Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
13 февраля 2023 года г. Жигулёвск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
при секретаре Варламовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-310/2023 по иску Воейкова Вадима Михайловича к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о признании недопустимыми (ничтожными) условий договора газоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Воейков В.М. обратился в суд с указанным выше иском к ООО «Газпром межрегионгаз Самара», указывая, что ответчик оказывает коммунальную услугу поставки газа в принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес> (лицевой счет №).
Объем потребленного газа определяется согласно показаниям установленного в доме прибора учета.
При согласовании с ответчиком в соответствии с п. 16 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан условий договора у сторон возникли разногласия по вопросам установления случаев и порядка определения объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа при наличии приборов учета газа.
Истец не согласен с мнением ответчика о применении нормативов потребления при наличии прибора учета во всех случаях несанкционированного подключения, при котором ответчик считает себя вправе производить доначисление платы за коммунальную услугу, исходя из мощности подключенного оборудования или нормативов потребления, без учета показаний прибора учета, в которых был зафиксирован весь объем потребленного газа. Свою позицию ответчик обосновывает положениями п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Истец полагает, что в случаях несанкционированного подключения, при котором весь объем потребленного коммунального ресурса зафиксирован официально установленным, принятым в эксплуатацию, опломбированным и исправным прибором учета, имеет место надлежащий учет потребленной услуги, в связи с чем п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг применяться не должен.
При указанных обстоятельствах полагает, что предложенные ответчиком условия договора ущемляют его права потребителя услуги, в связи с чем просит признать недопустимыми (ничтожными) условия договора газоснабжения, позволяющие ответчику, в случае установления факта несанкционированного подключения, но при наличии надлежащего учета всего несанкционированно потребленного объема газа через официально установленный, принятый в эксплуатацию, опломбированный и исправный прибор учета, производить доначисление платы за коммунальную услугу газоснабжения, определяя объем потребленного газа из расчета мощности подключенного оборудования либо нормативов потребления.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом (л.д.68), ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д.74).
Представитель ответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.77). В представленном суду письменном отзыве требования иска просил оставить без удовлетворения, указывая, что в случаях выявления несанкционированного подключения, поставщик коммунальной услуги обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения, направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги. Доначисление производится в порядке, определенном п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг, которым не предусмотрена обязанность исполнителя учитывать при этом наличие либо отсутствие прибора учета газа у потребителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Самара» является поставщиком газа населению на территории <адрес> (л.д. 38-43).
Истец, как собственник жилого дома № по <адрес> (л.д.70-71), является потребителем коммунальной услуги по газоснабжению на указанном объекте, о чем свидетельствуют договор газоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.8-10), а также открытие поставщиком истцу единого лицевого № для оплаты оказанной коммунальной услуги. Оплата за оказанную коммунальную услугу истцом осуществляется на основании показаний прибора учета - счетчика газа бытового Смарт G-4, заводской № (л.д.35). Счетчик газа установлен ООО «Газпром газораспределение Самара» ДД.ММ.ГГГГ, межповерочный интервал прибора учета составляет 10 лет (л.д. 78-79).
Согласно предоставленной ответчиком по запросу суда информации, в жилом доме <адрес> начисление платы за поставляемый газ осуществляется на основании показаний прибора учета газа, введенного в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность за газ отсутствует. Актов о несанкционированном подключении внутридомового газового оборудования по данному дому не имеется, в связи с чем начисления платы за газ с применением повышающего коэффициента 10 не производились (л.д.73).
Заключенным с истцом ДД.ММ.ГГГГ договором газоснабжения не регламентирован порядок расчетов за газ при несанкционированном подключении внутридомового газового оборудования.
ДД.ММ.ГГГГ Воейков В.М. обратился к ответчику с требованием о разъяснении порядка начисления платы за газоснабжение на случай временного подключения иного газового оборудования (газового конвектора) на период осуществления замены газового котла (л.д.26).
В ответ на данное обращение истцу даны разъяснения о порядке замены газоиспользующего оборудования и заключения в связи с этим дополнительного соглашения к договору газоснабжения (л.д.28-29).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с требованием об исключении из договора газоснабжения недопустимых условий, устанавливающих порядок начисления платы за газ из расчета мощности подключенного оборудования либо нормативов потребления, в случае установления факта несанкционированного подключения, но при наличии надлежащего учета всего несанкционированно потребленного объема газа через официально установленный, принятый в эксплуатацию, опломбированный и исправный прибор учета.
В ответ на данное требование ООО «Газпром межрегионгаз Самара» истцу дано разъяснение относительно порядка начисления платы за газ в случае установления несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя (л.д.32-34).
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Часть 1 ст. 153 ЖК РФ предусматривает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за газ.
Согласно статье 18 ФЗ N 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении в РФ", поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которыми регламентированы отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе, особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Согласно пунктам 24, 25 указанных Правил при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Пункт 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, предусматривает, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, их содержание, порядок и периодичность проверки их состояния, а также перерасчета платы за коммунальную услугу при обнаружении вмешательства в работу прибора учета установлены п. п. "у(2)" п. 31, п. п. "б" п. 34, п. п. "г" п. 35, п. 81, 81 (11), п. п. "а" п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
В силу подпункта б пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не применяются.
В Письме Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2012 г. N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, указано, что пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ предусматривают, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах) является одним из видов коммунальных услуг. Правилами поставки газа N 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа, являющимися исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, и абонентами.
Из анализа положений ЖК РФ, Правил поставки газа N 549, Правил предоставления коммунальных услуг N 354 следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части - Правилами предоставления коммунальных услуг N 354.
Поскольку Правилами поставки газа порядок расчета платы за коммунальную услугу газоснабжение при несанкционированном подключении оборудования не урегулирован, в соответствии с приведенными выше разъяснениями в данной части подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг № 354.
В соответствии с пунктом 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается. В этой связи самовольная замена внутридомового газового оборудования при условии его эксплуатации может расцениваться в качестве несанкционированного подключения, что влечет применение специального порядка начисления платы за коммунальную услугу.
Согласно пункту 62 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
При этом п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг при выявлении несанкционированного подключения оборудования определение платы на коммунальную услугу по показаниям прибора учета не предусмотрено, в связи с чем требования иска Воейкова В.С. судом признаются не подлежащими удовлетворению, как основанные на неверном толковании норм права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Воейкову В. М. в удовлетворении требований иска, предъявленного к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о признании недопустимыми (ничтожными) условий договора газоснабжения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Л.Ф.Никонова
Решение в окончательной форме изготовлено 20.02.2023.
Судья Л.Ф.Никонова