Дело № 2-1157/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ирбит 11 июля 2016 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Прытковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лисицыной К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Н.М. к ОАО «СКБ - банк» о признании пунктов договора недействительными, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Н.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ОАО «СКБ - банк» (далее - Банк) по тем основаниям, что между ней и Банком заключен кредитный договор № № от ДД.ММ.ГГГГ года на сумму <данные изъяты> руб. По условиям договора ответчик открыл текущий вклад и обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит. Истец обязался возвратить полученный кредит ответчику и выплатить проценты на условиях указанных в договоре.
В договоре в нарушение пп. 3 п. 2, ст. 10 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» не указана полная сумма, подлежащая выплате, не указаны проценты кредита в рублях подлежащие выплате, не указана полная сумма комиссий в рублях за открытие и ведение ссудного счета.
На момент заключения договора истец не имел возможности внести изменения в его условия в виду того, что договор является типовым, условия которого заранее были определены ответчиком в стандартных формах, в связи с чем, истец был лишен возможности повлиять на его содержание, что противоречит п. 1 ст. 16 ФЗ Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Согласно п.3.3 договора процентная ставка по кредиту составляет 22% в день, однако согласно п. 10.4 договора полная стоимость кредита составляет 24,35%.
Полная сумма, подлежащая выплате потребителем при предоставлении кредита, определяемая законодательством о защите прав потребителей, в обязательном порядке указывается продавцом в рублях и не поставлена в зависимость от годового периода.
Это означает, что указание полной стоимости кредита только в процентах годовых во исполнение требований законодательства о защите прав потребителей, от обязанности указывать полную сумму подлежащую выплате потребителем при предоставлении кредита, в рублях, а также доводить иную информацию о себе и предоставляемых услугах в соответствии с требованиями Закона «О защите прав потребителей».
Согласно п. 7 Указания ЦБР № 2008-У- «Кредитная организация обязана доводить до заемщика информацию о полной стоимости кредита до заключения кредитного договора и до изменения условий кредитного договора, влекущих изменение полной стоимости кредита, в соответствии с п. 5 настоящего Указания. Данная информация может доводиться до заемщика в проекте кредитного договора (дополнительного соглашения), в документах, направляемых сторонами друг другу в процессе заключениякредитного договора (дополнительного соглашения), иными способами, позволяющими подтвердить факт ознакомления заемщика с указанной информацией и предусматривающими наличие даты и подписи заемщика.
Однако, при обращении в Банк, истцу не была предоставлена данная информация, что явно противоречит п. 7 Указаний ЦБР № 2008-У.
Согласно п. 10.2 Договора - «Банк вправе передавать права требования из настоящего Договора независимо от наличия фактов ненадлежащего исполнения Заемщиком обязательств по настоящему Договору, в полном объеме, либо в части».
Уступка права требования без согласия должника в договоре потребительного кредитования невозможна, поскольку личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Вина ответчика в причинении морального вреда налицо, поскольку им умышленно списываются денежные средства в счет уплаты комиссий и пр. Тот факт, что с оплачиваемых ею денежных средств по Договору производилось списание на иные операции по счету, причинил ей значительные нравственные страдания, которые приходилось переживать регулярно. Моральный вред оценивает <данные изъяты>.,
Просит признать пункты кредитного договора № № от ДД.ММ.ГГГГ года недействительными, а именно (п. 3.3, п. 10.4, п. 10.2 Договора) в части: не доведения до момента подписания заемщика информации о полной стоимости кредита, а также же в части передачи долга в пользу третьих лиц; взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Истец Козлова Н.М. в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщила, не просила об отложении судебного разбирательства, в иске просила рассмотреть дело в её отсутствие и направлении ей копии решения суда.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10Всеобщей декларации прав человека.
Представитель ответчика ОАО «СКБ -банк» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, не просил об отложении дела.
Дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года между Козловой Н.М. и ОАО «СКБ - банк» заключён кредитный договор №, согласно условий которого Козлова Н.М. получила потребительский кредит в размере <данные изъяты>. под 24,35% годовых (л.д. 19-20).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно п. 2 ст. 8 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 10 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем и график погашения этой суммы.
Как видно, своей подписью в договоре истец подтвердил, что заключил с Банком Договор, что ему понятны все пункты Договора, он с ними согласен и обязуется выполнять, получил график погашения по кредиту (л.д. 19).
Нарушений прав истца как потребителя в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» судом не установлено. К кредитному договору прилагается график платежей, который был получен истцом, и в самом договоре указан размер ежемесячного платежа. Истец подтвердил, что ему понятны все пункты договора, с которыми он согласился и обязался их выполнять.
Таким образом, кредитный договор заключен после согласования сторонами всех условий, в письменной форме, путем обмена документами, соответствует положениям о заключении договора, установленным главой 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оснований для расторжения кредитного договора не имеется. Доказательств иного, истцом не предоставлено.
Суд также не находит оснований для признания п. п.10.2кредитного договора в части передачи долга в пользу третьих лиц.
Как усматривается из текста кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, в пункте 10.2 стороны согласовали условие о том, что Банк вправе передавать права требования из настоящего Договора независимо от наличия фактов ненадлежащего исполнения Заемщиком обязательств по настоящему Договору, в полном объеме, либо в части, а также поручать осуществление отдельных действий по настоящему Договору отдельных действий, в частности, но не ограничиватьнаправленных на взыскание задолженности по Договору, любым третьим лицам, в том числе не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности.
При заключении кредитного договора истцом не было выражено каких –либо замечаний к условиям договора, своей подписью в договоре он дал согласие на его содержание, таким образом условие об уступке права требования было согласовано сторонами при заключении кредитного договора.
При указанных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований и для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, поскольку данное требование является производным от основного, нарушений прав истца как потребителя, судом со стороны ответчика не установлено, а также не представлено каких-либо доказательств физических и нравственных страданий истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Козловой Н.М. к ОАО «СКБ - банк» о признании пунктов договора недействительными, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2016 года.
Председательствующий /подпись/
Решение вступило в законную силу 12.08.2016.
Судья Н.Н. Прыткова
<данные изъяты>
<данные изъяты>