Дело № 2-1713/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2015 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Т.В. Крымских,
при секретаре судебного заседания О.Б. Захваткиной,
с участием представителя истца - Соликамского городского прокурора – помощника прокурора Мельниковой И.В.,
истца Кузнецовой Д.А.,
представителя третьего лица Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края – Касымбаевой Е.И., действующей на основании письменной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соликамского городского прокурора, в интересах Кузнецовой Д. А., к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
установил:
Соликамский городской прокурор, в защиту интересов Кузнецовой Д.А., обратился в Соликамский городской суд с иском (с учетом уточнения) к Правительству Пермского края, о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своих требований сослался на то, что Кузнецова Д.А. <дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей: мать ФИО10 решением <...> районного суда от <дата> лишена в отношении Кузнецовой Д.А. родительских прав, отец ФИО11 умер <дата> года. Ввиду отсутствия родительского попечения, Кузнецова Д.А. на основании постановления администрации <...> муниципального района №, была передана в приемную семью ФИО12 <дата> ФИО12СМ. была освобождена от обязанности приемного родителя. Кузнецова Д.А. направлена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <дата> была передана в приемную семью ФИО13, где воспитывалась до совершеннолетия. Проживает на территории Пермского края. Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества отсутствуют. За Кузнецовой Д.А. постановлением главы администрации <...> муниципального района от <дата> № сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <...>. Заключением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по <...> и <...> муниципальным районам от <дата> № проживание Кузнецовой Д.А. в указанном жилом помещении признано невозможным. <дата> Кузнецова Д.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого фонда. Просит возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Кузнецовой Д. А. <дата> года рождения уроженке <...> благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Прокурор в судебном заседании на иске в полном объеме настаивает по приведенным в нем доводам.
Истец Кузнецова Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Правительство Пермского края в судебное заседание своего представителя не направил. О рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом, что подтверждает возвращенное почтовое уведомление. Возражений на исковое заявление не представили.
Ответчик Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району реорганизовано и переименовано в Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края.
Представитель ответчика Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края Касымбаева Е.И. с исковыми требованиями согласилась, просила иск удовлетворить как законный и обоснованный в части предъявления требований к Правительству Пермского края, которое является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебных документов. Возражений на исковое заявление не представил.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание для рассмотрения дела не явился. О рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебных документов. Возражений на исковое заявление не представил.
Третье лицо Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» своего представителя в суд не направил. О рассмотрении дела ответчик извещен, что подтверждает почтовое уведомление о вручении судебных документов. Представитель ответчика направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Возражений на исковое заявление не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав прокурора, истца, представителя отьветчика Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края Касымбаеву Е.И., изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется правилами ст. 109.1 ЖК РФ.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996года № 159-ФЗ).
ФЗ РФ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для целей данного Федерального закона так же используется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 3 данной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 указанной статьи.
На основании п. 2 ч. 4, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного следующего обстоятельства, жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации…
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет (ч. 6).
В соответствии с ч. 7 данной нормы, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Аналогичные положения содержит и Закон Пермского края «О МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ».
Статьей 6 Закона Пермской области предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
«ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦАМ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, СТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПЕРМСКОГО КРАЯ ПО ДОГОВОРАМ НАЙМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ», утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, регулирует правоотношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению в отношении данных жилых помещений договоров найма специализированных жилых помещений
На основании п. 1.3 Порядка, жилые помещения должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4).
По правилам ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом в соответствии со статьями 1 и 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин свободен в выборе места жительства.
Как следует из материалов дела, Кузнецова Д.А. <дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей: мать ФИО10 решением <...> районного суда от <дата> лишена в отношении Кузнецовой Д.А. родительских прав (лд. №), отец ФИО11 умер <дата> года, что подтверждается свидетельством о смерти (лд. №). Ввиду отсутствия родительского попечения, Кузнецова Д.А. на основании постановления администрации <...> муниципального района №, была передана в приемную семью ФИО12 (лд. №).
За Кузнецовой Д.А. тем же постановлением главы администрации <...> муниципального района о создании приемной семьи от <дата> № закреплено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу <...> (лд. №).
<дата> ФИО12СМ. была освобождена от обязанности приемного родителя.
Постановлением Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по <...> и <...> муниципальным районам от <дата> года, избрана форма устройства несовершеннолетней Кузнецовой Д.А. – помещение под надзор в государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лд. №). Кузнецова Д.А. направлена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по <...> и <...> муниципальным районам от <дата> № Кузнецовой Д.А. назначена временным опекуном ФИО15, определено место жительства несовершеннолетней – <...> (лд. №).
Приказом Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по <...> и <...> муниципальным районам от <дата> № Кузнецова Д.А. была передана в приемную семью ФИО13 (лд. №), определено место жительства несовершеннолетней – <...>, в данной приемной семье Кузнецова Д.А. воспитывалась до совершеннолетия.
Согласно паспортным данным, лицевой карточки жилого помещения, справки МАУ <...> городского поселения <...> «МФЦ», Кузнецова Д.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу <...> (лд. №).
Из Заключения об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по <...> и <...> муниципальным районам № от <дата> (лд. №), Заключения о несоответствии помещения по адресу <...> требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признании помещения непригодным для проживания, от <дата> № (лд. №), акта осмотра квартиры от <дата> (лд. №), акта обследования помещения по адресу <...>, от <дата> № (лд. №) установлено, что жилое помещение требованиям, предъявляемым к жилому помещению не соответствует, помещение признано непригодным для проживания, установлен факт невозможности проживания в нем истицы.
Из пояснений истца и адресной справки ОУФМС <...> (лд. №) следует, что истце зарегистрирована по месту пребывания и фактически проживает по адресу <...>.
Договор социального найма на жилые помещения с Кузнецовой Д.А. не заключался, жилых помещений на праве собственности, в безвозмездном пользовании у Кузнецовой Д.А. не имеется, на праве собственности за истцом объекты капитального строительства, жилые помещения не зарегистрированы (лд. №). В настоящее время истец проживает в квартире постороннего лица, членом семьи которого в силу требований закона не является.
Согласно уведомлению начальника Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по городу Соликамску и Соликамскому району, решением Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по городу Соликамску и Соликамскому району (протокол № от <дата> года) Кузнецова Д.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и признана нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (лд. №).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Кузнецова Д.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в указанном выше порядке, что не оспаривается сторонами, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке внесена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кузнецова Д.А., достигшая совершеннолетнего возраста, по настоящее время жилым помещением, право на предоставление которого гарантировано данной категории граждан законодательством РФ и субъектом РФ, администрацией г. Соликамска Пермского края, Правительством Пермского края не обеспечена.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Для восстановления его жилищных и социальных прав имеются основания для возложения на администрацию Правительства Пермского края обязанности по предоставлению Кузнецовой Д.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования, предъявленные к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, при таких обстоятельствах, подлежат оставлению без удовлетворения, как предъявленные к ненадлежащему ответчику.
Предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, от времени постановки на учет, а также от иных условий.
Доказательства того, что с момента включения в соответствующий список изменились обстоятельства, в связи с чем, истец перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в ходе разрешения спора не представлены. При таких обстоятельствах суд исходит из факта отсутствия у истца жилого помещения, в котором она имеет возможность реализовать свои жилищные права.
Исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, с учетом уточнения требований, в соответствии с заявленными требованиями, на основании положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковое заявление Соликамского городского прокурора, в интересах Кузнецовой Д. А. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Кузнецовой Д. А. <дата> года рождения уроженке <...> благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Исковые требования, предъявленные к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, о предоставлении Кузнецовой Д. А. благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, оставить без удовлетворения.
На настоящее решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца.
Судья Т.В. Крымских.