Дело № 2-361/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 25 апреля 2014 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре судебного заседания Ю.Б. Рахимовой,
с участием заявителя И.Э.А., заместителя прокурора <адрес> У.В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по заявлению И.Э.А. об оспаривании решения прокурора <адрес>,
у с т а н о в и л:
И.Э.А. обратился в Костомукшский городской суд РК с заявлением об оспаривании решения прокурора <адрес> мотивируя это тем, что он обратился к прокурору <адрес> с заявлением, в котором просил прокурора разъяснить ему о том, должны или нет сотрудники ИВС МО МВД России «Костомукшский» заверять его доверенности печатью, может ли он пользоваться плеером в камерах ИВС МО МВД России «Костомукшский», о количестве времени, в течение которого он может хранить вещи в вещевой комнате, об уборке раковин в камере ИВС МО МВД России «Костомукшский» и использовании средств для мытья посуды. Ни на один вопрос ответ прокурор <адрес> ему не дал. Просит суд признать решение прокурора <адрес> незаконным.
В судебном заседании заявитель И.Э.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Просит суд признать решение прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В судебном заседании прокурор У.В.А. возражал против удовлетворения судом заявленных И.Э.А. требований по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ И.Э.А. обратился в прокуратуру с заявлением о разъяснении возникших у него вопросов. ДД.ММ.ГГГГ И.Э.А. дан ответ о том, что для проведения проверки необходимо предоставить недостающие сведения, поскольку указанные в заявлении И.Э.А. вопросы не содержали конкретной информации о нарушениях законодательства. ДД.ММ.ГГГГ заявление было возвращено И.Э.А. без рассмотрения по существу на основании п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ. Поскольку в заявлении отсутствовали сведения о нарушении законов РФ, то в проведении проверки было обоснованно отказано. Заявителю предложено предоставить дополнительные конкретные сведения, касающиеся обжалуемых нарушений. Кроме этого, считает, что обжалуемый ответ прокуратуры <адрес> права и свободы И.Э.А. не нарушает, препятствия к осуществлению им его прав и свобод не создает, незаконно на заявителя какая-либо обязанность не возложена. На этом основании полагает, что в удовлетворении заявления И.Э.А. следует отказать в полном объеме.
Выслушав заявителя, прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление И.Э.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 59-ФЗ) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 2202-1).
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 2202-1).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило заявление И.Э.А., в котором он просит прокурора разъяснить порядок заверения сотрудниками ИВС МО МВД России «Костомукшский» доверенностей, использования в камере ИВС МО МВД России «Костомукшский» МРЗ-плеера, использования вещевой комнаты, выдачи моющих средств.
Указанное обращение было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (надзорное производство № №
По результатам рассмотрения заявления в адрес заявителя И.Э.А. прокуратурой <адрес> был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № №
И.Э.А. было разъяснено, что у него в заявлении не указаны конкретные сведения о том, когда именно и к кому именно из сотрудников ИВС МО МВД России «Костомукшский» он обращался за разрешением поставленных вопросов, без наличия указанных конкретных сведений заявление разрешению по существу не подлежит. Предложено приложить к заявлению копии соответствующих заявлений или других обращений по указанным вопросам и ответов на них. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования прокурор <адрес> не усмотрел.
На основании п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ данное заявление было возвращено И.Э.А. с предложением восполнить недостающие данные.
В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Российской Федерации приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. № 45, изданным в соответствии со ст.ст. 10, 17 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция).
Из п. 2.3 Инструкции следует, что поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Согласно п. 2.9 Инструкции обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.
Согласно п. 2.4.2.15 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 29 декабря 2011 г. № 450 (далее по тексту - Инструкция по делопроизводству), в районной прокуратуре нумерация надзорных (наблюдательных) производств ведется в целом по прокуратуре. Номер производства состоит из порядкового номера по книге регистрации и цифр года заведения. При поступлении обращения к порядковому номеру по книге регистрации, кроме того, добавляется буква «ж». Например: 75-2011; 58ж-2011.
Положения Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ и Инструкции по делопроизводству подлежат применению в силу п. 1 ст. 17 Федерального закона № 2202-1, согласно которому Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Ответ прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий № № соответствует требованиям Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
Ответ на заявление И.Э.А. прокурором <адрес> дан в срок, установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ, п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о правомерности письменного ответа прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, данного в пределах его компетенции.
При этом, суд считает, что прокурором <адрес> в процессе рассмотрения обращения И.Э.А. не допущено нарушений его личных неимущественных прав, препятствия к осуществлению его прав и свобод не созданы, оснований для признания незаконным решения прокурора <адрес> не усматривается.
Доказательств наличия противоправных действий, допущенных прокурором <адрес> в процессе рассмотрения обращения И.Э.А., материалы дела не содержат.
Довод И.Э.А. о том, что прокурор в своем письме не разъяснил ему ни один из поставленных вопрос, суд находит несостоятельным.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 2202-1 при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона № 2202-1.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Полномочиями по разъяснению вопросов, касающихся специализированных учреждений, функционирующих в режиме изолятора, порядка пребывания и осуществления прав в них, а также консультации о полномочиях сотрудников ИВС по заверению печатью доверенностей, использования в камерах изолятора плееров, сроков хранения вещей в вещевой комнате и прочее, Федеральный закон № 2202-1 прокуратуру не наделяет.
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 (в редакции постановления Пленума от 09 февраля 2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Таких нарушений требований законодательства судом не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах, решение прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № является законным, в удовлетворении заявления И.Э.А. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления И.Э.А. об оспаривании решения прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.