Решение по делу № 2-1259/2014 ~ М-1167/2014 от 26.05.2014

Дело № 2-1259/2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 июня 2014 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.

при секретаре Орловой Ю.А.

с участием ответчика Штефанова В.Н. и его представителя Запольской О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» к Штефанову В.Н. о выкупе земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и ГБУ ВО «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» обратилось в суд с иском к Штефанову В.Н. и просят обязать ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером (номер), общей площадью 560 кв.м., расположенный в .... по цене и на условиях предлагаемых покупателем в направленном проекте договора купли-продажи.

В обоснование исковых требований истцы указали в заявлении, что постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 года № 148 «Об изъятии земельных участков для нужд Владимирской области» оформлено решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области в целях строительства мостового перехода через р. Оку с обходом г. Мурома. В перечень изъятых вошел земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер) общей площадью 560 кв.м, расположенный в .... и принадлежащий на праве частной собственности Штефанову В.Н.

В соответствии с п.п.2 п.2 раздела 3 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 20.12.2005 г. № 739, департамент участвует в решении вопросов об изъятии в установленном порядке земельных участков для государственных нужд Владимирской области, а также уполномочен на осуществление от имени Владимирской области действий по защите имущественных прав и законных интересов области, в том числе путем обращения в судебные органы. С целью определения выкупной цены изымаемого земельного участка, а также достижения соглашения о ней с ответчиком ГБУ ВО «Управление автомобильный дорог администрации ВО», в рамках полномочий, предоставленных постановлением Губернатора ВО от 15 февраля 2012 года № 148, обеспечено проведение оценки земельного участка ответчика независимым оценщиком (отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 07 августа 2012 года, подготовленного ООО «Реалити»). В силу ст.ст. 49, 55 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 279, 282 ГК РФ органу государственной власти субъекта РФ, принявшему решение об изъятии земельного участка для нужд субъекта, предоставлено право принудительного отчуждения земельного участка у собственника путем предъявления в суд искового заявления о выкупе земельного участка при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости такого земельного участка.

Органом администрации Владимирской области, уполномоченным на осуществление установленных действий по изъятию земельных участков для государственных нужд Владимирской области, в том числе принудительно, путем обращения в судебные органы с защитой имущественных прав и законных интересов области, является Департамент имущественных и земельных отношений администрации области. Кроме того, в соответствии с п. 1 распоряжения № 150-р Департамент и ГБУ «Владупрадор» уполномочены от имени Владимирской области на подписание договоров о выкупе для нужд Владимирской области земельных участков, указанных в постановлении Губернатора области от 15 февраля 2012 года № 148. Вместе с тем, п. 2.2. распоряжения № 150-р произвести оплату по заключенным договорам о выкупе земельных участков для нужд Владимирской области поручено ГБУ «Владупрадор» за счет средств, предусмотренных на строительство мостового перехода через р. Оку с обходом г. Муром.

Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд установлена ГК РФ и ЗК РФ и предусматривает соблюдение определенного порядка. В отношении земельного участка ответчика указанная процедура соблюдена в полном объеме и в установленные сроки (л.д. 4-6).

Представитель истца Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, телефонограммой просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель истца ГБУ ВО «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, ходатайствует об отложении дела на более позднюю дата, в связи с невозможностью явки представителя в судебное заседание.

Между тем, ходатайство представителя истца ГБУ «Владупрадор» об отложении судебного разбирательства, суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку с представителем истца дата судебного заседания согласована, и представитель истца не ходатайствовал о назначении судебного заседания на более позднюю дату. Учитывая, что истец является юридическим лицом, то причина неявки – занятость представителя в другом суде, суд находит неуважительной, поскольку юридическое лицо не лишено возможности обеспечить явку в суд другого представителя. Ответчик Штефанов В.Н., его представитель Запольская О.В. возражают против отложения судебного заседания и настаивают на рассмотрении иска по существу.

Ответчик Штефанов В.Н.. его представитель Запольская О.В. исковые требования не признали. Суду пояснили, что спорный земельный участок ответчик купил у Л.А. по договору купли-продажи от 25 июля 2011 года. В соответствии со ст.63 Земельного кодекса РФ, ст.ст.279-282 ГК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем их выкупа, осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке; возмещения убытков. Собственники не позднее чем за один год до предстоящего изъятия земельных участков должны быть уведомлены об этом органом, принявшим решение об изъятии. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается с согласия собственников земельных участков. Однако предложение о предоставлении ответчику другого земельного участка взамен изымаемого и уведомление об изъятии земельного участка он не получал. О направлении ему уведомления и договора купли-продажи земельного участка узнал после обращения истцов в суд с настоящим иском, предложенную выкупную цену считает заниженной. Проект договора и уведомление ответчик по адресу своего фактического места жительства, а также по адресу, указанному в договоре купли-продажи, не получал. Истцы преждевременно обратились в суд, пропустив процедуру досудебного урегулирования вопроса об изъятии земельного участка.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей истцов.

Выслушав объяснения ответчика, его представителя, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно п.3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Согласно п. 4 ст. 279 Гражданского кодекса РФ решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Таким образом, законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности на земельный участок в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривает не только принятие решения об изъятии земельного участка, подлежащего государственной регистрации, но и соблюдение процедуры уведомления собственника о предстоящем изъятии принадлежащего ему земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом установленный законом годичный срок для согласования с собственником условий выкупа начинает течь со дня получения собственником уведомления, о чем прямо указано в п.3 ст. 279 ГК РФ, а не со дня направления уведомления.

Статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установлено, что ответчик Штефанов В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером (номер) площадью 560 кв.м, расположенного в .... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, кадастровая стоимость 11205 руб. 6 коп., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество с ним от 14 апреля 2014 года (л.д. 10-11).

Постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 года № 148 «Об изъятии земельных участков для нужд Владимирской области» оформлено решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Владимирской области в целях строительства мостового перехода через р. Оку с обходом г. Мурома. В перечень изъятых вошел и указанный земельный участок, принадлежащий Штефанову В.Н. (л.д. 15-16).

В соответствии с п.п.2 п.2 раздела 3 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 20.12.2005 г. № 739, департамент участвует в решении вопросов об изъятии в установленном порядке земельных участков для государственных нужд Владимирской области, а также уполномочен на осуществление от имени Владимирской области действий по защите имущественных прав и законных интересов области, в том числе путем обращения в судебные органы (л.д. 12-14).

В соответствии с распоряжением Губернатора области № 150-р от 04.04.2012г. департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и ГУ «Владупрадор» уполномочены от имени Владимирской области заключать договоры о выкупе для нужд Владимирской области земельных участков, указанных в постановлении Губернатора области № 148.

Между тем, со стороны истцов не представлено суду доказательств о направлении в адрес ответчика уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка и о проведении его регистрации с указанием даты регистрации, договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене 7000 руб. с предложением его подписать, а также о получении ответчиком, указанных документов. В материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении Л.А. прежнему собственнику земельного участка, уведомления о предстоящем изъятии для государственных нужд Владимирской области земельного участка – 18 октября 2012 года. Однако спорный земельный участок продан Барышевой Л.А. ответчику Штефанову В.Н. 25 июля 2011 года.

Как усматривается из договора купли-продажи земельного участка, адрес ответчика Штефанова В.Н. указан: ...., согласно паспортных данных о регистрации ответчик Штефанов В.Н. зарегистрирован по адресу: .... с 15 марта 2012 года. Таким образом, установлено и подтверждено объяснениями ответчика, что ему не направлялось уведомление об изъятии земельного участка, а также он не получал договора купли-продажи земельного участка с предложением о его подписании, ни по адресу регистрации, ни по адресу, указанному в договоре.

Кроме того, направление уведомления об изъятии земельного участка прежнему собственнику Барышевой Л.А. не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного объекта.

Судом установлено, что истцом нарушены требования закона об уведомлении собственника земельного участка о принятом решении об изъятии земельного участка и о дате государственной регистрации этого решения. Соблюдение процедуры уведомления собственника о предстоящем изъятии принадлежащего ему земельного участка для государственных или муниципальных нужд предполагает в силу ст. 279 ГК РФ обязательное получение собственником данного уведомления, поскольку установленный законом годичный срок для согласования с собственником условий выкупа начинает течь со дня получения собственником уведомления.

Поскольку до настоящего времени собственник спорного земельного участка Штефанов В.Н. не получал уведомления об изъятии земельного участка и другие документы и, не дал своего согласия на предложенные истцом условия выкупа земельного участка, то требование истца о принудительном выкупе земельного участка в настоящее время противоречит закону. Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию земельного участка у собственника, влечет за собой отказ в иске органу государственной власти о выкупе земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» к Штефанову В.Н. о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23 июня 2014 года.

Судья Е.А. Бабеншева

2-1259/2014 ~ М-1167/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГБУ Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области"
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области
Ответчики
Штефанов Вячеслав Николаевич
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Бабеншева Елена Александровна
Дело на сайте суда
muromsky--wld.sudrf.ru
26.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2014Передача материалов судье
30.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2014Подготовка дела (собеседование)
16.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2014Судебное заседание
23.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2014Дело оформлено
03.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее