Дело №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
3 октября 2019 года пгт. Экимчан
Судья Селемджинского районного суда Амурской области Булат А.П.,
при секретаре Семенюта О.В.,
с участием помощника прокурора Селемджинского района Ольшевского Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области Безруковой Я.А. на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в <адрес> ФИО5 №-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Коболдинского сельсовета <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в <адрес> ФИО5 №-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - администрация Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30.000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, глава администрации Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области Безрукова Я.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила оспариваемое постановление отменить, ссылаясь на то, что заработная плата специалиста осуществляющего ведение первичного воинского учёта на территории Коболдинского сельсовета выплачивается за счёт субвенций областного бюджета, которые носят целевой характер и выплачиваются по мере поступления раз в три месяца за прошедшие три месяца: ДД.ММ.ГГГГ за январь, февраль, март 2018 года (платёжные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому субвенция поступает из Управления Федерального казначейства по <адрес> на счёт администрации Коболдинского сельсовета, № от ДД.ММ.ГГГГ – на перечисление заработной платы; ДД.ММ.ГГГГ за апрель, май, июнь 2018 года (платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому субвенция поступает из Управления Федерального казначейства по <адрес> на счёт администрации Коболдинского сельсовета, № от ДД.ММ.ГГГГ – на перечисление заработной платы); ДД.ММ.ГГГГ за июль, август, сентябрь 2018 года (платёжные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому субвенция поступает из Управления Федерального казначейства по <адрес> на счёт администрации Коболдинского сельсовета, № от ДД.ММ.ГГГГ – на перечисление заработной платы); ДД.ММ.ГГГГ – за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года (платёжные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому субвенция поступает из Управления Федерального казначейства по <адрес> на счёт администрации Коболдинского сельсовета, № от ДД.ММ.ГГГГ – на перечисление заработной платы). Поскольку субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учёту поступают несвоевременно, у администрации Коболдинского сельсовета отсутствовала возможность для соблюдения норм трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы.
При подаче жалобы заявитель ходатайствовал о восстановлении срока на обжалование оспариваемого постановления. Ходатайство о восстановлении срока мотивировано тем, что ранее должностным лицом жалоба была подано своевременно, однако в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем определением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в принятии иска было отказано.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление главой администрации Коболдинского сельсовета Безруковой Я.А. получено ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Селемджинский районный суд по правилам гражданско-процессуального законодательства подано исковое заявление на постановление об административном правонарушении, из текста которого следовало, что глава сельсовета оспаривает постановление Государственной инспекции труда в <адрес> о привлечении администрации Коболдинского сельсовета к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ. Определением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в принятии указанного искового заявления отказано, разъяснено право обратиться с указанными в иске требованиями в ином порядке. Принимая во внимание, что должностным лицом были приняты меры к своевременной подаче жалобы на оспариваемое постановление, а также реализацию должностным лицом на обжалование постановления Государственной инспекции труда в <адрес>, суд приходит к выводу, что ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Представитель юридического лица, администрации Коболдинского сельсовета, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, ходатайствовал о его рассмотрении в её отсутствие.
Главный государственный инспектор (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в <адрес> ФИО5, представитель Государственной инспекции труда в <адрес>, - в суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не предоставили.
Из письменного отзыва, предоставленного государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес> следует, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что глава администрации Коболдинского сельсовета Селемджинского района Безрукова Я.А. допустила невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного трудовым законодательством. Указанные в оспариваемом постановлении нарушения привели к несоблюдению конституционных прав работника на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации в сфере оплаты труда и принудительного труда, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данный вывод свидетельствует о том, что работнику в связи с невыплатой заработной платы в установленные сроки причинён имущественный ущерб. Вместе с тем, пренебрежительное отношение работодателя к своим публично правовым обязанностям, связанным со своевременной выплатой заработной платы работникам и нарушения их конституционных прав создают прямую угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства. В связи с чем, должностное лицо было привлечено к административной ответственности в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Порядок рассмотрения данного дела, предусмотренного КоАП РФ соблюдён в полном объёме, при этом в мотивировочной части постановления допущена техническая ошибка в указании наименования лица, надлежаще извещенном о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в отсутствии которого рассматривается указанное дело. Кроме того, учитывая что оспариваемое постановление получено юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ, заявителем жалобы пропущен срок на его обжалование. В тоже время заявитель о восстановлении срока на обжалование решения государственного инспектора труда не ходатайствует. В связи с чем, просит жалобу на постановление об административном правонарушении оставить без рассмотрения.
Прокурор Селемджинского района в судебном заседании полагал, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, в связи с чем просил постановление главного государственного инспектора (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в <адрес> оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав доводы жалобы, пояснение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
В силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством - предусмотрена административная ответственность.
Из обжалуемого постановления следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении администрации Коболдинского сельсовета рассмотрено на основании постановления и.о. прокурора Селемджинского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 5.04.2019 года.
Согласно п.2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.01.1992 г.№ 2202-1 (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ), при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Из материалов дела следует, что проверка исполнения трудового законодательства муниципальными образованиями <адрес> прокуратурой <адрес> проводилась по поручению прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вышеуказанная проверка осуществлялась прокуратурой <адрес> в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре».
Из обжалуемого постановления №-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведённой проверки прокуратурой <адрес> установлено, что юридическое лицо администрация Коболдинского сельсовета, имея возможность для соблюдения норм трудового законодательства, в области своевременной выплаты заработной платы, не приняла все зависящие от неё меры по их соблюдению, допустила с мая 2018 года по январь 2019 года невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти деяния не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного трудовым законодательством (в нарушении ст.136 ТК РФ оплата труда работника, осуществляющего ведение первичного воинского учёта Коболдинского сельсовета в период с мая 2018 года по настоящее время производится один раз в квартал, что следует из платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом компенсация за каждый день просрочки работнику в 2018 и 2019 годах не производилась).
Указанные действия (бездействие) юридического лица администрации Коболдинского сельсовета квалифицированы должностным лицом по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ как невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти деяния не содержат уголовно наказуемого деяния.
Установленные обжалуемым постановлением обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами:
- постановлением и.о. прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация Коболдинского сельсовета осуществляет ведение первичного воинского учёта граждан на территории Коболдинского сельсовета, согласно п.5.5 Коллективного договора администрации Коболдинского сельсовета на 2018-2020 годы заработная плата выплачивается 15 и 28 числа каждого месяца, обязанности по ведению воинского учёта по администрации <адрес> осуществляет специалист по социальным вопросам ФИО5 на основании распоряжения главы Коболдинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ. Из платёжных поручений за 2018 год следует, что оплата труда военно-учётного работника производилась один раз в квартал в нарушении ст.136 ТК РФ, компенсация за каждый день просрочки выплаты заработной платы за 2018 и 2019 годы ФИО5 не производилась;
- коллективным договором администрации Коболдинского сельсовета на 2016-2018 годы, согласно которому заработная плата выплачивается 15 и 28 числа каждого месяца;
- распоряжением администрации Коболдинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что с ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание «воинский учёт» в количестве 0,25 штатных единиц, с фондом оплаты труда 60.912 рублей 00 копеек;
- распоряжением администрации Коболдинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что бюджетные назначения на 2018 год «субвенции на осуществление первичного воинского учёта на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» увеличены на сумму 19.600 рублей;
- сведениями, предоставленными главой Коболдинского сельсовета на имя и.о.прокурора <адрес> исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым администрация Коболдинского сельсовета осуществляет ведение первичного воинского учёта, обязанности по ведению воинского учёта возложены на муниципального служащего – специалиста администрации ФИО5;
- распоряжением главы администрации Коболдинского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому обязанности по ведению воинского учёта по администрации пгт.Коболдо возложена на специалиста по социальным вопросам ФИО5;
- функциональными обязанностями ответственного лица по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- должностной инструкцией муниципального служащего администрации Коболдинского сельсовета <адрес>, утверждённой главой Коболдинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ;
- - платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 перечислена заработная плата за январь, февраль и март 2018 года;
- платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 перечислена заработная плата за апрель, май, июнь 2018 года;
- платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 перечислена заработная плата за июль, август, сентябрь 2018 года;
- платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 перечислена заработная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года;
- платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 перечислена заработная плата за январь, февраль 2019 года;
- штатным расписанием администрации Коболдинского сельсовета, утверждённым ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в штате администрации Коболдинского сельсовета состоит специалист ВУС на 0,25 ставки, ежемесячный размер заработной платы 5076 рублей 00 копеек;
- распоряжением администрации Коболдинского сельсовета об избрании служащего на должность № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Безрукова Я.А. избрана на должность высшего должностного лица главы Коболдинского сельсовета Селемджинского района.
Анализируя имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу, что данные доказательства не вызывают сомнений в их допустимости и достоверности, в связи с чем их совокупность обоснованно принята во внимание должностным лицом, вынесшим постановление при установлении вины юридического лица, привлекаемого в административной ответственности, в совершённом правонарушении, а действия юридического лица верно квалифицированы по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Рассматривая довод жалобы о том, что выплата заработной платы специалисту по ведению первичного воинского учёта осуществляется раз в три месяца за счёт субвенций областного бюджета, которые носят целевой характер по мере их поступления, в связи с чем у лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствовала возможность для соблюдения норм трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Согласно п. 5.5. Коллективного договора администрации Коболдинского сельсовета на 2016-2018 годы заработная плата выплачивается 15 и 28 числа каждого месяца.
Вместе с тем, должностным лицом на основе исследованных в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ, установлено, что заработная плата специалисту по ведению воинского учета по администрации <адрес> выплачивалась в 2018 году один раз в три месяца за прошедшие месяцы, в феврале 2019 года заработная плата была выплачена за январь и февраль 2019 года.
Из представленных заявителем жалобы заявок на кассовые расходы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписок из лицевого счета получателя бюджетных средств за ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также платёжных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что заработная плата специалисту по ведению воинского учёта администрации Коболдинского сельсовета выплачивается администрацией Коболдинского сельсовета за счёт субвенций, поступающих из Управления Федерального казначейства по <адрес> на основании поданных администрацией Коболдинского сельсовета заявок, поданных один раз в три месяца.
При этом, каких-либо доказательств тому, что юридическим лицом были предприняты надлежащие и исчерпывающие меры для предотвращения нарушений норм трудового законодательства РФ в части соблюдения сроков выплаты заработной платы, материалы дела не содержат.
Перечисление субвенций, за счёт которых осуществляется финансирование оплаты труда специалиста по ведению первичного воинского учёта, один раз в квартал, не освобождает работодателя от обязанности соблюдать трудовое законодательство, которое не признает правомерной задержку выплаты заработной платы по причине отсутствия денежных средств.
Таким образом, отсутствие своевременного бюджетного финансирования на оплату труда (перечисление субвенций один раз в квартал) не освобождает администрацию Коболдинского сельсовета от выполнения обязанностей по соблюдению сроков выплаты заработной платы и не является обстоятельством, исключающим вину в несоблюдении данных обязанностей.
Помимо этого, доказательств невозможности осуществления данной обязанности за счёт иных источников, суду также не представлено.
Довод должностного лица о том, что заявителем жалобы не подано ходатайство о восстановлении срока на обжалование оспариваемого постановления, в связи с чем в удовлетворении жалобы следует отказать, опровергается материалами дела, в том числе определением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что главой администрации Коболдинского сельсовета одновременно с жалобой подано указанное ходатайство.
Постановление о привлечении администрации Коболдинского сельсовета за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюдён, указание в мотивировочной части оспариваемого постановления о том, что дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенного генерального директора ООО «Нефтегазмонтаж» ФИО5, при указании, что обжалуемое постановление вынесено в отношении юридического лица – администрации Коболдинского сельсовета, суд признает технической ошибкой.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным, обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а жалоба - оставлению без удовлетворения.
С учетом изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в <адрес> ФИО5 №-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица администрации Коболдинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ в течение 10 суток с момента вынесения в Амурский областной суд, после вступления настоящего решения в законную силу в соответствии ч.1 ст.30.13 КоАП РФ в девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <адрес>).
Судья А.П. Булат