Дело <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2012 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
судьи Чернянской Е.И.,
при участии представителя истца Поповой Н.Г.,
представителя ответчиков Кучма О.В.,
представителя третьего лица Подосенова А.С.,
при секретаре Шевченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Кучма А.В., Коваленко В.К., Буда В.И. об оспаривании распоряжения о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка, признании права собственности, истребовании земельного участка из незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л :
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее Росимущество по ПК) обратилось в суд с названным иском, указав, что на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Росимущество по ПК осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. 02.12.2011 в их адрес поступило сообщение из прокуратуры Приморского края с информацией о нарушениях земельного и лесного законодательства РФ, в связи с предоставлением гражданам земельных участков в аренду, расположенных на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 40 Седанского участкового лесничества на основании распоряжения Департамента земельных отношений ПК.
Согласно распоряжению Департамента от 25.03.2011 Кучма А.В. предоставлен участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1271 кв.м., почтовый адрес ориентира: г.Владивосток, <данные изъяты> в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства. На основании указанного распоряжения между Департаментом и Кучма А.В. заключен договор аренды земельного участка от <данные изъяты>. Однако земельное и лесное законодательство не предусматривает вид использования земель лесного фонда, которые отнесены в силу закона к Федеральной собствености – для ведения дачного хозяйства, при передаче в аренду. Испрашиваемый участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющие природоохранное назначение, в пределах которой вводится особый правовой режим использования земель и запрещается предоставление садоводческих и дачных участков.
Просит признать незаконным распоряжение Департамента от <данные изъяты> <данные изъяты>; признать недействительным договор аренды земельного участка от <данные изъяты> <данные изъяты>-Ч-13952, заключенный между Департаментом и Кучмой А.В.; признать право собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1271 кв.м.; истребовать из незаконного владения Кучмы А.В. путем передачи Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1271 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Коваленко В.К., Буда В.И..
В судебном заседании представитель истца по доверенности Попова Н.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что истец не регистрировал свое право на спорный участок. Постановка на кадастровый учет этих земель как населенных пунктов ими не оспаривается. Определением ВС РФ от 2002 г. подтверждается, что земли относятся к землям лесного фонда и при переводе земельного участка в другую категорию он должен остаться землями лесного фонда.
Представитель ответчиков Кучма А.В. и Буда В.И. по доверенности Кучма О.В. исковые требования не признал, предоставил письменный отзыв (л.д. 104-108), пояснил, что с принятием Лесного кодекса РФ в 2007 г. утратили силу те нормативные акты, которые ему противоречили. Постановление № 430 и распоряжение от 21.06.1956 года, которое вносило в него изменения, утратили силу с принятием Лесного кодекса РСФСР от 1978 г. Ссылка истца на то, что ранее участок относился к лесному фонду, не состоятельные. В 1956 году действовал Лесной кодекс от 1923 года и земли тогда относились к лесному фонду. Однако каждый новый принятый Лесной кодекс по разному трактовал земли лесного фонда. До 1993 году все земли находились не в федеральной собственности, а были в совместном ведении РФ. Также у истца отсутствует нарушенное право, поскольку в УФРС за регистрацией права собственности истец не обращался. Полагает, что истец является ненадлежащим в силу п. 4.1 Положения о ФАУГИ. Если это земли лесного фонда, то такие полномочия закреплены за Рослесхозом или его территориальными органами. Спорный участок Управлением лесного хозяйства был передан ТИЗ «Седанка-98», который затем был ликвидирован и чье-либо право на земельный участок отсутствовало, поэтому ответчики его и оформили. Согласно топосъемке от 2012 года, утвержденной Администрацией города, участок вместе с домом находится в границах ТИЗа «<данные изъяты>». Выкипировка из планшета является не надлежащим доказательством, поскольку в планшет вносились изменения, но не указано кем и когда, также изменения не заверены надлежащим образом, а новый планшет не составлен. Срок действия планшета по закону составляет 10 лет.
Ответчик Коваленко В.К. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом (л.д. 103), причины неявки неизвестны, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало и при таких обстоятельствах в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Представитель ответчика Департамента земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом (л.д. 94), причины неявки неизвестны, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало и в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления лесного хозяйства по ПК по доверенности Подосенов А.С. поддержал заявленные требования, представил письменный отзыв (л.д. 109), пояснил, что у них отсутствуют сведения о том, что земельный участок в квартале 40 Седанского участкового лесничества был исключен из земель лесного фонда Владивостокского лесничества. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21.07.1956 г. все леса Владивостокского лесхоза площадью 32, 4 тыс. га, были отнесены к лесам первой и второй группы.
Выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
25.03.2011 г. Департаментом земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края издано распоряжение <данные изъяты> о предоставлении Кучма А.В. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1271 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 355 м. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, <данные изъяты> в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства (л.д.14-15)
<данные изъяты> на основании указанного Распоряжения между Департаментом земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Кучма А.В. заключен договор аренды земельного участка <данные изъяты>-Ч -13952 (л.д.16-19).
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке расположен жилой дом общей площадью 164 кв.м., принадлежащий на праве собственности за Буда В.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты> 25-АБ 754845 (л.д.81). Свидетельство выдано на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>, заключенного между Коваленко В.К. и Буда В.И. (л.д. 82).
Жилому дому Буда В.И., расположенному на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, 23.04.2012 года присвоен почтовый адрес: г. Владивосток, <данные изъяты> (л.д. 150).
Росимущество по ПК считает, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и находится в федеральной собственности, поскольку в силу ст. 19 ЛК РФ лесной фонд находится в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4.1. Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 года № 49 (л.д. 48), Росимущество по ПК осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Росимуществом по ПК прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Между тем, полномочия собственника в отношении федерального имущества в области лесных отношений предоставлены Федеральному агентству лесного хозяйства Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (пункты 1, 5.2. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства) (л.д. 131).
Таким образом, Росимуществом по ПК не доказано наличие полномочий на предъявление настоящего иска.
Довод представителя ответчика о том, что на территории Приморского края не имеется лесного фонда, так как данная категория введена лишь с принятием ныне действующего Лесного кодекса РФ, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно преамбулы к Закону РСФСР от 08.08.1978 в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции леса, как и другие природные богатства в нашей стране, были национализированы и стали достоянием народа. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О лесах" от 27 (14) мая 1918 г. определил основные принципы социалистической организации лесного хозяйства в целях использования лесов в интересах всего народа.
Постановление Президиума ВЦИК от 25.07.1923 введен в действие Лесной Кодекс Р.С.Ф.С.Р., принятый II сессией X созыва 7 июля 1923 года, в пункте 1 раздела I которого предусмотрено, что все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства, отграниченные в установленном для того порядке от земель иного назначения, составляют собственность Рабоче - Крестьянского Государства и образуют единый государственный лесной фонд.
Принятые после этого Лесной кодекс РСФСР, утвержденный 08.08.1978 года и Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Законом СССР от 17.06.1977 года в статье 3 Кодекса и статье 4 Основ указывали, что леса состоят в исключительной собственности государства и образуют единый государственный лесной фонд.
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (ст. 4) землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
Основы лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1 определяет лес как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Основы лесного законодательства РФ устанавливал, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации (ст. 2).
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Действующий в настоящее время Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ в статье 5 исходит из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Положениями ч. 1 ст. 6 ЛК РФ от 04.12.2006 года предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Таким образом, несмотря на различные определения используемые с 1918 года по настоящее время, отношения по использованию, распоряжению и владению лесом регулировались государством, посредством вышеуказанных нормативных актов.
Тем не менее ссылка истца на то, что спорный земельный участок отнесен к землям лесного фонда распоряжением Министров СССР от 21.06.1956 года № 3682-р несостоятелен по следующим основаниям.
В целях упорядочения пользования лесами государственного фонда и предупреждения истощения древесных запасов в малолесных районах Совет Народных Комиссаров Союза ССР вынес постановление от 23.04.1943 N 430 "О порядке отвода лесосек в лесах государственного фонда Союза ССР и о лесосечном фонде на 1943 год", которым весь государственный лесной фонд Союза ССР разделен на три группы и установлен размер рубок и отвода лесосек в лесах государственного фонда (л.д. 116-117).
Распоряжением Совмина СССР от 21.06.1956 N 3682р «Об отнесении лесов к различным группам леса» распределены леса в Приморском крае на группы, установленные Постановлением Совнаркома СССР от 23 апреля 1943 г. N 430 (118-121).
Данным распоряжением все земли Владивостокского лесхоза площадью 32, 4 тыс. га все леса лесхоза отнесены к лесам первой группы.
Согласно Распоряжения Правительства РФ от 05.03.2005 N 244-р Владивостокский лесхоз, г. Владивосток находится в ведении Рослесхоза.
В перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в подчинении агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации, утвержденном Приказ Рослесхоза от 21.03.2005 N 36, включено Федеральное государственное учреждение "Владивостокский лесхоз".
Права Владивостокского лесхоза на спорный участок не регистрировалось с едином государственном реестре прав юридических лиц.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Для разрешения спора суду необходимо определить, входит ли в границы Владивостокского лесничества спорный участок.
В обоснование иска Росимущество по ПК ссылается на ответ Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» от 01.08.2011 (л.д. 11) о том, что спорный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 40 выдел 9 Седанского участкового лесничества. В подтверждение ответа приложена выкопировка из планшета Седанкинского участкового лесничества (л.д. 12, 115).
Суду не представлено документов подтверждающих, что в состав Владивостокского лесхоза входит Седанкинское лесничество.
На момент создания лесхозов в Приморском крае действовал Лесной Кодекс Р.С.Ф.С.Р. от 25.07.1923 года, в котором предусматривалось, что границы объездов и обходов, из которых состояли лесничества, устанавливаются губернскими лесными органами (пунктом 64).
Указанный порядок действовал вплоть до принятия Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 года и Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17.06.1977 года, которыми предусматривалось проведение лесоустройства, то есть системы государственных мероприятий, включающих определение границ (ст. 118 Кодекса и ст. 49 Основ).
Как видно из материалов дела (л.д. 115), указанный планшет № 8 фиксирует лесоустройство 1992 года Садгородского лесничества Владивостокского лесхоза составленное на основе топокарт издания 1972-1984 года.
Земельный участок Седанкинского лесничества невозможно индивидуализировать, так как границы спорного участка не определены, акт приема-передачи участка лесного фонда Владивостокскому лесхозу отсутствует.
В силу ст. 14 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Лесные планы субъектов Российской Федерации, предусмотренных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьями 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 68 ЛК РФ геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В соответствии с ч. 4 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
Таким образом, вышеуказанный планшет не соответствует требованиям, указанных нормативных актов, предъявляемым к такого рода документам.
Кроме того, с момента лесоустройства 1992 года имелись изменения касающиеся данного земельного участка, которые не отмечены на планшете.
Как видно из письма Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» от 31.01.2012 года (л.д. 69) постановлением Правительства РФ № 514-р от 01.04.1993 года для ТОО «<данные изъяты>» в кварталах 37, 39, 40, 43, 44 был исключен из лесофонда земельный участок площадью 11.0 га. Площадь участка, входящего в это исключение в квартале 40, части выделов 2, 7, 9 – 5.3 га.
Согласно заключения ООО «<данные изъяты>» от 02.02.2012 года, площадь земельного участка, исключенного из лесного фонда постановлением Правительства РФ № 514-р от 01.04.1993 года ТОО «<данные изъяты>» составляет 47 642+/-76 кв.м., дома по ул. <данные изъяты> находятся за пределами лесного вывода (л.д. 67).
Постановлением администрации г. Владивостока от 02.07.1993 года № 578 ТОО «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок в районе <данные изъяты>, Полетаева, <данные изъяты>ю 11.42га, в том числе под дорогами и зеленой зоной 2.33 га для строительства индивидуальных жилых домов коттеджного типа (л.д. 75).
Постановлением администрации г. Владивостока от 14.04.1999 года № 645 ТИЗ «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок в районе <данные изъяты>, Полетаева, Чайковского общей площадью 71 500 кв.м. (л.д. 71-74).
В деле имеется схема земельного участка ТИЗ «<данные изъяты>» в г. Владивостоке, согласованная Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивосток от 06.03.2011 года с обозначением дома по адресу: г.Владивосток, <данные изъяты>) (л.д. 151).
Между тем, представителям Росимущество по ПК и Управления лесным хозяйством Приморского края не известно о выделении указанных участков из состава лесного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 25:28:050055:436 следует, что земельный участок расположен в пределах территории относящейся к категории – земли населенных пунктов ( л.д. 21-22).
В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Между тем, заинтересованными лицами не было оспорено внесение сведений о категории земель, к которой отнесен земельный участок, в государственный кадастр недвижимости.
При этом, в силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Земельный участок, расположенный по адресу: г.Владивосток, <данные изъяты> (<данные изъяты>) расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом, утвержденного решением Думы г.Владивостока от 15.09.2008 № 119, таким образом, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Указанный нормативный акт в части спорного земельного участка также не был оспорен.
В силу ч. 2, 3 ст. 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
При этом, в силу пункта 1.1. ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу ч. 1 ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Суду не представлены данные о том, что спорный участок входит в состав городских лесов.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не представлено доказательств, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда, который в силу закона отнесен к федеральной собственности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом установленных обстоятельств, суд не находит оснований для признания незаконным распоряжения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края <данные изъяты> от <данные изъяты> о предоставлении Кучма А.В. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а так же заключенного на его основании договора аренды от <данные изъяты>
Соответственно нет оснований для истребования земельного участка и признания права собственности на него Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Кучма А.В., Коваленко В.К., Буда В.И. об оспаривании распоряжения от <данные изъяты> <данные изъяты> о предоставлении земельного участка, договора аренды земельного участка от <данные изъяты> <данные изъяты>-Ч-13952, признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, истребовании земельного участка из незаконного владения отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.
Судья Е.И. Чернянская