дело №12-152/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Смоленск 11 мая 2017 года
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Ланцов А.Б.
с участием:
помощника прокурора Ленинского района г.Смоленска Семенникова А.П.,
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3, ФИО8.,
должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, - заместителя главного государственного инспектора г.Смоленска по пожарному надзору ОНДиПР г.Смоленска ГУ МЧС России по Смоленской области ФИО4,
при секретаре Тесля Т.М.,
рассмотрев жалобу генерального директора ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»-СМОЛЕНСКНЕФТЕПРОДУКТ» ФИО6 на постановление от 03 апреля 2017 года №146 заместителя главного государственного инспектора г.Смоленска по пожарному надзору ОНДиПР г.Смоленска ГУ МЧС России по Смоленской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,3 ст.20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением №146 от 03 апреля 2017 года заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору ФИО4 ПАО «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1,3 ст.20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил противопожарного режима в РФ, а именно: <данные изъяты> № <адрес>: на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (ППР в РФ, п.61); огнетушители, расположенные на полу в помещении АЗС не имеют средств фиксации от возможного падения при случайном воздействии (НПБ 166-97, п.6.7); гибкие шланги огнетушителей, расположенных на заправочном островке, имеют трещины (ППР в РФ, п.480, Свод правил 9.13130.2009, п.4.3.6); <данные изъяты> № <адрес>: огнетушители, расположенные на полу в помещении <данные изъяты> не имеют средств фиксации от возможного падения при случайном воздействии (автоматическими установками пожарной сигнализации) (НПБ 166-97, п.6.7), с наложением административного наказания в виде штрафа 150000 рублей.
В свое жалобе ФИО6 выражает несогласие с вышеуказанным решением, указывая, что касательно, нарушения по пункту 1 постановления: на объекте отсутствует исполнительная документаиия на установки и системы противопожарной защиты объекта (ППР РФ, п.61). 27 октября 2016 года при проверке <данные изъяты> № помощником прокурора <адрес> была запрошена у представителя Общества, - старшего оператора АЗС № ФИО7, не исполнительная документация, а проектная документацию на системы противопожарной защиты, что подтверждается актом по результатам проверки. Запрос у представителя Общества проектной документации, а не исполнительной, подтверждается, в т.ч. замечаниями представителя Общества, отраженными в акте проверки. Правилами противопожарного режима (далее ППР РФ) не предусмотрена обязанность хранения на объекте проектной документации, в п.61 ППР РФ речь идет об исполнительной документации, а не проектной. Исполнительная документация находилась на объекте и в последующем была представлена. В связи с этим дело об административном правонарушении в этой части подлежит прекращению в связи с отсутствием события правонарушения. Кроме того, старший оператор, у которой непосредственно была запрошена проектная документация, начала работать на АЗС по окончанию отпуска по уходу за ребенком, с 27 июля 2016 года, и поэтому незамедлительно не смогла найти необходимую документацию. Предварительно, с предоставлением Обществу необходимого времени, данная документация лицами, проводящими проверку, запрошена не была. Извещение о проверке передано Обществу в день самой проверки — 27 октября 2016 года. В извещении не содержалась информация о конкретных документах, необходимых к представлению проверяющим лицам. Касательно нарушений по пунктам 3, 8 постановления: огнетушители, расположенные на полу, в помещении АЗС (АЗС №, АЗС №) не имеют средств фиксации от возможного падения при случайном воздействии. В подсобном помещении АЗС №, 108 при проведении проверки были обнаружены расположенные на полу огнетушители ОВП (огнетушители воздушно-пенные). Доступ к подсобному помещению имеется исключительно у персонала АЗС. Размещенные в помещении огнетушители предназначены для заправочных островков, где они и размещались, но в связи с наступлением в октябре 2016 отрицательных температур в ночное время, они были в целях сохранности сотрудниками АЗС временно перенесены в подсобное помещение АЗС (п. 479 ППР). При этом возможность падения от случайного воздействия практически исключалась. Незамедлительно приобрести дополнительные средства фиксации огнетушителей на время их временного размещения в помещении АЗС объективно не представлялось возможным в связи с необходимостью проведения длительных закупочных процедур. Впоследствии дополнительные средства фиксации огнетушителей Общество были приобретены и установлены. Какого-либо причинения вреда, в т.ч. имущественного, или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не было. Указанные обстоятельства свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения. Касательно нарушений по пункту 4 постановления: гибкие шланги огнетушителей, расположенных на заправочном островке, имеют трещины (ППР РФ, п.480 Свод правил 9.13130.2009, п.4.3.6). В соответствии с п. 478 ППР РФ руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы. Согласно п.п. 4.3.5., 4.3.6. Свода правил «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (утв. Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 179) перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр, проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметность огнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подхода к нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем. В ходе проведения внешнего осмотра контролируется в т.ч.:- состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или других предметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя). Результат проверки заносят в паспорт огнетушителя и в журнал учета огнетушителей. Внешний осмотр огнетушителей осуществляется ежеквартально. В ходе проверки на резиновых гибких шлангах огнетушителей, которые были расположены на заправочных островках, были обнаружены незначительные трещины. Трещины гибких шлангов не имели сквозной характер. Наличие трещин такого характера не препятствовало свободному выходу огнетушащего вещества из огнетушителя. При этом все огнетушители были надлежащим образом заряжены и могли быть использованы в соответствии с их целевым назначением. Неисправность огнетушителей установлена не была. На АЗС организован надлежащий ежеквартальный контроль за состоянием имеющихся огнетушителей, что подтверждается записями в журнале учета огнетушителей. На момент последней периодической проверки шланги находились в надлежащем состоянии. Выявленные повреждения гибких шлангов могли возникнуть в межповерочный период (в т.ч. по причинам качества материала из которого изготовлен гибкий шланг - резина, а также погодных условий: значительные перепады температуры). После выявления повреждений Общество гибкие шланги были заменены. Указанные обстоятельства свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения. Просят постановление отменить, производство прекратить.
В судебном заседании представитель ПАО «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» просил суд применить ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ снизить размер, назначенного наказания, так как в настоящее время общество несет убытки, а выявленные факты не имели негативных последствий.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Диспозиция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Диспозиция части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 (в ред.Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2014 года №113) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, что 27 октября 2016 года прокуратурой Ленинского района г.Смоленска проведена проверка соблюдения ПАО «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» требований пожарной безопасности в части топливно-энергетического комплекса на АЗС № расположенной по адресу: <адрес> АЗС № расположенной по адресу: <адрес> в ходе которой установлено следующее: на АЗС № <адрес>: на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (ППР в РФ, п.61); на объекте отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих правил (ППР в РФ, п.2); огнетушители, расположенные на полу в помещении АЗС не имеют средств фиксации от возможного падения при случайном воздействии (НПБ 166-97, п.6.7); гибкие шланги огнетушителей, расположенных на заправочном островке, имеют трещины (ППР в РФ, п.480, Свод правил 9.13130.2009, п.4.3.6); на эвакуационном выходе установлена дополнительная дверь в отступление от проектных решений (не по направлению выхода из здания) (ППР в РФ, п.33, СНиП 21-01-97, п.6.17); АЗС № <адрес>: на объекте отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил (ППР в РФ, п.2); запоры на двери эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа (ППР в РФ, п.35); огнетушители, расположенные на полу в помещении АЗС не имеют средств фиксации от возможного падения при случайном воздействии (автоматическими установками пожарной сигнализации) (НПБ 166-97, п.6.7).
Согласно постановлению № заместителя начальника ОНД и ПР <адрес>-заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО4 от 03 апреля 2017 года на 05 декабря 2016 года нарушения устранены, а именно: на АЗС № <адрес>) на объекте отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил (ППР в РФ, п.2); 5) на эвакуационном выходе установлена дополнительная дверь в отступлении от проектных решений (не по направлению выхода из здания) (ППР в РФ, п.33, СНиП 21-01-97, п.6.17); на АЗС № <адрес>-6) на объекте отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил (ППР в РФ, п.2); 7) запоры на двери эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа (ППР в РФ, п.35).
С учетом вышеприведенного, юридическое лицо-Публичное акционерное общество «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» (ПАО «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 и ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.
По мнению суда, признавая юридическое лицо-Публичное акционерное общество «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» (ПАО «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» виновным в совершении вышеуказанного административного правонарушения, заместитель главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору не проверил полного, объективного и своевременного выяснения конкретных обстоятельств дела.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, с учетом оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения учитывая представленные сведения об убытках общества в сумме 11 302 000 рублей, учитывая, что последствия нарушения правил техники безопасности не имелось, суд приходит к выводу о снижении ниже низшего предела наказания.
С учетом изложенного, постановление №146 от 03 апреля 2017 года заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору ФИО4 подлежит изменению.
Руководствуясь ст.30.5 - 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление 03 апреля 2017 года №146 заместителя главного государственного инспектора г.Смоленска по пожарному надзору ОНДиПР г.Смоленска ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица-Публичное акционерное общество «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» – изменить.
Публичное акционерное общество «НК «Роснефть»-«Смоленскнефтепродукт» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 и ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, и с учетом ст.4.1. КоАП РФ назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Б.Ланцов