Дело № 2-343/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2019 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порохнюк Е.Н.
при секретаре Гаршиной Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Кашко АВ к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России в лице УФСИН России по Томской области, к Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кашко А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России в лице УФСИН России по Томской области, в котором просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
В обоснование заявленного требования указал, что в период с 11.01.2018 по сегодняшний день он содержится в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области без естественного освещения – окна, что не позволяет проводить форточное проветривание помещения камеры. В спальном помещении имеется только вытяжная механическая вентиляция, которая только вытягивает жаркий воздух, при этом из-за не поступления свежего воздуха в помещении очень душно, спертый воздух, в связи с чем очень трудно уснуть, а по утрам сильно болит голова, что доставляет огромный дискомфорт. В спальном помещении осужденный находится ежедневно более 8 часов. В соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами РФ при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия содержания. Инсоляция – облучение поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами – возможна при наличии в здании окон, это является важным фактором, оказывающим оздоравливающее влияние на среду обитания человека и должна быть использована в жилых и общественных зданиях. Под общественными помещениями понимаются здания, предназначенные для обеспечения публично-правовых потребностей органов государственной власти и муниципальных органов. В подтверждение приложил ответ Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ от 22.11.2018. Подобное является бесчеловечным обращением, унижающим его (Кашко) человеческое достоинство, в связи с чем ему причинен моральный вред.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 11.01.2019 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России и в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – УФСИН России по Томской области, ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области.
Истец Кашко А.В., извещенный о времени и месте времени судебного заседания надлежащим образом, просил после перерыва рассмотреть дело без его участия. В судебном заседании 19.02.2019 участвовал посредством систем видеоконференц-связи, исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснял, что, несмотря на отсутствие естественного освещения, прогулки его также лишали, о чем также в суде имеется дело. В спальном помещении находится только ночью и проходом. В 22-00 час. отбой, в 05-30 час. подъем. В течение дня в данное помещение заходит, чтобы попадать в камеру хранения вещей. Также в спальном помещении находится душевая комната, в банные дни вся влага поступает в спальное помещение. Обращался с жалобами по этому поводу в прокуратуру, проводилась проверка. Испытывал постоянный дискомфорт, головные боли. Указал, что нужен обычный дневной свет, который поступает через окно, а также форточка, через которую поступает свежий воздух. С заявлением о переводе в другое помещение не обращался, так как таких помещений нет. Ежедневно обращался за медицинской помощью при осмотре, просил таблетки от головной боли. После досудебной подготовки в камере поставили второй вентилятор.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Лаздыньш С.А., действующая на основании доверенности от 14.12.2015 /________/, исковые требования в судебном заседании 19.02.2019 не признала, пояснив, что истцом не доказан размер компенсации причиненного ему вреда. Полагала, что надлежащим ответчиком является ФСИН России. Отсутствие естественного освещения нашло свое подтверждение в связи с представленным ответом прокуратуры, истец подтвердил, что он находился в камере только в ночное время, а естественное освещение в ночное время отсутствует. С жалобами истец не обращался. В помещении присутствует искусственное освещение.
Представитель ответчика ФСИН России и представитель третьего лица УФСИН России по Томской области Евтеев В.Г., действующий на основании доверенностей от 14.12.2016 сроком до 22.11.2019 и от 10.01.2019 /________/ сроком по 31.12.2019, исковые требования в судебном заседании 19.02.2019 также не признал. Подтвердил, что спальное помещение для отряда /________/ создано исключительно для здоровых осужденных, более подобных помещений не имеется. В спальных помещениях действительно отсутствуют окна, так как конструктивно сделать это невозможно. В данном помещении имеется вентиляция, и осужденные там находятся только в ночное время. Истец пользовался правом на прогулки. В дневное время истец находится в помещении, где имеется дневное освещение и свежий воздух. Не указано, какие его личные неимущественные права были нарушены. Помимо истца в камере /________/ отбывают наказание и иные лица. Постоянно ведется косметический ремонт для улучшения содержания осужденного.
Представитель третьего лица ФКУ ЛИУ-1 УФСИН по Томской области Галимова Ю.С., действующая на основании доверенности от 09.01.2019 /________/ сроком до 31.12.2019, в судебном заседании 19.02.2019 возражала по поводу удовлетворения требований, отзыв поддержала. Истец содержится в строгих условиях с 2018 года. В ноябре была проведена проверка по жалобе истца, в результате которой выявлен факт отсутствия естественного освещения в помещении для ночного пребывания отряда /________/. Истец с жалобами не обращался.
Руководствуясь ч.3, 5 ст.167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации).
Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
На основании ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS №005 (Рим, 04.11.2005), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.
В соответствии со ст. 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст.2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).
Материалами дела установлено, что Кашко А.В. с 11.01.2018 по настоящее время содержится в отряде /________/ ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в строгих условиях отбывания наказания, что подтверждается справкой врио начальника ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 28.12.2018.
Статья 4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регламентирует, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей (ст.15 указанного Закона).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, МВД России 22.11.2005 №950, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации, утверждены Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми установлен порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых (п. 4, 14 ч. 2).
Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий и сооружений определены Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПин 2.2.2/2.1.1.1076», введенными в действие постановлением Главного государственного врача РФ от 25.10.2001 № 29.
В соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемические мероприятия и должны обеспечиваться безопасные для человека условия содержания. Инсоляция - облучение поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами - возможна при наличии в здании окон, это является важным фактором, оказывающим оздоравливающее влияние на среду обитания человека и должна быть использована в жилых и общественных зданиях. Под общественными помещениями понимаются здания, предназначенные для обеспечения публично-правовых потребностей органов государственной власти и муниципальных органов.
Таким образом, доводы истца о том, что в период пребывания в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области отсутствие естественного освещения явилось причиной его дискомфорта и неудобств, суд находит обоснованными.
Доводы истца о нахождении ночного (спального) помещения в отряде /________/ ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области помещении без окон и естественного освещения нашли подтверждение в судебном заседании, подтверждаются представителем третьего лица, и не опровергнуты.
Из пояснений представителя ответчика ФСИН России и третьего лица УФСИН России по Томской области Евтеева В.Г., представителя третьего лица ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области Галимовой Ю.С. следует, что в ночном помещении в отряде /________/ ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области окна, естественное освещение отсутствуют, лишь оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
В дело представлен технический паспорт здания по состоянию на 09.10.2009, где указано расположение помещения, в котором в ночное время пребывает истец, и отражено отсутствие окон.
Томской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области проведена проверка по вопросу условий содержания осужденных в указанном выше отряде /________/ (СУОН) по обращению Кашко А.В. от 31.10.2018. В ходе проверки, в том числе, установлено 22.11.2018, что санитарно-техническое состояние помещений отряда /________/ (СУОН) удовлетворительное. Согласно замерам параметры микроклимата помещений соответствуют норме, в помещении дневного пребывания имеется форточное проветривание, в остальных помещениях механическая приточно-вытяжная вентиляция, которая находится в исправном состоянии. В помещениях отряда для ночного и дневного пребывания осужденных предусмотрено искусственное освещение, по результатам замеров отклонений по освещенности не выявлено. В помещении отряда на окнах имеются карнизы и шторы. Вместе с тем, также установлено, что в нарушение санитарно-эпидемиологических требований законодательства РФ в помещении для ночного пребывания осужденных отряда /________/ (СУОН) отсутствует естественное освещение (окна), что, в том числе, не позволяет проводить форточное проветривание помещения.
В протоколе измерений освещенности от 18.04.2018, составленном ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-70 ФСИН России, указано на проведение измерений в присутствии начальника, на средства измерений, нормативно-техническую документацию, в соответствии с которой проводились измерения, и давалось заключение: уровень искусственной освещенности в СУС ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области соответствует норме согласно п.20.33. Свода правил СП 17-02 Минюста России от 02.06.2003.
Согласно пояснениям представителя третьего лица ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области Галимовой Ю.С. действительно в помещении для ночного пребывания осужденных отряда /________/ (СУОН) отсутствуют оконные проемы, т.к. сделать их в спальном помещении не представляется возможным из-за его окружения другими помещениями этого же здании, т.е. ни одна сторона спального помещения ее не выходит на уличную сторону. Указанное также усматривается из технического паспорта нежилого здания, расположенного в казарме /________/ котельная по /________/, экспликацией нежилых помещений в строении.
Так, в соответствии с журналом /________/ учета предложений, заявлений и жалоб осужденных в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области от 10.10.2019 Кашко А.В. неоднократно обращался за помощью в получении документов, однако, на ухудшение состояние здоровья не жаловался, за медицинской помощью не обращался.
В силу ст. 1069 ГК Российской Федерации вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 150, 151 ГК Российской Федерации в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в том числе, и унижающими достоинство, суд может возложить на нарушителей обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) Моральный вред, в частности, может заключаться временным ограничением или лишением каких-либо прав.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут предусмотренную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона закреплено право подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность в местах содержания под стражей.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ» унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом требований режима содержания.
Поскольку в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о содержании его в ненадлежащих условиях, что нарушило его права, гарантированные законом, и причинило ему страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, требование Кашко А.В. о взыскании денежной компенсации причиненного ему морального вреда подлежит частичному удовлетворению.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд в соответствии со ст. 1101 ГК Российской Федерации учитывает характер и степень тяжести причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а также длительный период нахождения Кашко А.В. в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по /________/ с 11.01.2018 по настоящее время, то есть 1 год 1 месяц 10 дней на дату вынесения решения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает разумным и справедливым определить размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца за указанный период его содержания в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области в сумме 30 000 руб.
В соответствии со ст. 1069 ГК Российской Федерации требования о возмещении вреда предъявляются к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств (п. 3 ст. 125, ст. 1071 ГК Российской Федерации, подп. 1 п. 3 ст. 158 БК Российской Федерации).
Согласно пп. 6. п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
По смыслу приведенных положений по искам о возмещении компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Томской области, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств.
При таких обстоятельствах Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, в связи с чем, обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кашко АВ к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Кашко АВ компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении требований Кашко АВ к Министерству финансов Российской Федерации отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Е.Н.Порохнюк
Верно.
Председательствующий Е.Н.Порохнюк
Секретарь Д.И.Гаршина