Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Селемджинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,
с участием административного истца – заместителя прокурора <адрес> Гераськина В.В.,
представителя административного ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО1,
при секретаре Куделиной Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия в части не регистрации права собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования и непринятия мер по оформлению технических паспортов по муниципальным автомобильным дорогам, с требованием обязать зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации рабочего поселка <адрес>, указав, что в результате проведения прокурорской проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией <адрес> не принято мер по регистрации права собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования, что нарушает единство правового пространства РФ. Прокурор просил признать бездействие органа местного самоуправления - администрации <адрес> в части не регистрации права собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования <адрес> незаконным, возложить на администрацию <адрес> обязанность зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> настаивал на требованиях по доводам иска.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> ФИО1 не согласилась с административным исковым заявлением, просила оставить его без удовлетворения, мотивируя тем, что работа по оформлению дорог администрацией <адрес> проводится, администрация не бездействует, заключён муниципальный контракт на выполнение работ по оформлению технической документации на несколько автомобильных дорог. Администрацией планируется в дальнейшем продолжить работы по оформлению технической документации на автомобильные дороги, так как в настоящее время в бюджете поселения не достаточно средств на указанные цели.
Выслушав мнение сторон, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 51 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Частью 6 статьи 13 названного Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно статьям 2 и 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой проверки администрации <адрес> Управлением государственного автодорожного надзора по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт №, из выводов которого следует, что в деятельности администрации <адрес> выявлены нарушения требований действующего законодательства по исполнению функций по организации транспортного обслуживания населения и созданию условий для предоставления транспортных услуг населению, а также в дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Из пункта 13 Акта № следует, что протяжённость улично-дорожной сети <адрес> и <адрес> составляет – 34,7 км, из них с гравийным покрытием – 32,2 км, бетонные плиты – 2,5 км.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие и содержание улично-дорожной сети в <адрес> на 2013 - 2017 годы» утверждена программа «Развитие и содержание улично-дорожной сети в <адрес> на 2013-2017 годы». Задачами программы являются: - развитие сети автомобильных дорог местного значения; - повышение уровня безопасности движения; - восстановление и улучшение эксплуатационных качеств автомобильных дорог; - строительство, реконструкция и капитальный ремонт искусственных сооружений; - проведение капитального ремонта и восстановление дорожных покрытий улиц.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в <адрес>» утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>, при этом в нарушение требований нормативных документов в администрации <адрес> отсутствуют технические паспорта и свидетельства о праве собственности на автомобильные дороги, находящиеся на балансе администрации <адрес>
Муниципальным контрактом и техническим заданием от ДД.ММ.ГГГГ № установлен объём работ по оформлению технической документации (технические паспорта, технические планы) на объекты недвижимости (улицы, переулки) и постановки их на государственный кадастровый учёт:
- <адрес> (автомобильная дорога <адрес>, протяжённостью 1,1 км);
- <адрес> (автомобильная дорога <адрес>, протяженностью 1,2 км; автомобильная дорога <адрес>, протяженностью 0,4 км; автомобильная дорога <адрес>, протяженностью 0,4 км; автомобильная дорога <адрес>, протяженностью 2,5 км; автомобильная дорога <адрес>, протяженностью 1,6 км; автомобильная дорога <адрес>, протяженностью 0,3 км).
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения <адрес>, являющийся приложением к указанному выше постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>» утверждено Положение о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>.
В ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности в деятельности муниципального образования <адрес> прокуратурой <адрес> установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией <адрес> до настоящего времени не зарегистрировано право собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования <адрес>.
Из объяснения заместителя главы администрации <адрес> ФИО2, данного в ходе прокурорской проверки, следует, что в ходе проверки УГАДН по <адрес> было установлено, что отсутствуют технические паспорта на большинство автомобильных дорог <адрес>. Данные автомобильные дороги, перечисленные в акте проверки УГАДН по <адрес>, в реестре собственности муниципального образования не значились до вступления Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года, а также не значатся и по настоящее время. Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был заключён муниципальный контракт № на выполнение работ по оформлению технической документации на 7 автомобильных дорог <адрес>, срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Заключён договор на оформление технической документации на 10 автомобильных дорог <адрес>. Администрацией поселения в дальнейшем планируется продолжение работ по оформлению технической документации на автомобильные дороги, так как в настоящее время в бюджете поселения не достаточно средств на указанные цели.
Принимая во внимание изложенные законоположения и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у администрации <адрес> в силу закона обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования, а также о том, что неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает единство правового пространства РФ.
Таким образом, бездействие администрации <адрес> в части неисполнения обязанности регистрации права собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования <адрес> нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора <адрес> - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> в части не регистрации права собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования <адрес>:
- в селе <адрес>
- в <адрес>
Возложить на администрацию пгт. <адрес> обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования <адрес>:
- в селе <адрес>
- в пгт. <адрес>
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.
Судья Н.Г. Комарова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Г. Комарова