Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-899/2018 ~ М-1-767/2018 от 09.08.2018

№ 2-1-899/2018                                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 ноября 2018 года г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации МО Красноуфимский округ, Александровскому территориальному отделу МО Красноуфимский округ о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, указав, что проверкой установлено, что на территории муниципального образования Красноуфимский округ на земельном участке, расположенном <адрес> <адрес>, севернее жилой застройки несанкционированно размещены отходы производства и потребления, бытовые отходы.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, в едином государственном реестре недвижимости не зарегистрирована, для размещения бытовых отходов органом местного самоуправления не предоставлялась.

Факты указанных нарушений подтверждаются материалами проверки, объяснением начальника территориального отдела, фотоснимками.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 и п. 22 ч. 1 ст. 31 Устава муниципального образования Красноуфимский округ - муниципальное образование Красноуфимский округ, наделено статусом городского округа; к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем согласно ст. 4 Положения об исполнительнораспорядительном органе местного самоуправления Администрации муниципального образования Красноуфимский округ, утвержденного решением Думы МО <адрес> от <дата> №1-109/2014 в структуру администрации муниципального образования входит отдел жилищно- коммунального хозяйства.

В соответствии с п. 3.4 ч. 3 ст. 2 Положения об отделе жилищно- коммунального хозяйства администрации МО Красноуфимский округ к полномочиям отдела относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов.

Согласно ст. 3 Устава муниципального образования Красноуфимский округ д<адрес> входит в состав территории городского округа.

Материалами дела подтверждено размещение отходов на территории, принадлежащей именно муниципальному образованию Красноуфимский округ, а значит, необходимость устранения выявленного загрязнения вытекает из п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 3.1 постановления от 13 октября 2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), - обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.

Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение).

Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязании принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

Красноуфимский межрайонный прокурор, основывая свои требования на положениях ст. 36, 42, 58 Конституции РФ, ст.616 ГК РФ, ст. 3, 4, 11, 51 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8, 22ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 14.05.1993 года №4979-1 «О ветеринарии» просит:

Обязать отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Красноуфимский округ в срок до <дата> финансировать мероприятия необходимые для ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенной на земельном участке в <адрес> <адрес>, севернее жилой застройки;

Обязать Александровский территориальный отдел муниципального образования Красноуфимский округ в срок не позднее <дата> ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке <адрес> <адрес>, севернее жилой застройки.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Региональный оператор ООО «ТБО «Экосервис».

В судебное заседание стороны не явились, при этом истец направил в суд заявление, в котором поддержал заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представители ответчиков просили рассмотреть дело без их участия и установить срок ликвидации свалки до 31.12.2027г. в соответствии с разработанным муниципалитетом планом.

Представитель третьего лица Региональный оператор ООО «ТБО «Экосервис» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв из которого следует, что в соответствии подп.1 пункта 4.3. Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18 мая 2018 года, заключенного между региональным оператором ООО «ТБО «Экосервис» и уполномоченным органом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, региональный оператор обязан обеспечить начало обращения с ТКО с 1 ноября 2018 года.

В соответствии с подп.3 пункта 4.3. указанного Соглашения региональный оператор обязан осуществлять деятельность в соответствии с Правилами осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Свердловской области от 22 июня 2017 года № 440-ПП «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии с подп.5 пункта 8 Правил от 22 июня 2017 года № 440-ПП, региональный оператор выполняет мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, определенных соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с ТКО и региональным оператором (далее соглашение). Ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, не включенных в соглашение, осуществляется региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с ТКО.

Приложением №1-109/2014 к Соглашению определены места несанкционированного размещения ТКО, в отношении которых региональный оператор выполняет мероприятия по ликвидации. Земельный участок <адрес> <адрес>, севернее жилой застройки, не входит в указанный перечень.

Деятельность регионального оператора в части ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, не включенных в соглашение, осуществляется региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».

В соответствии с пунктом 16 Правил от 12.11.2016 года № 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.В соответствии с пунктом 17 указанных Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

В соответствии с пунктом 18 указанных Правил, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

На практике с 1 ноября 2018 года эти положения будут реализованы региональным
оператором следующим образом региональный оператор уведомит собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места
несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; а также уведомит
собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направит ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечит ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка, ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО и обратится в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Просят исковые требования истца удовлетворить.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, при этом руководствуется следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами на момент обращения прокурора с иском и на момент рассмотрения дела судом осуществлялось Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что на территории муниципального образования Красноуфимский округ на земельном участке расположенном <адрес> <адрес>, севернее жилой застройки несанкционированно размещены отходы производства и потребления, бытовые отходы.

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции органов местного самоуправления, а в случае неисполнения законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет собственник земельного участка.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о сроках ликвидации несанкционированных свалок до <дата>., поскольку указанный срок является неразумным, противоречит Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации МО Красноуфимский округ, Александровскому территориальному отделу МО Красноуфимский округ удовлетворить.

Обязать Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Красноуфимский округ в срок до <дата> финансировать мероприятия необходимые для ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенной на земельном участке <адрес> <адрес>, севернее жилой застройки.

Обязать Александровский территориальный отдел муниципального образования Красноуфимский округ в срок не позднее <дата> ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке <адрес> <адрес>, севернее жилой застройки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья      И.В.Галкина

2-1-899/2018 ~ М-1-767/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноуфимский межрайоный прокурор
Ответчики
Александровский территориальный отдел
Отдел ЖКХ МО Красноуфимский округ
Другие
Региональный оператор ООО "ТБО Экосервис"
Суд
Красноуфимский районный суд Свердловской области
Судья
Галкина Ирина Валентиновна
Дело на странице суда
krasnoufimsky--svd.sudrf.ru
09.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2018Передача материалов судье
10.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2018Судебное заседание
13.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2018Судебное заседание
06.11.2018Судебное заседание
06.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2018Дело оформлено
24.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее