дело № 2-522/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 14 июня 2018 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Черноусовой О.А.
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Пономаревой А.А., представителя истца Соколова В.А. – Страшниковой В.И., представителя ответчика УСЗН администрации Енисейского района – Кринталь О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Соколова
ФИО8 к Управлению социальной защиты населения администрации Енисейского района Красноярского края о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду, незаконным;возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Соколова В.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Енисейского района Красноярского края (далее – УСЗН Енисейского района) о признании решения о приостановлении и о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду, незаконным.
Требования мотивированы тем, что Соколов В.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, зарегистрирован по месту жительства: <адрес>,
<адрес>. В соответствии со статьей 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Данными мерами социальной поддержки Соколов В.А. пользовался до 22.06.2015. В УСЗН Енисейского района поступила информация об имеющейся задолженности у Соколова В.А. по оплате жилищно-коммунальных услуг по указанному адресу, и на 22.06.2015 г. составляла более двух месяцев. Ответчиком принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 18.05.2015 г., и с 22.06.2015 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки. Соколов В.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, по состоянию здоровья самостоятельно за защитой своих интересов не может, в связи, с чем прокуратурой в соответствии со ст. 45 ГПК РФ принято решение о защите его прав и законных интересов в судебном порядке.
По изложенным основаниям Енисейский межрайонный прокурор (с учетом уточнений) просит признать решение Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении с 22.06.2015 г. предоставления меры социальной в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и в размере 50 процентов Соколову В.А. незаконным; обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить с 22.06.2015 г. предоставление
Соколову В.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора
Пономарева А.А. и представитель истца Страшникова В.И. исковые требования с учетом уточнений поддержали по изложенным в иске основаниям.
Истец Соколов В.А. о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы Страшниковой В.И.
Представитель ответчика УСЗН Енисейского района Кринталь О.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала ранее представленный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Соколову В.А. прекращена выплата мер социальной поддержки на оплату жилья коммунальных услуг в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг, ссылаясь на положения ст.ст. 20.1, 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", просили отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия документов, подтверждающих погашение Соколовым В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг.
Третье лицо Министерство социальной политики Красноярского края, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, ходатайств об отложении не заявляло, возражений относительно заявленных требований не представило.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержаниеи текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (приотсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил; в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Соколов ФИО9, 1977 года рождения, является инвалидом
<данные изъяты> группы бессрочно, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>,
<адрес>.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
ФИО1 с 01.01.2008 г. пожизненно установлена субсидия в размере
2016,40 руб. (протокол назначения субсидии отдельным категориям граждан от
24.12.2007 г. на 01.01.2008 г.).
В связи с поступлением в УСЗН Енисейского района информации об имеющейся у Соколова В.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес>, УСЗН Енисейского района было принято решение о приостановлении мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг с 30 апреля 2015 г. (протокол приостановки выплаты № 173 от 18.05.2015 г.).
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, решение о приостановлении мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг в отношении Соколова В.А. принято обоснованно, прокурором не обжалуется.
22.06.2015 г. УСЗН Енисейского района принято решение о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки (протокол закрытия № 173 от 22.06.2015 г.).
Разрешая требования прокурора в части признания решения УСЗН Енисейского района о прекращении предоставления мер социальной поддержки, незаконным, суд приходит к выводу об их обоснованности.
Наличие у Соколова В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения в предоставлении ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, поскольку законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, учитывая, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит с 22.06.2015 г.
Доводы стороны ответчика об обоснованности прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст. 20.1, п. п. "в" п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими, суд во внимание не принимает.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов "документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилогопомещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)" и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п. п. "в" п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Соколова ФИО10, удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации Енисейского района о прекращении с 22.06.2015 г. предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду Соколову ФИО11 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района возобновить предоставление инвалиду Соколову ФИО12 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 22.06.2015 г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 20 июня 2018 г.
Судья Н.М. Ларионова