Дело № 2-1078 (2014г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 28 июля 2014 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой. В.
при секретаре Поповой Т.В.
с участием представителя истца Сангаджиевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перешеина В.И. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Администрации города Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
Перешеин В. И. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Администрации города Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности.
В исковом заявлении истцом указано на то, что он имеет третью группу инвалидности. Инвалидность установлена истцу бессрочно. Истец имеет намерение получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с абзацем 14 ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181 (Обеспечение инвалидов жилой площадью), которая предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, для улучшения жилищных условий по адресу: <адрес>. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № № Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома, по тем основаниям, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан федеральными законами не урегулирован, и предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах. Считает данный отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка в аренду незаконным. Указывает, что не является нанимателем или членом семьи нанимателя, а также собственником или членом семьи собственника квартиры, в которой проживает. В настоящее время собственником указанной квартиры является Религиозная организация «Церковь Христиан Веры Евангельской Пятидесятников «Новый Завет» в г. Перми» на основании договора купли-продажи здания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года. Жилых помещений Истец на праве собственности или по договору социального найма не имеет, что подтверждается справкой из ЦТИ Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением об отсутствии в ЕГРП права собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ года. Считает, что своим отказом Департамент земельных отношений администрации г. Перми нарушил права истца, связанные с возможным предоставлением ему земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома, то есть фактически имеет место спор на земельный участок.
Просит суд признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № № в предоставлении в аренду Перешеину В.И. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить Перешеину В.И. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> в первоочередном порядке, в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, без проведения аукциона, конкурсов, торгов.
Истец Перешеин В.И. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Сангаджиева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по доводам, изложенных в исковом заявлении.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; представитель Департамента земельных отношений администрации г.Перми представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ранее по делу представлялись следующие возражения.
Департамент земельных отношений администрации г.Перми, не согласившись с требованиями истца, указал на то, что на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей. Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Полагают, что истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий, исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ. Доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не представлено, в связи с чем, нормы ст. 17 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применены быть не могут.
Администрация города Перми поддержала доводы, изложенные Департаментом земельных отношений администрации города Перми в отзыве.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующего.
Судом по делу установлены следующие юридически значимые обстоятельства:
истец Перешеин В.И. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждено справкой МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6);
истец Перешеин В.И. в приватизации жилых помещений не участвовал; на праве собственности жилых помещений не имеет; зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу <адрес>, которая принадлежит на праве собственности Религиозной организации «Церковь Христиан Веры Евангельской Пятидесятников «Новый Завет» и занимает ее на основании Договора найма от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с собственником данного жилого помещения, что все выше указанное подтверждено справкой ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) и сведениями ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3), уведомлением Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22); выпиской Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23); Договором найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-37);
ДД.ММ.ГГГГ П.А.В., действующая по доверенности от Перешеина В.И., обращалась в Департамент земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № на праве аренды, сроком на 10 лет, в соответствии со статьей 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, расположенный по адресу <адрес> (л.д.38);
ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом за № № отказал в выше указанном обращении (л.д.10). В качестве обоснования отказа департаментом было указано следующее: на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства; на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей; не предоставлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. На основании выше изложенного департаментом было указано на то, что просьба заявителя не может быть удовлетворена.
Истец Перешеин В.И. обратился в суд с исковыми требованиями о признать незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № № в предоставлении в аренду Перешеину В.И. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить Перешеину В.И. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес> в первоочередном порядке, в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, без проведения аукциона, конкурсов, торгов.
Проанализировав выше указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующих норм права.
Так, действительно статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996г. №901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. В силу п.17 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положения п.14 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющего право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Из анализа указанного Федерального закона следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Согласно п.2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы №103 от 30.05.2006г. утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 1 Решения).
Как установлено судом, истец не имеет на праве собственности жилого помещения, а квартиру по адресу <адрес> он занимает на основании Договора найма от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с собственником данного жилого помещения – с Религиозной организацией «Церковь Христиан Веры Евангельской Пятидесятников «Новый Завет».
На основании выше изложенного, а также с учетом того, что истец не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя, а также собственником или членом семьи собственника выше указанной квартиры, то суд приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами нуждаемость истца в улучшении жилищных условий установлена. Истец хоть и не состоит на учете, но является нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу ч.1 ст. 51 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, суд считает рассматриваемый отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в части предоставлении истцу земельного участка является незаконным. При этом суд исходит из того, что отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, указанной категории граждан, а также механизма применения закона не является препятствием для получения истицей предоставляемой ей социальной поддержки.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания рассматриваемого отказа в остальной части незаконным, а также в удовлетворении требований истца в возложении на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности по предоставлению ему земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес> в первоочередном порядке, в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, без проведения аукциона, конкурсов, торгов.
Здесь суд исходит из того, что установленное ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления предоставлять указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Хотя первоочередное предоставление земельных участков лицам, указанным в ст.17 ФЗ №181-ФЗ, и производится без проведения торгов, что и является содержанием данной гарантии, однако такое предоставление земельных участков производится на общих основаниях. Указанным Федеральным законом не предусмотрено право выбора инвалидом конкретного земельного участка по его собственному выбору.
Пунктом 1 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного согласования места размещения объекта, однако изложенное так же не означает, что такие земельные участки должны предоставляться гражданам по их произвольному выбору.
В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ регулирование земельных отношений входит в полномочия органов местного самоуправления.
В указанной норме, в частности указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Таким образом, в рассматриваемой правовой ситуации, с учетом того, что Перешеин В.И. является инвалидом 3 группы, нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, в соответствии с положениями ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидом в Российской Федерации» имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у Департамента земельных отношений администрации города Перми имеется обязанность по предоставлению земельного участка инвалиду. При этом законом не предусмотрено право истца, являющегося инвалидом, требовать предоставления ему конкретного земельного участка.
При таких обстоятельствах на Департамент земельных отношений администрации г.Перми следует возложить обязанность по предоставлению Перешеину В.И. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В удовлетворении же требования о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства истцу Перешеину В.И. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Перешеина В.И. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Администрации города Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности, - удовлетворить частично.
Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № № в части предоставления Перешеину В.И. земельного участка признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Перешеину В.И. земельный участок в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В удовлетворении остальной части исковых требований Перешеину В.И., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий : подпись
Копия верна
Председательствующий О.В.Нигаметзянова
Секретарь:
Дело № 2-1078 (2014г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 28 июля 2014 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой. В.
при секретаре Поповой Т.В.
с участием представителя истца Сангаджиевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перешеина В.И. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Администрации города Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Перешеина В.И. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Администрации города Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности, - удовлетворить частично.
Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № № в части предоставления Перешеину В.И. земельного участка признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Перешеину В.И. земельный участок в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В удовлетворении остальной части исковых требований Перешеину В.И., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий О.В.Нигаметзянова