Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 года с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сафронова А.А.,
при секретаре Абалымовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Гараева ФИО10 к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес>, третьим лицам об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гараев Р.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес>, третьим лицам об установлении границ земельного участка, мотивируя тем, что ему – Гараеву Р.Г. на праве собственности, согласно выписки из ЕГРН и свидетельства о государственной регистрации права, принадлежит <данные изъяты>м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, который состоит на кадастровом учёте. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка составлен межевой план. После проведения кадастровых работ установлено точное местоположение границ и площадь земельного участка. <адрес> земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., согласно сведениям государственного кадастра недвижимости. Площадь земельного участка по правоустанавливающему документы составляет <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> стороной не уточнённого земельного участка <данные изъяты>, а также определенными ограждением. Необходимо узаконить в судебном порядке фактическую площадь и конфигурацию. Превышение составляет 170 кв. м., что не противоречит предельным нормам (500 кв.м.) разрешенным законодательством и правилами землепользования и застройки. Выявленные противоречия являются препятствием в осуществлении кадастрового учёта, в связи, с чем он - истец просит суд установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего Гараеву Р.Г., на праве собственности, согласно плану (схеме) земельного участка с каталогом координат, изготовленному кадастровым инженером Скворцовым В.В., которые считать неотъемлемым приложением решения.
Определением Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в гражданском деле по иску Гараева ФИО11 к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес>, третьим лицам об установлении границ земельного участка, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска привлечён Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>».
Истец Гараев Р.Г. в судебном заседании свои исковые требования поддержал в полном объёме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом муниципального района <адрес> Ильин С.Н., надлежаще извещавшийся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, возражений по существу заявленных Гараевым Р.Г. исковых требований не имеет и просит разрешить данное дело на усмотрение суда.
Представители третьих лиц – Управления Росреестра по <адрес>, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>», надлежаще извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не представили, причины неявки не сообщили.
Третье лицо - кадастровый инженер Скворцов В.В. в судебном заседании не возражал относительно удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участвовавших в рассмотрении дела лиц, суд считает исковые требования Гараева Р.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно статье 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Гараеву ФИО12, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 17-18).
Из п.п. 1, 2 ст. 209 ГК следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения в Единый государственный реестр недвижимости вносятся па основании документов, поступивших в орган регистрации права в установленном настоящим Законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Из заключения кадастрового инженера следует, что межевой план подготовлен в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный <адрес>, <адрес>, <адрес>. Заказчиком кадастровых работ является Гараев ФИО15. Кадастровые работы проводились на основании предоставленных документов: выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и материалов инвентаризации 2001 года. Других документов не обнаружено. Границы и длины линий, а так же конфигурация участка сложились из фактического расположения определенными стороной т.5-1 ранее поставленного на кадастровый учёт земельного участка <данные изъяты> стороной неуточненного земельного участка <данные изъяты>, а также определенными ограждением. Площадь участка составила 928 кв.м., что не подтверждена предоставленными документами. Площадь по документам и схеме инвентаризации составляет 758 кв.м., что не соответствует фактической конфигурации и площади. Необходимо узаконить в судебном порядке фактическую площадь и конфигурацию. Превышение составляет 170 кв.м., что не противоречит предельным нормам (500 кв.м.) разрешенным законодательством и правилами землепользования и застройки. Согласование границ земельного участка проводилось в индивидуальном порядке. Граница от т.2 до т.4 - земли <данные изъяты> ФИО5 ФИО6; от т.5 до т.1- земли <данные изъяты> ФИО7 Претензий и не согласия с границами у смежных землепользователей нет.
Межевой план соответствует требованиям закона.
Площадь земельного участка согласно сведений ЕГРН составляет <данные изъяты> кв.м.. Площадь земельного участка по результатам уточнения составила <данные изъяты> кв.м.. Расхождение площадей составляет 170 кв.м.. Данная разница не превышает минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства <адрес>, установленного 500 кв.м. на основании Правил землепользования и застройки сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский.
Площадь земельного участка увеличена на допустимую величину не в результате присоединения новой территории, а в связи с уточнением его границ по исторически сложившемуся землепользованию, что соответствует закону.
Расхождение в конфигурации объясняется тем, что участок был сформирован с площадью, в пределах допустимого минимального размера, ранее были неточные измерения.
Согласно ч. 1 ст. 22 закона № 218-ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Обстоятельствами, подлежащими установлению по данному земельному участку являются координаты характерных точек границ уточняемого земельного участка.
Предъявляя настоящие требования, истец ссылается на то, что имеется несоответствие площади, мер длин линий земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, и его конфигурации по материалам инвентаризации от конфигурации, представленной в межевом плане по заявлению.
Площадь земельного участка истца согласно каталогу координат в настоящее время составляет 928 кв.м.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Требования п. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» выполнены в полном объеме и соответствуют Закону.
Таким образом, судом установлено, что площадь земельного участка увеличена на допустимую величину не в результате присоединения новой территории, а в связи с уточнением его границ по исторически сложившемуся землепользованию, что соответствует закону.
Границы земельного участка согласованы со всеми заинтересованными лицами, что подтверждается актом согласования границ земельного участка, приложенного в межевом плане (л.д. 16).
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
Ст. 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Положениями статей 11,12 ГК РФ определено, что в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в ст. 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Согласно ч.ч. 8, 9, 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке, его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Указанное означает, что осуществление кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка возможно в случае, если в результате кадастрового учёта площадь такого земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, но не более чем на установленную величину.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок существует более 15 лет и его границы закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения, а также природных объектов, позволяющих определить местоположение границ земельного участка и устанавливались на местности по существующему ограждению и объектам искусственного происхождения. При уточнении площадь земельного участка была увеличена, земельный участок был сформирован с площадью <данные изъяты> кв.м., что соответствует ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Судом в ходе рассмотрения дела установлено наличие нарушенных прав истца, нарушенные права подлежат восстановлению, а заявленные требования удовлетворению.
Доказательств отсутствия у истца прав на уточнение местоположения границ земельного участка в заявленных им координатах суду не представлено, как не представлено и доказательств наличия споров относительно границ земельного участка со стороны смежных землепользователей.
В данном случае, суд считает доказанным, что истец, в целях соблюдения положений земельного законодательства, и реализации своих прав, как собственника объекта недвижимого имущества, решил уточнить местоположение своего земельного участка, в целях полноценной идентификации земельного участка, как объекта прав. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности установить границы земельного участка истца в судебном порядке, судом не установлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым, в соответствии со ст.ст. 8, 12 ГК РФ исковые требования Гараева Р.Г. удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гараева ФИО13 к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес>, третьим лицам об установлении границ земельного участка - удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, <данные изъяты>. расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего Гараеву ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности, согласно плану (схеме) земельного участка с каталогом координат, изготовленному кадастровым инженером Скворцовым В.В., которые считать неотъемлемым приложением решения.
Решение является основанием для внесения в Государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Красноармейского районного суда
Самарской области А.А. Сафронов