Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1961/2018 ~ М-615/2018 от 05.02.2018

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******

в производстве Октябрьского районного суда <адрес>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., с участием представителя истца и третьего лица ФИО6, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в признании участником подпрограммы, признании права на участие в подпрограмме,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил признать незаконным отказ ФГКУ «Центррегионжилье» в виде письма за № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ФИО2 участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по Министерству обороны Российской Федерации, признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по Министерству обороны Российской Федерации по категории, предусмотренной пп. «а» п. 5 – военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы.

В обоснование иска указал, что приказом командующего ВВС ПУрВО № ****** от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас по выслуге лет. В настоящее время проживает с женой в служебной квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве оперативного управления ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть № ******)». Данное жилое помещение было предоставлено истцу и его супруге ФИО5 на основании протокола № ****** заседания жилищной комиссии по размещению военнослужащих объекта № ****** жилого <адрес> <адрес>, утвержденного командиром войсковой части № ****** ДД.ММ.ГГГГ, в целях улучшения жилищных условий военнослужащих и членов их семей. До переезда в указанное жилое помещение истец с супругой проживал на территории военного городка по адресу: <адрес>, которое было сдано после получения нового жилья. Жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи КЭЧ <адрес> Приволжского военного округа на основании служебного ордера № ******, выданного ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из двух человек. ДД.ММ.ГГГГ к нему и членам его семьи (супруге) предъявлено требование об освобождении служебного помещения по адресу: <адрес>. Уведомлением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № ******нс от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по Министерству обороны Российской Федерации, истцу отказано в признании его участником Подпрограммы в связи с тем, что обязанность по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ возлагалась на органы местного самоуправления. Истец с решением не согласен. Истцом были представлены доказательства обращения в органы местного самоуправления по избранному месту жительства с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Увольнение военнослужащего в запас, который был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, порождает у федерального органа исполнительной власти обязанность по обеспечению жилым помещением военнослужащего и членов его семьи. Поскольку существуют доказательства признания истца нуждающимся в жилом помещении и постановки на учет в период прохождения военной службы, есть основания полагать о наличии у истца права на участие в подпрограмме в соответствии с пп. «а» п. 5 Правил.

В судебном заседании представитель истца и третьего лица ФИО5 ФИО6 иск поддержала, в обоснование заявленных исковых требований привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Гостюхин И.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом, в возражениях на исковое заявление просил судебное заседание по гражданскому делу провести без участия представителя, против удовлетворения заявленных исковых требований возражает. В обоснование своих возражений указал, что ФИО2 на учете нуждающихся в получении жилых помещений не состоит. В период прохождения службы истцом вопросы обеспечения жилым помещением военнослужащего находились в компетенции исполнительных комитетов местных ФИО1 народных депутатов. Необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления. Вместе с тем, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно выписке из постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2 был снят, поскольку п. «а» ст. 46, по которой он уволен с военной службы, не дает право на постановку в очередь на улучшение жилищных условий. Таким образом, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке в очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет до ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 26 лет после увольнения с военной службы. К категории граждан, установленной пп. «а» п. 5 Правил, ФИО2 не относится.

Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, в которых просил рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя Администрации <адрес>, указал, что решением Исполнительного комитета <адрес> ФИО1 народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2, офицер запаса, проживающий по адресу: <адрес> с составом семьи из 4 человек был включен в списки единой очереди на получение жилой площади. В дальнейшем, постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2 снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что п. «а» ст. 46 Закона не дает право постановки в очередь на улучшение жилищных условий. Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2 в судебном порядке не оспаривалось.

Заслушав представителя истца и третьего лица ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас приказом командующего Военно-воздушными силами Приволжско-Уральского военного округа № № ****** по выслуге установленного срока действительной военной службы (п. «а» ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), исключен из списков личного состава войсковой части 21222 приказом командира № ****** от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом, решением исполнительного комитета <адрес> ФИО1 народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО2 включен в списки единой очереди на получение жилой площади.

Постановлением Главы администрации <адрес> № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановление № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не оспорено, в судебном порядке не обжаловалось.

Реализуя свое право на жилищное обеспечение, после увольнения с военной службы, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Ответчиком ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на обращение истца предоставлен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № ******нс об отсутствии оснований признания его нуждающимся в жилом помещении, поскольку в соответствии с действующим порядком, установленным Приказом ФИО3 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» обязанность по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, возлагалась на органы местного самоуправления. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В настоящее время ФИО2 не проходит военную службу. В соответствии с действующим законодательством ФИО2 не относится к категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями из фондов Министерства обороны.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим иском.

На момент увольнения ФИО2 с военной службы действовали положения Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О всеобщей воинской обязанности», статьей 77 которого предусмотрено, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, производится исполнительными комитетами местных ФИО1 народных депутатов в порядке, устанавливаемом ФИО1.

Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утверждено Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, согласно п. 19 которого уволенные по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава обеспечиваются исполнительными комитетами местных ФИО1 народных депутатов жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Определен порядок подачи такого заявления: за три года до предполагаемого увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения по иным основаниям.

Таким образом, на момент увольнения истца с военной службы необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства являлась постановка на учет по месту жительства исполнительным органом местного самоуправления.

Пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с пп. 12, 13, 16 Порядка реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, ведение учета военнослужащих, уволенных с военной службы, осуществляется отделами по учета и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, указанная обязанность сохранялась до ДД.ММ.ГГГГ, когда вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» с ДД.ММ.ГГГГ, которыми предусмотрено обеспечение граждан, уволенных с военной службы, за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ с органов местного самоуправления снята обязанность по учету и предоставлению жилых помещений военнослужащим, уволенных после этой даты.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями в вышеуказанной форме граждан, перечисленных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм права, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

В данном случае, ФИО2, обращаясь в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, по истечении более 26 лет со дня увольнения, доказательств нахождения на учете в органе местного самоуправления (Администрацией <адрес>), как нуждающегося в получении жилого помещения, либо принятия решения жилищной комиссии по месту прохождения военной службы о признании нуждающимся в получении жилого помещения, либо доказательств того, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения, в органе исполнительной власти, не предоставил. Данный статус лица, нуждающегося в жилом помещении, у истца отсутствует.

В соответствии с абз. 5 пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В силу пп. «а» п. 19 данных Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением следующих документов: справки об общей продолжительности военной службы (службы); выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписки из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справки о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

Учитывая изложенное, поскольку на момент разрешения настоящего спора отсутствуют доказательства признания истца нуждающимся в жилом помещении и постановки (либо нахождения) на соответствующем учете, на момент обращения к ответчику ФИО2 не является военнослужащим, проходящим действительную военную службу, постановление № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий им не оспорено, в установленном законом порядке с соответствующим пакетом документов, в том числе предусмотренным «Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом ФИО3 обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» ФИО2 к органам военного управления не обращался, в виду чего сведения о нуждаемости его в жилом помещении не устанавливались, оснований полагать о наличии у него права на участие в подпрограмме по правилам пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», не имеется.

Вследствие чего у ответчика не возникло обязательств по обеспечению истца жилым помещением в соответствии с положениями п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При указанных обстоятельствах, рассматривая иск в пределах заявленных требований с учетом положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд в удовлетворении иска ФИО2 отказывает.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-1961/2018 ~ М-615/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Власов Виталий Николаевич
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье"
Другие
Власова Мария Ивановна
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Бабкина Надежда Александровна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
05.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2018Передача материалов судье
09.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2018Предварительное судебное заседание
14.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее