Дело № 2-2840/2017
Решение
Именем Российской Федерации
5 декабря 2017 года г. Новосибирск
Заельцовский районный суд города Новосибирска
в составе:
судьи Гаврильца К.А.,
при секретаре Хромовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Софронова С. А. к Управлению Пенсионного фонда в Заельцовском районе города Новосибирска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
1. Истец, обратившись в суд, просил, с учетом уточнения требований, включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период его военной службы с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx г., признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с xx.xx.xxxx г., назначить досрочную трудовую пенсию.
В обоснование доводов поданного заявления указал следующие обстоятельства.
xx.xx.xxxx г. он обратился в УПФ РФ в Заельцовском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ от xx.xx.xxxx г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа. Не согласившись с данным решением, Софронов С.А. просит обязать УПФ включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", как военнослужащему Вооруженных сил СССР по призыву период с xx.xx.xxxx г. по xx.xx.xxxx г. (xx.xx.xxxx); признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" с xx.xx.xxxx г.; обязать УПФ РФ в Заельцовском районе назначить и выплатить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" начиная с xx.xx.xxxx г.
2. В состоявшихся судебных заседаниях Софронов С.А. заявленные требования поддержал. Пояснил, что при условии включения в его специальный стаж периода военной службы, необходимый специальный стаж работы в местах, приравненных к Крайнему Северу, требуемый для назначения ему досрочной трудовой пенсии с учетом его возраста 57 лет 8 месяцев составит 10 лет, и право на назначение ему досрочной пенсии наступает у него с xx.xx.xxxx г.
Представитель ответчика иск не признала, поддержала доводы письменных возражений. Пояснила, что периоды военной службы не включены Софронову С.А. в специальный стаж правомерно, так как являлся офицером и не служил по призыву.
Не оспаривала то обстоятельство, что при условии включения Софронову С.А. в специальный стаж периода военной службы и с учетом его возраста, с xx.xx.xxxx года у него возникает право на пенсию, однако для реализации указанного права ему необходимо обращаться с заявлением в пенсионный орган, поскольку на момент его обращения xx.xx.xxxx г. такое право у него не возникло.
3. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства, удовлетворяет иск, исходя из следующих правовых оснований и установленных при рассмотрении дела обстоятельств.
Подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, что xx.xx.xxxx г. Софронов С.А., xx.xx.xxxx г.р., обратился в УПФ РФ в Заельцовском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления от xx.xx.xxxx г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Софронову С.А., достигшему возраста 57 лет 4 месяца, отказано из-за отсутствия необходимого страхового стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (на дату права xx.xx.xxxx г. продолжительностью не менее 10 лет 8 месяцев). В решении указано, что страховой стаж для определения права на пенсию Софронова С.А. составляет 28 лет 5 месяцев 4 дня, величина ИПК - __, а стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 8 лет 1 месяц 19 дней.
Согласно данному решению, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно пункту 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включен период прохождения Софроновым С.А. военной службы в ВС СССР с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx xx.xx.xxxx) старшим лейтенантом в должности командира мостового взвода войсковой части __, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, т.к. не выполняется условие постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. __ "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", поскольку Софронов С.А. служил офицером.
Суд полагает отказ Пенсионного фонда необоснованным, ввиду следующего.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, при условии включения с специальный стаж Софронова СА. периода военной службы (xx.xx.xxxx), учитывая его дату рождения (xx.xx.xxxx г.р.), по состоянию на xx.xx.xxxx года у него имеется необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии (10 лет). Данное обстоятельство пенсионным органом не оспаривается.
В силу ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года __ со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года __ и Определение от 5 ноября 2002 года __ указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Президиумом Верховного Совета СССР 10 февраля 1960 г. был принят Указ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым были предусмотрены льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространении этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов, в том числе исчисление одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1961 г. __ "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам, начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" установлено, что офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 г.) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 26 сентября 1967 г. __"О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", пунктом 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. __ "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в района Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. "О всеобщей воинской обязанности", введенного в действие с 1 января 1968 г. и действующего в спорный период времени, время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы, и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п. 2 ст. 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности (п. 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Софронов С.А. в период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx г. (xx.xx.xxxx) проходил военную службу старшим лейтенантом в должности командира мостового взвода войсковой части __, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, что по завершению военной службы Софронов С.А. поступил на работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера до истечения 3-х месяцев после увольнения с военной службы.
Также из материалов дела следует, что лейтенант-инженер Софронов С.А., был призван на действительную военную службу на 2 года в соответствии с пунктом 2 ст. 66 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".
В соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР (ст. ст. 3, 5 Закона).
Согласно ст. 62 названного Закона порядок прохождения воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР определяется Советом Министров СССР в соответствии с настоящим Законом. Лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР состоят на действительной военной службе и в запасе Вооруженных Сил СССР до установленных законом предельных возрастов.
В соответствии со ст. 66 Закона лица офицерского состава запаса могут быть определены в мирное время на действительную военную службу для использования на офицерских должностях:
1) в добровольном порядке - решением Министра обороны СССР;
2) по призыву - на два - три года из числа лиц, имеющих возраст не более 30 лет, в количестве и по военно-учетным специальностям, определяемым Советом Министров СССР.
Таким образом, истец в полной мере соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 78 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".
То обстоятельство, что действительная военная служба по призыву истца в спорный период проходила в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорено.
При указанных обстоятельствах имеются основания для включения спорного периода в специальный стаж истца.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии); днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению, в специальный стаж Софронова С.А. подлежит включению период его военной службы с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx г. (xx.xx.xxxx), что с учетом его возраста 57 лет 8 мес. и не оспариваемого пенсионным органом специального стажа, составит необходимый требуемый стаж для назначения досрочной пенсии и ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с xx.xx.xxxx года.
Доводы представителя ответчика о необходимости подачи Софроновым С.А. нового заявления суд находит несостоятельными, поскольку при судебном разбирательстве было установлено, что период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx г. пенсионным органом не признается.
Руководствуясь статьями 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
1. Удовлетворить исковые требования. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Заельцовском районе г. Новосибирска включить Софронову С. А. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период с xx.xx.xxxx по xx.xx.xxxx г., признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с xx.xx.xxxx г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд в течение одного месяца.
Судья К.А. Гаврилец