Дело № 2-1019/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2013г. г.Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сухановой Л.А.,
при секретаре Бондаренко О.Ю.,
с участием: представителя истца Свидерской Л.А., действующей по доверенности,
ответчика Козлова Е.А.,
представителя ответчика Козлова Е.А.- Белинского С.А., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОСАО «РЕСО-Гарантия» к Козлову Е.А., Кречетову М.Е. о признании недействительными договоров страхования,
УСТАНОВИЛ:
ОСАО «РЕСО-Гарантия» обратилось в суд с иском к Козлову Е.А., Кречетову М.Е. о признании недействительными договора страхования ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, договора страхования добровольной гражданской ответственности (далее ДГО) от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в филиал ОСАО «РЕСО-Гарантия» в г.Новотроицке обратился Козлов Е.А., который выступил в роли страхователя и заключил договор ОСАГО, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Страховая премия составила <данные изъяты> рублей, собственником транспортного средства <данные изъяты> № является Кречетов М.Е. Договор заключен в отношении лиц, допущенных к управлению- Кречетов М.Е., Козлов Е.А. Также Козловым Е.А. был заключен договор ДГО на страховую сумму <данные изъяты> рублей.
Изложенные данные подтверждает страховой агент ОСАО «РЕСО-Гарантия» А., которая дежурила в день заключения договора ДД.ММ.ГГГГ А. не отрицает то, что Козлов Е.А. при заключении договора страхования был в офисе не один, это подтверждает второй дежурный агент Г. Также А. помнит, что второй гражданин предоставил паспорт собственника, в связи с чем агент сделала соответствующую запись и сверила данные паспорта с карточкой клиента в информационной системе. В связи с выявленными обстоятельствами, сотрудником службы безопасности ОСАО "РЕСО-Гараития» проведена проверка, в результате которой стало известно следующее: во-первых, ответчик Козлов Е.А. утверждает, что в день заключения договора страхования ДД.ММ.ГГГГ он был один, что вызвало сомнения у Страховщика в предоставленной информации Страхователем при заключении договора страхования, т. к. агенты дают совершенно противоположные данные обстоятельств о заключении договора.
Во-вторых, Козловым Е.А. был заключен договор в отношении лиц, допущенных к управлению ТС, его самого лично, а также в отношении собственника ТС, однако было выявлено, что Козлов Е.А. представил Страховщику заведомо ложную информацию, которая заключается в следующем: Козловым Е.А. и неким гражданином был предоставлен паспорт собственника и некий гражданин выступал в роли собственника. Из объяснений К. сам собственник Кречетов М.Е. болен, ТС не использовал более года, преимущественно находится дома.
Это обстоятельство Козловым Е.А. было cкрыто от Страховщика, более того, Кречетов М.Е. был вписан Козловым Е.А. в качестве лица имеющего право управлять ТС. По правилам ДГО п. 6.2.3, если Страхователь не является собственником ТС, он должен предъявить документы, подтверждающие право владения ТС. Однако Козловым Е.А. в нарушение правил не было представлено такого документа, более того было инсценировано присутствие собственника ТС, который на момент заключения договора ОСА ГО и ДГО находился дома в тяжелом состоянии.
В судебном заседании представитель истца Свидерская Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что просит признать договоры страхования ОСАГО и ДГО недействительными в соответствии со ст.944 ГК РФ, поскольку Козлов Е.А. обратившись к ним, выдал за собственника транспортного средства Кречетова М.Е., который болен, другого мужчину. При этом он сообщил ложные сведения, зная, что Кречетов М.Е. болен. Козлов Е.А. совершил ДТП, где является виновным и после этого они провели проверку по заключенным им договорам.
Ответчик Козлов Е.А. исковые требования не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он пришел в Новотроицкий филиал ОСАО «РЕСО-Гарантия» для заключения договора ОСАГО на автомобиль <данные изъяты>, который принадлежит его тестю Кречетову М.Е. С ним был приятель <данные изъяты> лет. Все документы на автомобиль, водительское удостоверение его и Кречетова М.Е., оба паспорта были у него (Козлова) и он их предоставил страховому агенту. Своего приятеля он не выдавал за тестя. Теща и тесть дали ему согласие на заключение договоров и разрешили пользоваться автомобилем. Документы ему дала теща в присутствии тестя.
Ответчик Кречетов М.Е. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.
Представитель ответчика Козлова Е.А.- Белинский С.А. просил в иске отказать.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает следующее.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОСАО «РЕСО-Гарантия» и Козловым Е.А. были заключены договоры страхования ОСАГО и ДГО.
Из материалов дела усматривается, что страховым агентом ОСАО «РЕСО-Гарантия» А. составлено заявление о заключении договора ОСАГО и на основании данного заявления выдан страховой полис. Страхователем по договору ОСАГО является Козлов Е.А. В полисе указаны: в качестве собственника Кречетов М.Е., транспортное средство – автомобиль <данные изъяты> №; лица, допущенные к управлению ТС- Кречетов М.Е., Козлов Е.А. Указаны их даты рождения, номера водительских удостоверений. Срок действия договора с 13час. 01 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 23час. 59 мин. ДД.ММ.ГГГГ По договору Козловым Е.А. была уплачена страховая премия в сумме <данные изъяты> рублей.
По договору страхования ДГО страхователем является Козлов Е.А. В полисе указаны: транспортное средство – автомобиль <данные изъяты> №; страховая сумма – <данные изъяты> рублей; лица, допущенные к управлению ТС- Кречетов М.Е., Козлов Е.А. Указаны их даты рождения, дата получения первого водительского удостоверения, срок действия договора с 13час. 01 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 24часа ДД.ММ.ГГГГ По договору Козловым Е.А. была уплачена страховая премия в сумме <данные изъяты> рублей.
Согласно ст.944 ГК РФ, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если договор страхования заключен при отсутствии ответов страхователя на какие-либо вопросы страховщика, страховщик не может впоследствии требовать расторжения договора либо признания его недействительным на том основании, что соответствующие обстоятельства не были сообщены страхователем.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Страховщик не может требовать признания договора страхования недействительным, если обстоятельства, о которых умолчал страхователь, уже отпали.
В соответствии с п.2 ст.179 ГК РФ если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.
Статья 15 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает порядок осуществления обязательного страхования, согласно которого обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы: а) заявление о заключении договора обязательного страхования; б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо); в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо); г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы); д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица); е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Договор страхования ОСАГО заключается на основании письменного заявления страхователя по установленной форме.
Существенные условия договора - условия, которые должны быть обязательно согласованы сторонами. Договор считается не заключенным до тех пор, пока остается несогласованным хотя бы одно из его существенных условий. Для заключения договора страхования необходимо согласование сторонами существенных условий договора в установленной законом форме. Обычные условия договора не нуждаются в согласовании сторон, так как предусмотрены законодательством и вступают в силу автоматически при заключении договора. К существенным условиям договора страхования гражданской ответственности в соответствии со ст. 942 ГК РФ относятся: имущественные интересы, составляющие объект страхования (ст. 4 Закона об ОСАГО); страховой случай (ст. 1 Закона об ОСАГО); размер страховой суммы (ст. 7 Закона об ОСАГО); срок действия договора (ст. 940 ГК РФ). Данная статья не закрепляет никаких других существенных условий договора имущественного страхования.
Согласно п.6.2 Правил страхования гражданской ответственности автовладельцев ОСАО «РЕСО-Гарантия» (далее Правила), при заключении договора страхования Страхователь обязан:
п.6.2.1 сообщить Страховщику известные Страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны Страховщику. Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, указанные Страховщиком в договоре страхования (страховом полисе) и (или) в письменном заявлении Страхователя на страхование;
п.6.2.2 предъявить Страховщику документы на ТС;
п.6.2.3 если Страхователь не является собственником ТС, он должен, кроме того, предъявить документы, подтверждающие право владения ТС.
Согласно п.6.3 указанных Правил, если после заключения договора страхования будет установлено, что Страхователь сообщил Страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п.6.2.1 Правил, Страховщик вправе отказать Страхователю в выплате страхового возмещения, а также требовать признания договора страхования недействительным.
Рассматриваемые правоотношения связаны с договором страхования. В силу п. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.
По смыслу п. 1 ст. 959 ГК РФ страхователь должен сообщить страховщику все сведения, которые ему известны, независимо от того, запрашивал ли их страховщик или нет.
Из содержания приведенных норм следует, что признание договора страхования недействительным по основаниям пункта 3 статьи 944 ГК РФ возможно при сообщении страхователем заведомо ложных сведений, то есть при рассмотрении таких исков суду необходимо установить наличие следующих условий:
-страхователю в момент заключения договора и сообщения им известных ему сведений должно быть известно о том, что данные сведения не соответствуют действительности;
-страхователь при заключении договора страхования должен иметь прямой умысел на сообщение несоответствующих действительности сведений.
Обязанность доказывания наличия умысла страхователя при сообщении страховщику заведомо ложных сведений лежит на страховщике, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной. Обман заключается в преднамеренном, умышленном действии.
Однако, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что страхователь Козлов Е.А. при заключении договоров страхования ОСАГО и ДГО умышленно сообщил страховщику заведомо ложные сведения, об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 944 ГК РФ.
В момент заключения договоров страхования, ответчик сообщил страховщику сведения, необходимость предоставления которых оговорена страховщиком в его заявлениях.
Козлов Е.А. сообщил страховому агенту все необходимые сведения – о собственнике, транспортном средстве, лицах, которые желают пользоваться автомобилем. В том, что Козлов Е.А. вписал в полис ОСАГО в качестве лица, имеющего право управления транспортным средством Кречетова М.Е., суд не усматривает ничего противозаконного. Кречетов М.Е. действительно на сегодняшний день болен, но это не является основанием для того, чтобы его не вписывать в договор в качестве лица, имеющего право управления ТС. Он не признан недееспособным.
Суд не усматривает никакого нарушения со стороны Козлова Е.А. при заключении договоров страхования в том, что с ним был знакомый. Суду не представлено со стороны ответчика доказательств, что Козлов Е.А. выдавал мужчину за собственника автомобиля Кречетова М.Е. и сообщил страховому агенту ложные сведения. К показаниям страхового агента А. о том, что Козлов Е.А. выдал своего знакомого за Кречетова, суд относится критически, поскольку эти показания ничем не подтверждаются, кроме того, данный свидетель состоит в договорных отношениях с ОСАО «РЕСО-Гарантия», получает в обществе заработную плату, то есть является заинтересованным лицом. Свидетель Г. пояснила лишь то, что Козлов Е.А. был не один, а с мужчиной. Данный факт не отрицает и сам Козлов Е.А.
Козлов Е.А. при заключении договора ОСАГО в соответствии со ст.15 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предоставил все необходимые документы.
При заключении договора страхования ДГО Козлов Е.А. также предоставил все документы, предусмотренные Правилами.
Козлов Е.А. является владельцем транспортного средства, поскольку это право ему предоставлено собственником ТС Кречетовым М.Е., который дал согласие на пользование автомобилем, его супруга выдала своему зятю Козлову Е.А. все необходимые документы. Указанные обстоятельства подтверждены как Козловым Е.А., так и Кречетовой Л.Н.
Таким образом, вручение страховых полисов ОСАГО и ДГО страховщиком, а также отсутствие претензий по существу представленных страхователем во время заключения договора сведений до момента наступления страхового случая (ДТП произошедшего ДД.ММ.ГГГГ), фактически подтверждает согласие истца с достаточностью и достоверностью предоставленных ответчиком сведений.
Оснований, указанных в п.3 ст.944 ГК РФ и п.6.3 Правил страхования гражданской ответственности автовладельцев ОСАО «РЕСО-Гарантия» для признания договоров страхования недействительными судом не установлено.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, так и возражений.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие сообщение Козловым Е.А. ложных сведений при заключении ДД.ММ.ГГГГ договоров страхования ОСАГО и ДГО, наличие у него прямого умысла на введение в заблуждение страховщика, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ОСАО «РЕСО-Гарантия» к Козлову Е.А., Кречетову М.Е. о признании недействительными договоров страхования отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья Суханова Л.А. Решение обжаловано, оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 24.09.2013 года.