Дело №2-59/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2017 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Политовой О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фона Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фона Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) от <Дата обезличена> истице отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку не был учтен льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, а именно: период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности дежурной медсестры в микрополиклинике ЗАО «ВМЗ», со ссылкой на то, что списком <Номер обезличен> и п.6 Правил <Номер обезличен> в числе учреждений и структурных подразделений организаций «микрополиклиника» не предусмотрена. В льготный стаж не вошли также курсы повышения квалификации с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – отпуск по беременности и родам. Истица просила признать незаконным отказ в назначении пенсии.
Впоследствии Политова О.В. исковые требования дополнила. Просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в должности медицинской сестры по лечебному массажу в Микрополиклинике с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности дежурной медицинской сестры во Врачебной амбулатории, курсы повышения квалификации с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и отпуск по беременности и родам с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, и назначить пенсию по старости в соответствии с п. 20. ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата обезличена>. Указала, что при принятии ответчиком решения об отказе в назначении трудовой пенсии, не были учтены выше указанные периоды ответчиком незаконно.
В судебном заседании истец Политова О.В. на уточненных требованиях настаивала по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что с учетом работы на селе медицинский стаж должен быть рассчитан как 1 год 3 месяца за один год работы. Также пояснила, что как в период работы в микрополиклинике, так и в период работы во врачебной амбулатории, она выполняла одни и те же функциональные обязанности, осуществляла лечебную деятельность. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии ее стаж составлял 22 года, а учитывая, что в соответствии с п.п. «а» п.6 Правил, исходя из расчета работы в сельской местности (год за 1 г. 3 мес.) ее стаж составляет 28 лет и 6 месяцев, то есть более 25 лет. Соответственно ответчиком незаконно отказано в назначении пенсии, просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Кожокарь Н.Н. в судебном заседании с иском не согласилась. Указала, что п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержит исчерпывающий перечень периодов, которые наравне с периодами работы засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости. Указала, что в стаж лечебной работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, в порядке, предусмотренном Правилами. Работа в должности дежурной медсестры в микрополиклинике Вяртсильской участковой больницы не может быть учтена в льготный стаж, так как списком №781 и п. 6 Правил в числе учреждений и структурных подразделений организаций «микрополиклиника» не предусмотрена. Полагает, что курсы повышения квалификации также не подлежат включению в специальный стаж. Относительно периода временной нетрудоспособности с 08.09.1993 по 25.01.1994 пояснила, что в документах, имеющихся в Пенсионном фонде, данный период указан как отпуск по уходу за ребенком, в связи с чем он не включен в стаж. Обратила внимание, что даже при включении всех спорных периодов, заявленных истицей, в специальный стаж, он составит 19 лет 9 месяцев 15 дней, чего недостаточно для назначения пенсии. Также указала на то, что истец неправильно толкует действующее законодательство, предполагая, что при исчислении ей льготного стажа необходимо и в настоящее время применять коэффициент 1,3 в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности. Указанный коэффициент подлежал применению только до 01.11.1999. Просила в иске отказать.
Выяснив позицию сторон, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 9 Международного пакта от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» признается право каждого человека на социальное обеспечение. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию - является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.
Реализация прав граждан на трудовые пенсии с 01.01.2015 осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон).
В силу части 1 статьи 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Аналогичная норма содержалась в п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством РФ принято Постановление № 665 от 16 июля 2014 года «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которым установлено, что специальный стаж для досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781. Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления.
Исходя из п. 1 списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При применении данного Списка необходимо принимать во внимание Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения России от 15.10.1999 г. N 377, а также Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения России от 03.11.1999 г. N 395.
Установлено, что 16.08.2016 Политова О.В., <Дата обезличена> года рождения, обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Сортавала РК (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в г.Сортавала РК (межрайонное) №193612/16 от 16.11.2016 Политовой О.В. отказано в удовлетворении заявления. Указано, что для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения необходимо наличие страхового стажа не менее 20 лет и стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. На момент обращения страховой стаж заявителя по состоянию на <Дата обезличена> составляет 23 года 4 месяца 4 дня, стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» - 14 лет 07 месяцев 01 день, при этом, ответчиком не включен в льготный стаж период деятельности истицы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности медсестры по лечебному массажу в Микрополиклинике, дежурной медицинской сестры во Врачебной амбулатории, так как списком № 781 и п.6 Правил № 781 в числе учреждений и структурных подразделений организаций Микрополиклиника не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что согласно записи в трудовой книжке истицы, последняя <Дата обезличена> принята на Вяртсильский металлургический завод в должности медсестры по лечебному массажу в микрополиклинику Вяртсильского металлургического завода, <Дата обезличена> переведена на должность дежурной медицинской сестры во врачебную амбулаторию, где проработала до <Дата обезличена>.
Должность медицинской сестры на основании номенклатуры должностей - приложения к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377, отнесена к среднему медицинскому персоналу. Вместе с тем ни Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения России от 03.11.1999 г. N 395, ни п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, не содержат наименование учреждения «Микрополиклиника».
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п. 18 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Из Положения о микрополиклинике следует, что она находится в ведомстве АООТ «Вяртсильский металлургический завод», расположена на территории завода и оказывает работникам завода квалифицированную лечебно – профилактическую помощь, занимает одноэтажное кирпичное здание из десяти помещений: врачебный кабинет, дежурная, процедурный, физиокабинет, кухня для физиокабинета, бытовая комната, санузел, зал ожидания посетителей, массажный кабинет, смотровой кабинет. В штате микрополиклиники состояли врач-терапевт и отоларинголог, акушерка, физиомедсестра, массажистка, 2 дежурные медсестры, фельдшер.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры Микрополиклиники АО Вяртсильский металлургический завод, утвержденной работодателем, основными задачами медицинской сестры являлось осуществление в полном объеме всех этапов сестринского процесса, ассистирование во время проведения лечебно-диагностических манипуляций врачом, обеспечение т соблюдение инфекционной безопасности, оказание неотложной помощи при острых заболеваниях, введение противошоковых средств, препаратов больным по жизненным показаниям, ведение медицинской документации по медицинским формам.
Приказом по АО «Вяртсильский металлургический завод» от <Дата обезличена> на основании полученной лицензии, разрешающей деятельность АО «Вяртсильский металлургический завод» в системе медицинского страхования, с <Дата обезличена> микрополиклиника переименована во врачебную амбулаторию, п. 2 данного Приказа с <Дата обезличена> внесены изменения в п. 2 приказа <Номер обезличен> а от <Дата обезличена> и он изложен в следующей редакции: «В состав отдела по медицинскому обслуживанию и промсанитарии включить отдел техники безопасности и врачебную амбулаторию».
С учетом структуры предприятия на 1995 год, в нем имелась «Врачебная амбулатория», а «Микрополиклиника» отсутствует, и с указанного времени Врачебной амбулатории Вяртсильского металлургического завода выдавалась лицензия, разрешающая оказание медицинской деятельности в виде амбулаторной помощи.
Из Положения о Врачебной амбулатории, введенного с <Дата обезличена> следует, что оно по своим основным задачам, структуре и штату идентично положению о Микрополиклинике, а должностная инструкция медицинской сестры Врачебной поликлиники идентична должностной инструкции медицинской сестры Микрополиклиники.
Справкой, уточняющей характер работы или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» подтверждается, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в качестве медицинской сестры по лечебному массажу Микрополиклиники Вяртсильского металлургического завода, а в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> - в качестве медицинской сестры Врачебной амбулатории Вяртсильского металлургического завода.
Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что с <Дата обезличена> в структуре АО «Вяртсильский металлургический завод» имелась только «Врачебная амбулатория», но работодателем в трудовую книжку истицы не были внесены соответствующие изменения.
«Врачебная амбулатория», поименована за <Номер обезличен> в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Должностные обязанности по должности медицинской сестры содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н. Согласно указанному нормативному правовому акту в должностные обязанности медицинской сестры, деятельность которой связана с оказанием лечебной и иной помощи населению, входит оказание доврачебной медицинской помощи, осуществление забора биологических материалов для лабораторных исследований, ухода за больными в медицинской организации и на дому, стерилизации медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными, ассистирование при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях, проведение подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача, обеспечение выполнения врачебных назначений, осуществление учета, хранения, использования лекарственных средств и прочее.
При этом общие положения и основные задачи данных учреждений («Микрополиклиника» и «Врачебная амбулатория») по своему характеру идентичны, характер деятельности истицы, согласно приказа по АО «Вяртсильский металлургический завод» при переименовании «Микрополиклиники» во «Врачебную амбулаторию» не изменился, а произошло лишь переименование, а само по себе наименование учреждения не может являться основанием для отказа в назначении пенсии поскольку установлено, что истица на протяжении спорного периода занималась исключительно лечебной деятельностью и исполняла обязанности медсестры, которые не отличались от обязанностей медсестры «Врачебной амбулатории» и участковой больницы.
На основании изложенного суд считает, что наименование учреждения «Микрополиклиника», в котором работала истица, тождественно наименованию учреждений, содержащихся в Списке и указанный период работы в данных учреждениях подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Суд считает обоснованными требования истицы о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> – нахождение в отпуске по беременности и родам.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды таких отпусков также подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Политова О.В., медсестра по лечебном массажу микрополиклиники, находилась в отпуске по беременности и родам. Данные обстоятельства подтверждаются справкой <Номер обезличен> от <Дата обезличена> администрации Вяртсильского метизного завода и данными о рождении ребенка Политова М., <Дата обезличена> года рождения. Соответственно указанный период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> подлежит включению в льготный стаж.
В стаж дающий право на назначение пенсии в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» подлежат включению и периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в период работы в Вяртсильской больницы.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
На основании статьи 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что весь стаж работы истицы по лечебной деятельности в сельской местности подлежит исчислению с учетом коэффициента 1, 3 за 1 года работы.
Так, пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъясняется, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке (29.10.2002 г.), по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г., если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого Постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Как усматривается из материалов дела, истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как медицинский работник, проработавший 25 лет только в сельской местности.
С учетом вышеизложенного, поскольку истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинский работник, проработавший 25 лет в сельской местности, то в силу указанных нормативных актов, периоды работы истицы в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежат включению в календарном порядке после 1 ноября 1999 года.
Таким образом, с учетом периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, включенных судом по настоящему делу, стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» составляет 19 лет 9 месяцев 15 дней, что менее требуемых 25 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
С учетом изложенного требования истца в части обязания ответчика назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Политовой О.В. следующие периоды работы: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу Политовой О.В. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2017 года