применительно к территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Данное требование нашло свое непосредственное закрепление в части 1 статьи 41.1 ГрК РФ в редакции, действующей с <данные изъяты>, согласно которой подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Предметом спора не является, что согласно действующим Правилам землепользования и застройки территории городского округа Домодедово в границах КУРТ-46 предусматривается деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории; земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> включен в территориальную зону КУРТ-46 (л.д. 44-45).

В соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны КУРТ-46 минимальные отступы от границ земельных участков устанавливаются документацией по планировке территории. По состоянию на июнь 2019 года утвержденный проект планировки данной территории отсутствовал, в связи с чем орган местного самоуправления правомерно, руководствуясь положениями пункта 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, уведомил Михайлову О.А. как правообладателя участка о недопустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

Вопреки утверждению административного истца, оспариваемым уведомлением на заявителя не возлагалась и не могла возлагаться обязанность разработать проект планировки территории, -                      Михайлова О.А. не относится к лицам, упомянутым в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства и требования закона не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отказе в удовлетворении заявленного Михайловой О.А. административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от                 <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Михайловой О. А. - отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-2636/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Михайлова О.А.
Ответчики
Администрация г.о. Домодедово
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
20.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее