Дело № 2-1296/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Володарск 25 ноября 2014 года
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
Председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,
при секретаре Бойко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова В.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району в Нижегородской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Волков В.Н. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 15.05.2014 года он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.02.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ответом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области от 07.07.2014 года № ему было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с невозможностью включения в специальный стаж работников противопожарной службы периода работы с 01.10.2003 г. по 01.04.2007 г. При этом было указано, что не включение данного периода работы обусловлено положениями пп.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому право на досрочное пенсионное обеспечение устанавливается исключительно работникам противопожарной службы МЧС России, а работники противопожарной службы субъектов РФ права на досрочное пенсионное обеспечение не имеют: истец не согласен с доводами изложенными в ответе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области, считает их не соответствующими действующему законодательству по следующим основаниям. В соответствии со справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданной Федеральным казенным учреждением «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» от 20.01.2014г. № 3 и данными трудовой книжки, в период с 03.08.1984 г. по 22.11.1990 г., истец работал в качестве водителя 1 класса 375-ППЧ 9-ОППО <адрес> УПО УВД Горьковского облисполкома; с 11.07.1995 г. по 19.07.2004 г. в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ УГПС УВД Нижегородской области; с 19.07.2004 г. по 01.01.2005 г. в качестве водителя 1 класса 10 1-ПЧ УГОЧС Володарского района ГУ ГОЧС Нижегородской области»; с 01.01.2005 г. по 31.12.2008 г. в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области; с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ ГУ «ЦУС ФПС по Нижегородской области» Главного управления МЧС России по Нижегородской области; с 01.01.2010 г. по 01.04.2011 г. в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ ГУ «ЦОД ФПС по Нижегородской области»; с 01.04.2011 г. по 14.04.2011 г. в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ 2-ОФПС ГУ «ЦОД ФПС по Нижегородской области»; с 14.04.2011 г. по 31.12.2011 г. в качестве водителя автомобиля (пожарного) 1 класса 101-ПЧ 2-ОФПС ГУ «ЦОД ФПС по Нижегородской области»; с 01.01.2012 г. по настоящее время в качестве водителя автомобиля (пожарного) 1 класса 101 -ГШ ФГКУ «2 отряд ФПС по Нижегородской области». Спорным периодом деятельности, по мнению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области, который не был зачтен в специальный стаж является период работы с 01.10.2003 г. по 01.04.2007 г., т.е. с даты реорганизации Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области в Главное Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области до даты ликвидации вышеуказанного учреждения и перевода, в том числе и его в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
В данном случае согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданной Федеральным казенным учреждением «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области», карточками-справками, личными картами, в течение всего периода работы в противопожарной службе характер выполняемых работ не изменялся и предусматривал: обеспечение сохранности закрепленной пожарной техники в состоянии постоянной готовности к действию; управление пожарными автомобилями всех типов и марок, оборудованными на шасси, отнесенными к категории транспортных средств согласно разрешающей отметке в водительском удостоверении; проверка при смене караулов закрепленной пожарной техники; при работе на пожарах и авариях установка пожарного автомобиля на указанную позицию с учетом выполнения нормативных требований, и т.д.
Таким образом, за все время работы, несмотря на изменение наименования организаций и порядка финансирования, изменения трудовой функции, характера деятельности фактически остался прежним, должностные обязанности истца, система оплаты, штатное расписание, графики дежурств не изменялись. Неизменными оставались также цели и задачи названной пожарной части, определенные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». По ведомственной подчиненности пожарная часть относилась к ГПС МЧС России. Изменение же ведомственной принадлежности учреждения, в котором истец работал, не может быть определяющим в приобретении или прекращении его права на досрочное назначение пенсии по старости. Вышеуказанные выводы подтверждаются кроме того и тем обстоятельством, что впоследствии Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области был ликвидирован и все его подразделения переведены в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, что еще раз подтверждает неизменность целей и задач подразделения где истец проходил службу.
При таких обстоятельствах данный период должен быть квалифицирован как специальный стаж работников противопожарной службы, и соответственно подтверждает право на досрочную трудовую пенсию.
В связи с чем просит суд: Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области от 07.07.2014 года № 871 об отказе в назначении досрочной пенсии Волкову В.Н. 2. Включить в специальный стаж работников противопожарной службы, необходимый для назначении досрочной пенсии Волкову В.Н. следующий период: с 01.10.2003 г. по 01.04.2007 г. 3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости Волкову В.Н.
В последующем истец уточнил исковые требования, просит: Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области от 07.07.2014 года № 871 об отказе в назначении досрочной пенсии Волкову В.Н.; Включить в специальный стаж работников противопожарной службы, необходимый для назначении досрочной пенсии Волкову В.Н. период: с 01.10.2003 г. по 01.04.2007 г.; Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, а именно с 15 мая 2014 года Волкову В.Н.
Истец, Волков В.Н., в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель истца по доверенности Т.О.В. просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району по доверенности С.С.А. в судебном заедании пояснила следующее: Волков В.Н., (26.06.1958 г.р.), 15.05.2014 г. обратился за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с вышеуказанной статьей установлено мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Списку должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующийся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.18 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.
Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение устанавливается работникам противопожарной службы МЧС России. С 01.01.2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в соответствии с которым были разграничены полномочия в области пожарной безопасности между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. В Государственную противопожарную службу в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ определено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе» утверждено Положение о Федеральной противопожарной службе, пунктом 1 которого установлено, что Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В соответствии с указанным Законом Главное Управление ГОЧС Нижегородской области с 01.01.2005 года разделилось на Главное управление МЧС России по Нижегородской области и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
Исходя из правового смысла пп.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года, работники противопожарной службы субъектов РФ права на досрочное пенсионное обеспечение не имеют.
По трудовой книжке Волков В.Н. с 03.08.1984 года по 22.11.1990 года работал водителем в ОППО-9 <адрес> УПО УВД Горьковского облисполкома, с 11.07.1995 года принят в 101-ПЧ УГПС УВД Нижегородской области. Как усматривается из исторической справки «О переименовании», на основании Директивы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.09.2003 г. № 31-23-21 Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01.10.2003 г. реорганизовано в Главное Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
На основании приказа № 1 от 11.01.2005 года начальника ГУ МЧС России по Нижегородской области Управление по делам ГО и ЧС Володарского района с 01.01.2005 года было переименовано в 101-ПЧ Главного Управления МЧС России по Нижегородской области по охране Володарского района. Согласно Положению от 01.01.2005 г., утвержденному руководителем Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, 101-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Володарского района является структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. С 01.04.2007 года подразделения Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в связи с его ликвидацией переведены в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. В связи с этим, период работы Волкова В.Н. с 01.10.2003 года по 01.04.2007 года не может быть включен в специальный стаж работы работников противопожарной службы и соответственно права на досрочную трудовую пенсию не имеет.
ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по Володарскому району считает исковые требования Волкова В.Н. незаконными и необоснованными, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив в совокупности все исследованные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральный закон РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.п. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Пункт 2 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно представленной трудовой книжке Волков В.Н. работал 03.08.1984 года по 22.11.1990 года, истец работал в качестве водителя 1 класса 375-ППЧ 9-ОППО <адрес> УПО УВД Горьковского облисполкома; с 11.07.1995 года по 19.07.2004 года в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ УГПС УВД Нижегородской области; с 19.07.2004 года по 01.01.2005 года в качестве водителя 1 класса 10 1-ПЧ УГОЧС Володарского района ГУ ГОЧС Нижегородской области»; с 01.01.2005 года по 31.12.2008 года в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области; с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ ГУ «ЦУС ФПС по Нижегородской области» Главного управления МЧС России по Нижегородской области; с 01.01.2010 года по 01.04.2011 года в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ ГУ «ЦОД ФПС по Нижегородской области»; с 01.04.2011 года по 14.04.2011 года в качестве водителя 1 класса 101-ПЧ 2-ОФПС ГУ «ЦОД ФПС по Нижегородской области»; с 14.04.2011 года по 31.12.2011 года в качестве водителя автомобиля (пожарного) 1 класса 101-ПЧ 2-ОФПС ГУ «ЦОД ФПС по Нижегородской области»; с 01.01.2012 года по настоящее время в качестве водителя автомобиля (пожарного) 1 класса 101 -ГШ ФГКУ «2 отряд ФПС по Нижегородской области».
Ответчиком не оспаривается выполнение истцом работы по должности, относящейся к категории должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, обозначенной в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ № 437 от 18.06.2002.
Указанным Списком поименована должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного).
На основании Директивы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.09.2003 года № 31-23-21 Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01.10.2003 года реорганизовано в Главное Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
На основании приказа № 1 от 11.01.2005 года начальника ГУ МЧС России по Нижегородской области Управление по делам ГО и ЧС Володарского района с 01.01.2005 года было переименовано в 101-ПЧ Главного Управления МЧС России по Нижегородской области по охране Володарского района. Согласно Положению от 01.01.2005 года, утвержденному руководителем Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, 101-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Володарского района является структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
С 01.04.2007 года подразделения Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в связи с его ликвидацией переведены в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
Как установлено в судебном заседании, несмотря на изменения наименования и ведомственной принадлежности организации должностные обязанности истца, как водителя пожарного автомобиля, в период, когда она относилась к МЧС, затем Управлению по делам ГО и ЧС Володарского района, затем к МЧС России по Нижегородской области, затем к Главному управлению МЧС России по Нижегородской области, не изменялись, что подтверждается материалами дела, а также показаниями истца и справкой №3 от 20.01.2014 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной Федеральным казенным учреждением «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области», карточками-справками, личными картами. Неизменными оставались также цели и задачи названной пожарной части, определенные Законом о пожарной безопасности.
По ведомственной подчиненности пожарная часть относилась к относилась к ГПС МЧС России. Данные обстоятельства, помимо пояснений истца и справки № 3 от 20.01.2014 года, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной Федеральным казенным учреждением «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области», в судебном заседании были подтверждены письменными документами по делу: копией трудовой книжки, карточками-справками, личными картами, трудовыми договорами.
Статья 37 Конституции РФ предусматривает гарантию защиты конституционных прав граждан в сфере труда, запрет на дискриминацию по каким-либо признакам.
Из разъяснений, изложенных в п. 16 Постановления № от 11 декабря 2012 года Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)
Учитывая выполняемые истцом функции, условия и характер его работы, цели, задачи и направления деятельности пожарной части, суд приходит к выводу, что спорный период с 01.10.2003 года по 01.04.2007 года подлежит зачету в стаж Волкова В.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что Управлением Пенсионного фонда незаконно исключен из льготного стажа Волкова В.Н. период работы с 01.10.2003 года по 01.04.2007 года в должности водителя 1 класса.
Истец Волков В.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии 15.05.2014 года. На данный период времени все необходимые условия для назначения льготной трудовой пенсии имелись.
С учетом того, обстоятельства, что Управление Пенсионного фонда незаконно отказало Волкову В.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии, суд считает необходимым назначить ему трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд, то есть с 15.05.2014 года.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца Волкова В.Н. с учетом положений ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волкова В.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области от 07.07.2014 года № 871 об отказе в назначении досрочной пенсии Волкову В.Н..
Включить в специальный стаж работников противопожарной службы, необходимый для назначения досрочной пенсии Волкову В.Н. период с 01.10.2003 года по 01.04.2007 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Володарскому району Нижегородской области назначить Волкову В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 15 мая 2014 года.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Володарскому району Нижегородской в пользу Волкова В.Н. расходы на оплату госпошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья С.Ю. Моисеев