Судья – Ефанов В.А. Дело № 33-23099/2020
№ 2-1813/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2020 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего — Онохова Ю.В.,
судей - Клиенко Л.А., Бондаренко М.В.,
при секретаре - Назаровой М.В.,
по докладу судьи - Клиенко Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края < Ф.И.О. >11 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 июня 2020 года,
У С Т А Н О В И Л А :
< Ф.И.О. >1обратилась в суд с иском к ГУ - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края (далее – Управление ПФР) о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование своих требований указала, что решением Управления ПФР ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Комиссия не включила в специальный стаж период работы в должности санитарки и младшей медсестры в МУЗ Центральная горбольница <№..> <Адрес...> с01.08.1085 по 13.01.1990. Так же не включены периоды работы в ФБЛПУ «Радуга» в должности медицинской сестры высшей категории с01.11.1999 по 31.12.2016. Считает, что указанное решение комиссии не законно, так как в указанные периоды истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.В связи с изложенным, просила признать решение ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включить периоды работы с 01.08.1985 по 13.01.1990 и с 01.11.1999 по 31.12.2016 в специальный стаж, обязать ответчика назначить страховую пенсию.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 июня 2020 г. исковое заявление< Ф.И.О. >1 ГУ Управление Пенсионного фонда в городе Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворено частично.
Признан отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан УПФ РФ в г. Сочи от 17.02.2020 в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным в части.
Включены в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы < Ф.И.О. >4: с 01.11.1999 по 24.01.2016; с 01.04.2016 по 31.12.2016.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе начальник управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края < Ф.И.О. >9 просит решение просит отменить, в иске отказать, указывая, что работа в должности медицинской сестры в ФБЛПУ «Санаторий «Радуга» Федеральной налоговой службы» не включен в специальный стаж, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком от 29.10.2002 <№..>, страхователем не представлены сведения с указанием кода льготной специальности, а профиль работы санатория не соответствует специализации, предусмотренной Списком от 22.09.1999 <№..>, от 29.10.2002 <№..>. Данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 <№..>-О-О. Доказательств, подтверждающих льготный характер работы, истцом не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что 04 февраля 2020 г. < Ф.И.О. >1 обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от28.12.2013№ 400-ФЗ.
Решением Управления ПФР от17 февраля 2020 г.<№..> < Ф.И.О. >1 отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, так как из стажа, дающего ей право на досрочное пенсионное обеспечение, исключены периоды работы: с 01.08.1985 по 13.01.1990 в должности санитарки и младшей медсестры в городской больнице № 2 г. Сочи; с 01.11.1999 по 31.12.2016 в должности медицинской сестры в ФБЛПУ «Санатории «Радуга» Федеральной налоговой службы» (л.д.11-14).
Отказ во включении в специальный стаж периода работы с 01.08.1985 по 13.12.1990 не обжалуется.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с п.20 ч.1 ст.19 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее30лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положенийчасти 1.1настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с подпунктом «н» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 (ред. от 05.12.2018) «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии состатьей 30Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
списокдолжностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Списокдолжностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Списокпрофессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положенийабзацев четвертогоипятого пункта 2указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Переченьучреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Следовательно, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
В наименование учреждений, предусмотренных Спискомдолжностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (ред. от 19.02.2001), включены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.
Аналогичное положение содержит Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009).
Таким образом, согласно даннымСпискам, подлежащим применению к спорным отношениям, только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанныхсписках, соответствующие периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Включая в специальный медицинский стаж < Ф.И.О. >1 период ее работы с 1 ноября 1999 г. по 24 января 2016 г., и с 01 апреля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в должности медицинской сестры в ФБЛПУ «Санаторий «Радуга» Федеральной налоговой службы», суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды истица осуществляла лечебную и иную деятельность в должности медсестры, что подтверждается справкой, уточняющей характер работы или условий труда от 05.03.2020, лицензиями на осуществление лечебной деятельности санатория, уставом санатория.
Однако данные суждения суда первой инстанции не основаны на нормах права, подлежащих применению к спорным отношениям.
В соответствии спунктом 5.2.11.15приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем, из представленных в материалы дела учредительных документов Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Радуга» Федеральной налоговой службы» (л.д.83-101), а также выданных этому учреждению лицензий (л.д.45-82) следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных впункте 21раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, а также впункте 21раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.
Из справки, уточняющей характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, от 05 марта 2020 г. следует, что санаторий «Радуга» является лечебно-профилактическим учреждением общего профиля с преобладанием направленности в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата (л.д.27-29).
Данная справка также не подтверждает, что санаторий осуществляет лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Суд первой инстанции неправильно применил названные выше нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, и дал расширительное толкованиепункта 21 раздела «Наименование учреждений» названных Списков.
Вследствие этого выводы суда о включении в специальный стаж < Ф.И.О. >1 периодов ее работы с 01.11.1999 по 24.01.2016 и с 01.04.2016 по 31.12.2016 в должности медицинской сестры в ФБЛПУ «Санаторий «Радуга» Федеральной налоговой службы» являются неправомерными.
Судом первой инстанции не учтено, что, устанавливая в Федеральномзаконеот 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определениеКонституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 1137-О,определениеКонституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1920-О,определениеКонституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 2041-О).
Ввиду изложенного обжалуемое решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 июня 2020 года отменить, апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи – удовлетворить.
Принять в этой части новое решение.
Исковое заявление < Ф.И.О. >1 ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: