Дело № 2-7740/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.
при секретаре Хуттунен О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вертинского Г. Г.ча к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о признании решения о снятии с учета нуждающихся в жилищных условиях незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в жилищных условиях, обязании предоставить жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Вертинский Г.Г. обратился в суд с исковым заявлением к МВД по РК по тем снованиям, что с сентября 1994 г. по июль 2010 г. он проходил службу в органах внутренних дел, 22 мая 1998 г. был поставлен на жилищный учет МВД по РК, как нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что не имел жилья, прибыл в МВД по РК в качестве молодого специалиста, в г.Петрозаводске был прописан в общежитии МВД по РК по адресу: <адрес> (без права предоставления истцу жилой площади в данном общежитии). Изначально на жилищный учет МВД по РК истец был поставлен на льготную очередь, как молодой специалист (с присвоением индивидуального порядкового номера 9). Впоследствии, решением жилищной комиссии МВД по РК истец был переведен в общую очередь на улучшение жилищных условий, так как, по мнению жилищной комиссии, перестал считаться молодым специалистом. <данные изъяты>. <данные изъяты>. Юридические отношения с ААА истец не устанавливал. С 1996 г. по 2006 г. истец проживал в г.Петрозаводске в снимаемых квартирах на условиях поднайма. Затраты, связанные с поднаймом жилья, ему работодателем не оплачивались. В 2006 г. на имя Вертинской О.Г., ее сына ВВВ и матери истца Вертинской Т.Г. приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Общая площадь данной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., жилая площадь - <данные изъяты> кв.м. На квартиру зарегистрирована общая долевая собственность в следующем отношении: Вертинская О.Г. - 3/8, ВВВ - 1/4, Вертинская Т.Г. - 3/8. Также в указанной квартире зарегистрированы дети истца и Вертинской О.Г.: SSS, <данные изъяты>, Вертинская О.Г., <данные изъяты>. 09 июля 2010 г. на основании приказа МВД по РК № от 06.07.2010 истец был уволен из органов внутренних дел по сокращению штатов, в звании <данные изъяты>. Ему была назначена пенсия по выслуге лет и выдано соответствующее пенсионное удостоверение. Выслуга истца на 09 июля 2010 г. в календарном исчислении составила 15 лет 10 месяцев 08 дней. С 30 июля 2010 г. и по настоящее время истец является сотрудником Следственного комитета России по Республике Карелия. С момента постановки на жилищный учет МВД по РК, то есть с 1998 г. истец ежегодно, по требованию жилищной комиссии предоставлял сведения о своих жилищных условиях, подтверждая то, что основания его нахождения на данном учете не изменились и не отпали. Сведения, представляемые им, ежегодно рассматривались на заседаниях жилищной комиссии МВД по РК. Сомнений о правомерности нахождения истца на жилищном учете МВД до 2013 г. у жилищной комиссии не возникало.
17 апреля 2013 г. истец, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий и состоящее на жилищном учете МВД по РК, в соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ от 19.07.2011 подал письменное заявление в жилищную комиссию МВД по РК о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее ЕСВ) для улучшения жилищных условий. К указанному заявлению истец приложил перечень всех необходимых документов, подтверждающих, что состав его семьи и жилищных условий не изменились. Однако, решением жилищной комиссии МВД по РК от 24 сентября 2013 г. истцу было отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с недостаточностью выслуги лет, необходимой для постановки на данный учет по ЕСВ. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01 ноября 2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 17 января 2014 г., удовлетворены требования истца о признании недействительным отказа в постановке на учет МВД по РК для получения ЕСВ. 01 апреля 2014 г. решением жилищной комиссии МВД по РК истец принят на учет на получение ЕСВ в МВД по РК с членами семьи в составе 4 человек, согласно очередности на момент подачи заявления 17 апреля 2013 г., с присвоением индивидуального порядкового номера - 000244.
В декабре 2016 г. истец получил уведомление из МВД по РК о том, что завершается строительство многоквартирного жилого дома, предназначенного для распределения лицам, признанным до 01 марта 2015 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящими на жилищном учете МВД. В связи с чем, для распределения жилых помещений в жилищную комиссию необходимо предоставить ряд необходимых документов, подтверждающих то, что основания нахождения на данном учете не изменились и не отпали. Все необходимые документы истцом были представлены <данные изъяты> ССС На личном приеме у <данные изъяты> DDD истцу стало известно о том, что имеются сомнения о правомерности его нахождения на жилищном учете МВД, так как истец состоит на жилищном учете Следственного управления Следственного комитета России по РК. В связи с чем МВД по РК направлен запрос в правовой департамент МВД России, для разъяснения вопроса о правомерности нахождения истца на жилищном учете МВД.
25 октября 2017 г. решением жилищной комиссии МВД по РК истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях МВД по РК с членами семьи в составе 5 человек (истец, <данные изъяты> Вертинская О.Г., сын и дочь истца, мать истца Вертинская Т.Г.), в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Истец полагает, что данное решение жилищной комиссии является незаконным и необоснованным, поскольку оно противоречит заключению правового отдела МВД по РК от 19 августа 2013 г., согласно которому оснований для снятия истца с жилищного учета МВД по РК не имеется, а также решению Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01 ноября 2013 г., согласно которому фактически признана правомерность нахождения истца на жилищном учете МВД по РК. С 2013 г. никаких изменений ни в составе семьи истца, ни в его жилищных условиях не произошло, о чем было известно жилищной комиссии.
Ссылаясь на заключение правового отдела МВД по РК от 19 августа 2013 г. и часть 2 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истец указывает, что на него, его <данные изъяты> приходится 3/8 доли из общей площади указанной квартиры, то есть всего <данные изъяты> кв.м., в связи с чем на каждого члена семьи истца приходится по <данные изъяты> кв.м. - что ниже учетной нормы площади жилого помещения на одного человека (10 кв.м), установленной пунктом 2 Решения Петрозаводского городского Совета Республики Карелия от 27.12.2005 № XXV/XXV-256. А если брать из расчета 3/8 доли жилой площади указанной квартиры, то есть <данные изъяты> кв.м, то на каждого члена семьи истца приходится всего лишь по <данные изъяты> кв.м. Жилищной комиссией произведены намеренно ошибочные и явно выгодные для себя расчеты, при которых всю общую площадь жилого помещения они делят на всех зарегистрированных в нем граждан, а не на лиц, которые в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011, являются членами семьи истца. <данные изъяты>
То, что истец состоит на жилищном учете в Следственном управлении Следственного комитета России по РК в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 не лишает его права состоять на жилищном учете МВД по РК, а наоборот подтверждает тот факт, что он является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, жилищной комиссией было нарушено положение части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия.
После судебного разбирательства по иску истца к МВД по РК в 2013 г. каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для исключения истца из жилищной очереди и которые не были бы известны жилищной комиссии МВД по РК, не появилось. Таким образом, принимая решение о снятии истца с жилищного учета, члены жилищной комиссии оперировали сведениями, которые были им известны уже несколько лет. Также, решение жилищной комиссии МВД по РК от 25 октября 2017 г. о снятии истца с жилищного учета вручено ему позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данного решения, а именно 09 ноября 2017 г.
Указанными незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред вследствие нарушения его прав на жилищное обеспечение, предусмотренных законами и правыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в данной области.
На основании изложенного истец просит признать решение ответчика о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях МВД по РК незаконным и необоснованным; обязать ответчика восстановить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях МВД по РК с даты первоначальной постановки, с 22 мая 1998 г.; обязать ответчика обеспечить истца жильем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (то есть из 8 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена его семьи (истца, его <данные изъяты>, сына и дочь), а также в соответствии с пунктом 23 статьи 35 Федерального закона № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации»; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 20000 руб.
Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 17 ноября 2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Вертинская О.Г., Вертинская Т.Г., Следственный комитет России по РК.
В судебном заседании истец Вертинский Г.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МВД по РК Июдина Н.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы дела №2-8232/2013, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Вертинский Г.Г. в соответствии с приказом МВД по РК № от 06.07.2010 уволен из органов внутренних дел по сокращению штатов с 09 июля 2010 г., выслуга лет в органах внутренних дел на указанную дату составляет 15 лет 10 месяцев 08 дней в календарном исчислении, 24 года 00 месяцев 13 дней в льготном исчислении.
С 30 июля 2010 г. и по настоящее время истец является сотрудником Следственного комитета России по РК.
С 22 мая 1998 г. истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий МВД по РК в связи с тем, что он не имел жилья в г.Петрозаводске, прописан в общежитии МВД по РК по адресу: <адрес>, прибыл в МВД по РК в качестве молодого специалиста. Был поставлен на учет в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, как проживающий длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющий другой жилой площади.
<данные изъяты>.
Согласно договору купли-продажи от 18 мая 2006 г. в общую долевую собственность (право собственности зарегистрировано 29 мая 2006 г.) Вертинской Т.Г. (3/8 доли, мать истца, ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты>), Вертинской О.Г. (3/8 доли, <данные изъяты>), ВВВ, ДД.ММ.ГГГГ рождения (1/4 доля, сын жены истца от первого брака) приобретена 4-комнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с ответом МКП «Петрозаводская паспортная служба» на запрос суда от 22 ноября 2017 г. № в указанной квартире зарегистрированы с 07 июня 2006 г. Вертинская О.Г., Вертинская Т.Г., ВВВ, с ДД.ММ.ГГГГ - SSS, с ДД.ММ.ГГГГ - Вертинский Г.Г., с ДД.ММ.ГГГГ - Вертинская О.Г.
25 октября 2017 г. на заседании жилищной комиссии МВД по РК (протокол №32) при рассмотрении вопроса о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и снятии с жилищного учета МВД по РК в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» принято решение снять с учета нуждающихся в жилых помещениях МВД по РК Вертинского Г.Г. с членами семьи в составе 5 человек (истец, мать, <данные изъяты>, сын, дочь) в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указано, что исходя из общей площади жилого помещения, имеющегося в собственности членов семьи Вертинского Г.Г. (по адресу: <адрес>) и количества зарегистрированных в нем 6 граждан обеспеченность на каждого составляет <данные изъяты> кв.м., исходя из жилой площади занимаемого помещения <данные изъяты> обеспеченность на каждого составляет <данные изъяты> кв.м., то есть более учетной нормы.
В отзыве ответчика на исковое заявление приводится иной расчет - исходя из площади жилого помещения, имеющегося в собственности членов семьи истца (матери и супруги), в связи с чем обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв. м. х 6/8 доли):5=<данные изъяты> кв.м., жилой площадью - <данные изъяты> кв.м.:5=<данные изъяты> кв.м.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 04.11.2014 № 342-ФЗ) сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом, Федеральным законом от 08.11.2011 № 309-ФЗ часть 1 указанной статьи 6 после слов «в сфере внутренних дел» дополнена словами «,иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники,»; Федеральным законом от 04.11.2014 № 342-ФЗ в части 1 статьи 6 слова «и принятым» заменены словом «, принятым», указанная часть 1 дополнена предложением следующего содержания: «Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.».
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 342-ФЗ) сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Федеральным законом от 04.11.2014 № 342-ФЗ часть 2 статьи 6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена словами «в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
В силу положений статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно пункту 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников: гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым до 01 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; членам семьи, а также родителям погибших (умерших) сотрудников; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом на пенсию, состоявшим на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или единовременной выплаты и принятым на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты в органах внутренних дел; гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоявшим на учете для получения единовременной выплаты в Федеральной миграционной службе и принятым на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты в органах внутренних дел.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Карельской АССР, утвержденными постановлением Совета Министров Карельской АССР, Карельским областным советом профсоюзов от 04.04.1988 № 83, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью в г.Петрозаводске на 1 члена семьи 6 кв.м. и менее.
Пунктом 2 решения Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 №XXV/XXV- 256 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г.Петрозаводске в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 53, 127 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя, в частности, из следующего членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и положения вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что мать истца является членом его семьи в силу положений жилищного законодательства, которыми следует руководствоваться при определении нуждаемости в жилых помещениях. При этом, доводы истца со ссылкой на часть 2 статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющую перечень лиц, кто считается членом семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицом, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, основано на ошибочном понимании норм права. Положения указанного закона, в том числе статьи 1, 4 и 6, не устанавливают ни порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, ни основания для снятии его с такого учета.
Кроме того, суд учитывает, что до рождения детей (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), исходя из позиции истца при подсчете нуждаемости, в собственности его <данные изъяты> с 29 мая 2006 г. находились 3/8 доли в общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру, то есть обеспеченность общей площадью на каждого из них составляла <данные изъяты> кв. м. х 3/8 доли:2=<данные изъяты> кв.м., жилой площадью - <данные изъяты> кв.м. х 3/8 доли: 2=<данные изъяты> кв.м., то есть более учетной нормы.
Таким образом, истец утратил основание для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и правомерно был снят с указанного учета на основании решения жилищной комиссии МВД по РК от 25 октября 2017 г.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Ссылки истца на вышеуказанные положения Жилищного кодекса Российской Федерации не нарушают его права и охраняемые законом интересы, поскольку правовых оснований состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с момента улучшения жилищных условий 29 мая 2006 г. в результате приобретения в собственность членов его семьи долей в праве собственности на вышеуказанную квартиру у него не имелось и, как следствие, отсутствуют основания для восстановления его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки - с 22 мая 1998 г.
Как следует из материалов дела, ответчиком испрашивалась соответствующая позиция в МВД России относительно правовых оснований нахождения Вертинского Г.Г. на жилищном учете МВД по РК.
Более того, положения части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую в обоснование своей позиции ссылается истец, не предусматривают правовых последствий пропуска срока в виде признания законным постановки на учет при отсутствии нуждаемости, и незаконным принятого решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, влекущего восстановление в очереди с момента первоначальной постановки.
Получение истцом оспариваемого решения 09 ноября 2017 г. также не влечет вышеуказанных последствий и не свидетельствует о том, что право истца на судебную защиту ввиду позднего получения решения было нарушено.
Несостоятельными и не являющимися основаниями для удовлетворения заявленных требований являются ссылки истца на преюдициальное значение решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01 ноября 2013 г., оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 января 2014 г., по делу № 2-8232/2013, которым исковые требования Вертинского Г.Г. к МВД по РК о признании недействительным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, о постановке на соответствующий учет с момента подачи первоначального заявления удовлетворены; признан незаконным отказ МВД по РК в постановке Ветринского Г.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, оформленный 24 сентября 2013 г. № 14/1521; на МВД по РК возложена обязанность поставить Вертинского Г.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с учетом действующего законодательства согласно очередности на момент подачи Вертинским Г.Г. соответствующего заявления от 17 апреля 2013 г. Из указанных судебных актов следует, что вопрос о том, сохранились ли основания для предоставления Вертинскому Г.Г. жилого помещения, и соответственно, является ли он лицом, нуждающимся в жилых помещениях МВД по РК, не исследовался.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований истца о признании решения ответчика о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях МВД по РК незаконным и необоснованным; обязании ответчика восстановить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях МВД по РК с даты первоначальной постановки, с 22 мая 1998 г., не имеется, в связи с чем в удовлетворении указанных требований следует отказать.
Поскольку в удовлетворении вышеуказанных требований истца отказано, то отсутствуют основания и для удовлетворения следующих производных требований истца об обязании ответчика обеспечить истца жильем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (то есть из 8 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена его семьи (истца, его супругу, сына и дочь) и в соответствии с пунктом 23 статьи 35 Федерального закона № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации»; а также о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 20000 руб. Таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Вертинского Г. Г.ча к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о признании решения о снятии с учета нуждающихся в жилищных условиях незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в жилищных условиях, обязании предоставить жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение составлено 18 декабря 2017 г.