РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 июля 2021 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Асабаевой Д.Т.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО7, старшему судебному приставу ОСП адрес ФИО4, УФССП России по адрес, с заинтересованным лицом ФИО2 о признании незаконными действий, отмене постановлений, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
дата ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО7, с заинтересованным лицом ФИО2 о признании незаконными действий, отмене постановлений, возложении обязанности.
В обоснование заявления указано, что ФИО1 является должником по исполнительному производству №...-ИП от дата в пользу взыскателя ФИО2 дата ФИО1 стало известно о списании денежных средств в размере 5 712, 92 руб. с её счёта, открытого в ПАО «Сбербанк». После получения в ПАО «Сбербанк» информации об арестах и взысканиях по счёту, стало известно, что к взысканию на исполнении находится еще сумма в размере 11 787, 08 руб., на основании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7 по исполнительному производству №...-ИП от дата Из информации, размещенной сайте ФССП России, стало известно, что дата судебным приставом-исполнителем ФИО7 по исполнительному производству №...-ИП от дата в отношении ФИО1 вынесено 16 постановлений о взыскании штрафов на общую сумму 17 500 руб. С указанными действиями, административный истец не согласен, поскольку допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просит суд признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7 о привлечении её к административной ответственности и списании денежных средств незаконными; отменить, вынесенные в отношении неё постановления о привлечении к административной ответственности; обязать ОСП адрес вернуть ей незаконно списанные денежные средства в размере 5 712, 92 руб.
Определением судьи Октябрьского районного суда адрес от дата ФИО1 отказано в принятии административного искового заявления к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО7, с заинтересованным лицом ФИО2 в части требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7 о привлечении ФИО1 к административной ответственности и об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности, поскольку они подлежат рассмотрению в рамках производства по делу об административных правонарушениях.
Впоследствии, ФИО1 требования уточнила, просила суд восстановить срок на обжалование постановлений о возбуждении исполнительных производств и отменить семь постановлений от дата о возбуждении исполнительных производств №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены действующий старший судебный пристав – начальник ОСП адрес ФИО4, судебный пристав-исполнитель ОСП адрес ФИО5, УФССП России по адрес.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебное заседание административный истец, представитель административного истца, административные ответчики, заинтересованное лицо не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства не просили.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела, а также материалы дел об административных правонарушениях №№..., №... суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона N 229-ФЗ).
Из материалов дела следует, дата заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП адрес ФИО7 возбуждены исполнительные производства №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП о взыскании с ФИО1 штрафов в размере 1 000 руб. (по каждому исполнительному производству) в пользу УФК по адрес (УФССП России по адрес).
ФИО1, ссылаясь на незаконность постановлений о возбуждении исполнительных производств, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с указанными требованиями.
В силу части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из уточненного административного искового заявления следует, что о наличии постановлений о возбуждении в отношении нее исполнительных производств, ФИО1 стало известно дата при ознакомлении с материалами дела, ввиду чего, дата, а затем дата требования были уточнены.
В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно требованиям абз. 2 п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от дата N 682, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
Вместе с тем, сведений о направлении в адрес ФИО1 оспариваемых постановлений регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату, в материалы дела не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с настоящим заявлением ФИО1 пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению.
Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
Вопросы возбуждения исполнительного производства регламентированы статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которыми предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1); судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5); судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8); судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога; копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в частности, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Статьей 13 Закона N 229-ФЗ установлены требования, предъявляемые к исполнительным документам, одним из которых является указание даты вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение (ч. 1). В акте органа, должностного лица о наложении штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа. В случае направления указанного акта для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа производится в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1.1). Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 4).
В силу ч. 1 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление (ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ).
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрены ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Из постановлений о возбуждении исполнительных производств от дата следует (как указано в самих постановлениях), что они вынесены на основании постановлений по делам об административных правонарушениях №... от дата (вступило в законную силу дата), №... от дата (вступило в законную силу дата), №... от дата, (вступило в законную силу дата), №... от дата (вступило в законную силу дата), №... от дата (вступило в законную силу дата), №... от дата (вступило в законную силу дата), №... от дата (вступило в законную силу дата).
Вместе с тем, постановления по делам об административных правонарушениях №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата №... от дата, №... от дата, №... от дата, на основании которых вынесены оспариваемые постановления о возбуждении исполнительных производств от дата не могли вступить в законную силу в даты, указанные заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП адрес ФИО7 в оспариваемых постановлениях от дата.
Из материалов дел об административных правонарушениях №№..., №... судом установлено, что постановления, на основании которых возбуждены спорные исполнительные производства вынесены, в связи с совершением ФИО1 административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Часть 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает самостоятельный состав административного правонарушения, отличающийся от состава, содержащегося в части первой, структурой объективной стороны правонарушения.
Квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, является наличие ранее вынесенного и вступившего в законную силу постановления о наложении на должника административного штрафа за неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, то есть повторность.
Согласно части 1 статьи 30.3 названного Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановления по делам об административных правонарушениях №... от дата, №... от дата, №... от дата,, №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата содержат в себе указание на возможность их обжалования в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемых постановлений о возбуждении исполнительных производств от дата постановления по делам об административных правонарушениях №... от дата, №... от дата, №... от дата,, №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата, в законную силу не вступили.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, если не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства.
Применительно к вышеизложенному у заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП адрес ФИО7 отсутствовали основания для вынесения постановлений о возбуждении исполнительных производств №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП о взыскании с ФИО1 штрафов в размере 1 000 руб. (по каждому исполнительному производству) в пользу УФК по адрес (УФССП России по адрес), ввиду чего указанные постановления являются незаконными.
Также, из материалов дел об административных правонарушениях №№..., №... судом установлено, что ФИО1 реализовала свое право на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях №..., №..., №..., №..., №..., №..., №....
По результатам рассмотрения жалоб ФИО1 Октябрьским районным судом адрес дата и дата вынесены решения, которыми жалобы ФИО1 удовлетворены, постановления по делам об административных правонарушениях:
- №... от дата, вступившее в законную силу дата, (вынесенное на основании постановления по делу об административном правонарушении №...);
- №... от дата, вступившее в законную силу дата (вынесенное на основании постановления по делу об административном правонарушении №...);
- №... от дата, вступившее в законную силу дата, (вынесенное на основании постановления по делу об административном правонарушении №№...);
- №... от дата, вступившее в законную силу дата (вынесенное на основании постановления по делу об административном правонарушении №...);
- №... от дата, вступившее в законную силу дата (вынесенное на основании постановления по делу об административном правонарушении №...);
- №... от дата, вступившее в законную силу дата (вынесенное на основании постановления по делу об административном правонарушении №...);
- №... от дата, вступившее в законную силу дата (вынесенное на основании постановления по делу об административном правонарушении №...), отменены, производства по делам в отношении ФИО1 прекращены, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, требования ФИО1 об отмене постановлений от дата о возбуждении исполнительных производств №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, являются законными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
В силу пункта 5 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав и свобод административного истца, суд приходит к выводу, что факт признания постановлений о возбуждении исполнительных производств №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП от дата незаконными и отмена указанных постановлений будет являться достаточной мерой, устраняющей нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1, - удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП адрес ФИО7 от дата о возбуждении в отношении ФИО1 исполнительных производств №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП, №...-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата
Судья Д.Т. Асабаева