дело №
50RS0№-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2020 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Министерству социального развития <адрес> о признании отказа незаконным, обязании предоставить компенсационные выплаты,
установил:
истец обратилась в суд с требованиями к ответчику, просит:
-признать незаконным уведомление Пушкинского окружного управления социальной защиты населения <адрес> №.59исх-2682/06 от 04.09.2020г. об отказе в назначении истцу компенсационных выплат,
-обязать ответчика принять заявление истца и предоставлять компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и капитального ремонта по категории «ветеран боевых действий» с момента регистрации по месту пребывания (с <дата>г.) в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, посёлок Софрино, <адрес>.
-взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В обоснование иска указано, что Б. <дата> обратился в МФЦ Пушкинского городского округа с заявлением о назначении мне компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и капитального ремонта по категории «ветеран боевых действий» в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, посёлок Софрино, <адрес>, предоставив необходимый комплект документов - паспорт, выписку из домовой книги, удостоверение ветерана боевых действий, свидетельство о регистрации по месту пребывания и квитанции об оплате жилых помещений, коммунальных услуг и капитального ремонта, на что <дата> получил уведомление Пушкинского окружного управления социальной защиты населения <адрес> об отказе в назначении мне компенсационных выплат в связи с тем, что истец имеет место жительства в городе Москве (в паспорте проставлен штамп отдела регистрации), с данным отказом истец не согласен, в связи с чем обратился в суд.
Истец Б. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности П. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал свой письменный отзыв в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
<дата> Б. обратился в МФЦ Пушкинского городского округа с заявлением о назначении мне компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и капитального ремонта по категории «ветеран боевых действий» в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, посёлок Софрино, <адрес>, предоставив необходимый комплект документов - паспорт, выписку из домовой книги, удостоверение ветерана боевых действий, свидетельство о регистрации по месту пребывания и квитанции об оплате жилых помещений, коммунальных услуг и капитального ремонта.
<дата> за №.59исх-2682/06 от <дата> им получено уведомление Пушкинского окружного управления социальной защиты населения <адрес> об отказе в назначении компенсационных выплат со ссылкой на положения постановления <адрес> от <дата> № «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>», статью 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № (в редакции от 21.12.2013г.), постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. № «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», с указанием на то, что истец имеет место жительства в городе Москве в соответствии с данными паспорта, выплачивать Пушкинским управлением социальной защиты населения <адрес> денежную компенсацию оплаты жилого помещения не представляется возможным.?
С данным отказом суд не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с постановлением Правительства московской об от <дата> № «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирного и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим жительства в <адрес>» (с изменениями на <дата>) в 2017 году утратило силу постановление <адрес> от <дата> № «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим жительства в <адрес>».
Между тем, Пушкинским управлением социальной защиты не учтено постановление <адрес> от 19 декабря 20 № «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>» (с изменениями на <дата>), Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес> право на меры социальной поддержки ветеранов боевых действий связывают не с фактом регистрации на территории <адрес> по месту жительства гражданина имеющего статус ветерана боевых действий, а с его постоянным проживанием (местом жительства) на данной территории, при этом компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренная нормативным правовым актом <адрес>, предоставляется в том числе лицам по месту пребывания в <адрес>.
В связи с этим пунктом 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес> утвержденным постановлением <адрес> от <дата> № (с изменениями на 2020 года) одним из документов при обращении за назначением компенсации у получателя истребуется документ, подтверждающий место жительства получателя в <адрес>, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность» - в данном случае свидетельство о регистрации по месту пребывания.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно ю преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от <дата> № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от <дата> №).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от <дата> № граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата> № определено, что регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата> №).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учёт по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвёртый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 //июня 1993 г. №).?
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата> № «О праве граждан Российской Федерации на передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» определено, что местом жительства жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от <дата> № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от <дата> № и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В обоснование доводов иска Б. суду представлены:
-уведомление от 10.09.2020г. из поликлиники № ГБУЗ МО МОБ им. проф. Розанова В. Н. посёлка Софрино о прикреплении к ней для получения медицинской помощи;
-квитанции об оплате жилых помещений, коммунальных услуг и капитального ремонта жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, посёлок Софрино, <адрес> - владельцем лицевого счёта является Б.,
-справка о факте получения, размере пособий, компенсаций и других социальных выплат либо о неполучении указанных выплат, выданная ЦГУ «Мои документы» района Богородское <адрес> <дата> о том, что Б. не получает в настоящее время социальных выплат в органах социальной защиты населения <адрес>,
-выписка из ЕГРП на квартиру по адресу: <адрес>, Пушкинский р-он, <адрес>, собственником которой является дочь истца Б.,
-выписка из домовой книги на квартиру по адресу: <адрес>, Пушкинский р-он, <адрес>, согласно которой истец Б. временно зарегистрирован в указанной квартире,
-свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, Пушкинский р-он, <адрес> Б. с <дата> по <дата>.
Оценив представленные доказательства в совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части признания отказа ответчика незаконным и обязании предоставить компенсационные выплаты.
Статья 103 ГПК РФ, определяющая порядок возмещения судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае удовлетворения требований истца, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, если последний не освобожден от уплаты судебных расходов, к которым отнесена и государственная пошлина (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социального развития <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <дата> N 642/29, Министерство социального развития <адрес> является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения <адрес>, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных органов <адрес> и государственных учреждений <адрес>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <адрес>ю.
В связи с указанным, Министерство социального развития <адрес>, выступающее по настоящему делу в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, а требования истца о взыскании государственной пошлины в размере 300 рублей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Б. к Министерству социального развития <адрес> об обязании предоставить компенсационные выплаты удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Пушкинского окружного управления социальной защиты населения <адрес> №.59исх-2682/06 от <дата> в назначении Б. компенсационных выплат.
Обязать Министерство социального развития <адрес> предоставлять компенсационные выплаты Б. в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и капитального ремонта по категории «ветеран боевых действий» с момента регистрации по месту пребывания - с <дата> в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, посёлок Софрино, <адрес>.
Во взыскании с Министерства социального развития <адрес> судебных расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения – <дата>.
Судья