Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1593/2021 ~ М-485/2021 от 22.01.2021

Дело №10RS0011-01-2021-001369-89 (2а-1593/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2021 года город Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Тарабрина Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к Петрозаводской общественной организации содействие в развитии детей и юношества «Добро» о ликвидации общественного объединения, исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Петрозаводская общественная организация содействие в развитии детей и юношества «Добро» была внесена в ЕГРЮЛ 27.06.2014. В ходе осуществления федерального государственного надзора за деятельностью общественных объединений Управлением с 09.01.2020 по 31.01.2020 была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Петрозаводской общественной организации содействие в развитии детей и юношества «Добро», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям Организации. В ходе проверки было установлено, что Организация осуществляла деятельность, направленную на получение дохода от предпринимательской деятельности, что не соответствовало ее уставным целям. Кроме того, в нарушение части 3 ст.37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пп. 3.7, 10.4, 11.6 Устава Организация использовала доходы от предпринимательской деятельности не для достижения уставных целей, а для ведения предпринимательской деятельности. За указанные нарушения в отношении административного ответчика Управлением было вынесено представление от 31.01.2020 об устранении нарушений в срок до 31.03.2020. Представление вручено лично под роспись председателю Банире А.С. Нарушения не были устранены в установленный срок, в связи с чем Управление 01.04.2020 вынесло в адрес Организации распоряжение о приостановлении деятельности сроком на шесть месяцев. Нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности Организации до настоящего времени не устранены. Административный истец просит ликвидировать общественное объединение и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определением суда от 25.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Банира А.С., Ткачев С.Н., Черепанова И.В.

В судебном заседании стороны и заинтересованные лица не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации орган государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

В соответствии с частью 1 статьи 29 названного закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, таким органом является Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу части 1 статьи 26, абзаца четвертого части 1, части 3 статьи 44 Закона об общественных объединениях общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в том числе в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Из материалов дела следует, Общественное объединение – Петрозаводская общественная организация содействие в развитии детей и юношества «Добро» - было зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия 26.06.2014. Запись об общественном объединении была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 27.06.2014 за основным государственным регистрационным номером 1141000000481 (ведомственный регистрационный номер 1012010899 от 30.06.2014).

В ходе осуществления федерального государственного надзора за деятельностью общественных объединений Управлением с 09.01.2020 по 31.01.2020 на основании его распоряжения от 25.11.2019 №470-р «О проведении плановой документарной проверки Петрозаводской общественной организации содействие в развитии детей и юношества «Добро» была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Петрозаводской общественной организации содействие в развитии детей и юношества «Добро», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям Организации.

По результатам этой проверки выявлены нарушения административным ответчиком действующего законодательства и положений Устава, установлено, что Организация деятельность, соответствующую ее уставным целям не осуществляла, однако осуществляла деятельность, направленную на иные цели (получение дохода от предпринимательской деятельности).

В статье 42 Закона об общественных объединениях закреплено, что в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения (часть 1).

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев (часть 2).

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд (часть 3).

Из материалов дела следует, что 31.01.2020 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, в связи с выявленными нарушениями Организацией законодательства Российской Федерации и совершением ею действий, противоречащих уставным целям, было вынесено в адрес Организации Представление и вручено лично под роспись Председателю Банире А.С. Предоставленный срок для устранения нарушений – не позднее 31.03.2020.

В связи с неисполнением Организацией представления, Управление вынесло распоряжение от 01.04.2020 №123-р «О приостановлении деятельности общественного объединения», приостановив деятельность Организации сроком на шесть месяцев, то есть до 01.10.2020.

Копия распоряжения была направлена Управлением в адрес Организации, нарушения в установленный срок и до настоящего времени не устранены, вынесенное представление, а также распоряжение Организацией не обжалованы.

Подпунктом "в" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).

При таких обстоятельствах, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в соответствии со статьей 44 Закона №82-ФЗ является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 262-265 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Ликвидировать общественное объединение – Петрозаводская общественная организация содействие в развитии детей и юношества «Добро» (юридический адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Григорьева, д.7, ОГРН 1141000000481) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2021

2а-1593/2021 ~ М-485/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия
Ответчики
Петрозаводская общественная организация содействиев развитии детей и юношества "Добро"
Другие
Ткачев Сергей Николаевич
Черепанова Ирина Владимировна
Банира Андрей Степанович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
22.01.2021Регистрация административного искового заявления
22.01.2021Передача материалов судье
25.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2021Дело оформлено
26.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее