Дело № 2-4939/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2012 г. г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Любченко А.А.,
при секретаре Карватюк А.О.,
с участием помощника прокурора ... Пархоменко Э.С., представителя ответчика администрации ... и третьего лица Департамента городского хозяйства администрации ... Шевченко В.В., действующей на основании доверенностей, представителя третьего лица ОГИБДД УМВД ... Утученкова С.П., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица МУ «Комдорстрой» Васильева Д.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора ... обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Свои требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалистов ОГИБДД УМВД ..., Управления автомобильных дорог администрации области проведена проверка состояния улично-дорожной сети на территории .... Так, на участке дороги по ул. ... напротив ... дорожное покрытие проезжей части дороги имеет повреждение в виде двух выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые нормы соответствия ГОСТ Р 50597-93, отсутствуют соответствующие дорожные знаки и ограждения, информирующие участников дорожного движения об опасности. Проверка показала, что диагностика и оценка технического состояния автомобильных дорог по указанному адресу администрацией ... не проводилась. В связи с этим, прокурор просил обязать администрацию ... устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, путем проведения диагностики и оценки технического состояния автомобильной дороги по ул. ... в границе от ... в сторону ул. ...; обязать администрацию ... в зависимости от результатов диагностики и оценки дорог, разработать проект реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги по указанной улице и провести соответствующие работы по приведению автомобильной дороги в надлежащее состояние.
В ходе судебного разбирательства по делу прокурор изменил исковые требования и просил обязать администрацию ... устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, путем проведения диагностики и оценки технического состояния автомобильной дороги по ул. ....
В судебном заседании помощник прокурора ... Пархоменко Э.С. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации ... и третьего лица Департамента городского хозяйства администрации ... Шевченко В.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что визуальная оценка технического состояния автомобильной дороги проведена, акт представлен. Администрация ... необоснованно привлечена в качестве ответчика по данному иску, так как не является лицом, виновным в наличии выявленных недостатков. В настоящее время единым городским заказчиком на выполнение всех работ в сфере дорожной деятельности является МУ «Комдорстрой», а по результатам муниципального аукциона, муниципальным учреждением «Коммунального дорожного строительства, ремонта и содержания» от лица муниципального образования город - герой Волгоград, с участником аукциона – Муниципальным унитарным предприятием дорожно-строительных и эксплуатационных работ ... «МУП трест ДМС» ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт №... на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети ... в 2012 году, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, муниципальное унитарное предприятие «ДМС» является лицом, ответственным за содержание дорог. Прямой обязанности администрации ... и Департамента городского хозяйства администрации ... самостоятельно проводить ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения законом не закреплено. Администрация ... и Департамент городского хозяйства администрации ..., могут только организовывать указанные работы, что и было сделано.
Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД ... Утученков С.П., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддерживал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель третьего лица МУ «Комдорстрой» Васильев Д.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований прокурора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 6, части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на уполномоченные органы местного самоуправления.
Дорожная деятельность включает в себя проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно статье 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с распоряжением Минтранса Российской Федерации от 3 октября 2002 года № ИС-840-р с 15 октября 2002 года применяется ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог".
Из пункта 4.1.6 указанных Правил следует, что по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выявляют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Результаты диагностики и оценки дорог являются пред проектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (п. 4.1.7 Правил).
Таким образом, капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог может быть определен органом местного самоуправления только после оценки технического состояния автомобильных дорог, проведенной в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что автомобильная дорога по ул. ... входит в состав муниципальной имущественной казны и включена в реестр автомобильных дорог Волгограда, утвержденный постановлением Главы Волгограда от 16 октября 2008 года № 2143 (л.д. 13, 45, 46-51).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой ... с привлечением специалистов ОГИБДД УМВД ..., Управления автомобильных дорог администрации области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории ..., в ходе которой было установлено, что на участке дороги по ул. ... напротив ... дорожное покрытие проезжей части дороги имеет повреждение в виде двух выбоин, размеры которых (длина 100 см., ширина 120 см., глубина 10 см.; длина 700 см., ширина 100 см., глубина 10 см., соответственно), превышают предельно допустимые нормы соответствия ГОСТ Р 50597-93, отсутствуют соответствующие дорожные знаки и ограждения, информирующие участников дорожного движения об опасности (л.д. 14-15, 16-21).
Автомобильная дорога по вышеуказанному адресу не соответствует требованиям п. 3.1.2 ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221.
Таким образом, диагностика и оценка технического состояния автомобильной дороги на участке по ул. ... администрацией ... не проводилась.
Факт нарушения администрацией ... законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге по ул. ... подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе: помощника прокурора ... Пархоменко Э.С., государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД ... ФИО1, ведущего специалиста управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства администрации ... ФИО2 (л.д. 76-77, 78)
Доводы представителя ответчика о том, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку визуальная оценка технического состояния автомобильной дороги проведена, о чём представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из акта оценки эксплуатационного состояния дорожного полотна улично-дорожной сети ... от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, созданная в соответствии с распоряжением департамента городского хозяйства администрации ..., в составе: ФИО3 – начальника управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства администрации ..., ФИО4 – начальника отдела строительства и капитального ремонта дорог управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства администрации ..., ФИО5 – начальника отдела искусственных сооружений и содержания автомобильных дорог управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства администрации ..., ФИО6 – главного специалиста отдела искусственных сооружений и содержания автомобильных дорог управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства администрации ..., провела проверку эксплуатационного состояния обследуемых объектов улиц и дорог ... с определением перечня и объемов первоочередных работ по ремонту.
В силу п. 4.1.9 утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 03.10.2002 года № ИС-840-р «Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог Основные положения. ОДН 218.0.006-2002» работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполнять специализированные организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.
Вместе с тем, представленный ответчиком акт оценки эксплуатационного состояния дорожного полотна улично-дорожной сети ... от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует вышеуказанным требованиям.
Кроме того, согласно п. 5 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 года № 150, при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.
Однако в акте оценки эксплуатационного состояния дорожного полотна улично-дорожной сети ... от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения об использовании какого-либо измерительного оборудования, приборов, передвижных лабораторий, имеющих свидетельство о поверке.
При таких обстоятельствах, суд не может положить в основу решения акт оценки эксплуатационного состояния дорожного полотна улично-дорожной сети ... от ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что указанная в исковом заявлении автомобильная дорога вошла в муниципальный контракт №... от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по устранению деформаций и повреждений проезжей части дорог (ям, выбоин) на улично-дорожной сети города Волгограда в 2012 году, также не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку судом установлено, что до настоящего времени ответчиком не проведена оценка технического состояния автомобильной дороги по ул. ....
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации администрация ..., как орган местного самоуправления, в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем, доводы представителя ответчика, о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу свидетельствуют о неправильном применении ответчиком норм материального права.
Непринятие администрацией ... надлежащих мер в области законодательства о безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Волгограда.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ....
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░