Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-495/2021 ~ М-455/2021 от 09.06.2021

дело

53RS0№-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>     15 июля 2021 года

Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гусенкова А.С.

при секретаре ФИО2,

с участием заместителя прокурора ФИО1 <адрес> ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО1 <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ГОКУ «ФИО1 лесничество» об обязании совершить определённые действия,

установил:

прокурор ФИО1 <адрес> обратился в Окуловский районный суд <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц с исковым заявлением к ГОКУ «ФИО1 лесничество» об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование, что прокуратурой района совместно с представителями Администрации ФИО1 муниципального район, ГОКУ «ФИО1 лесничество», ООО «ФИО6» произведено обследование несанкционированной свалки бытовых отходов около д. ФИО1 <адрес>, которым установлено, что свалка расположена на землях лесного фонда ФИО1 участкового лесничества квартал 164 выдел 13, размерами 15х15 м, объёмом около 20 куб. м. На основании изложенного прокурор просил обязать ГОКУ «ФИО1 лесничество» в трёхмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку твёрдых бытовых отходов.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, на чьи права и(или) обязанности по отношению к одной из сторон может повлиять решение суда по настоящему делу.

В судебном заседании заместитель прокурора ФИО1 <адрес> ФИО7. иск поддержал в полном объёме по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ГОКУ «ФИО1 лесничество», третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав заместителя прокурора, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьёй 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Из положений ч. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 2 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 50.7 ЛК РФ).

Согласно ст. 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах. Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

В силу ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 20 Правил санитарной безопасности леса, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

В соответствии со ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

В силу п.п. 1.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения о министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения. Деятельность Министерства направлена на решение задачи сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, включая объекты животного мира, не относящиеся к охотничьим ресурсам, и среды их обитания, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.

Согласно п.п. 2.1, 2.2.1, 2.ДД.ММ.ГГГГ Устава ГОКУ «ФИО1 лесничество», утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, целью деятельности Лесничества является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> в сфере лесных отношений на подведомственной территории. Для достижения указанных целей Лесничество осуществляет в пределах установленных законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес> и настоящим Уставом на подведомственной территории мероприятия по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению; обеспечивает проведение мероприятий по охране лесов от пожаров, защите лесов от вредных организмов.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, справке участкового лесничего ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на территории возле д. ФИО1 <адрес> на землях лесного фонда в ФИО1 участковом лесничестве квартал 164 выдел 13 расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов размерами 15х15 м объёмом около 20 куб. м.

Выявленная свалка отходов производства и потребления находится на землях лесного фонда, мероприятия по охране которых возложены на ГОКУ «ФИО1 лесничество».

Причиной образования вышеуказанной свалки, по мнению суда, явилось ненадлежащее исполнение ГОКУ «ФИО1 лесничество» установленных Лесным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ обязанностей по охране и защите лесов соответствующих категорий.

Именно ГОКУ «ФИО1 лесничество» должно организовать охрану и защиту указанного земельного участка, в том числе от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами. Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что в полномочия ГОКУ «ФИО1 лесничество» не входит мероприятия по ликвидации свалок мусора в лесном фонде и невозможности осуществления указанных мероприятий в силу требований, в том числе, бюджетного законодательства, суд признаёт несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства. При таких обстоятельствах, иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Рассматривая вопрос о сроке выполнения ответчиком действий, требования об обязании совершить которые удовлетворяются судом, суд считает возможным установить данный срок в три месяца, как предлагал прокурор, что соответствует требованиям разумности с учётом объёма необходимых к выполнению ответчиком действий.

На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход бюджета ФИО1 муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобождён при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ «░░░1 ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░1 <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 164 ░░░░░ 13.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░1 ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-495/2021 ~ М-455/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Крестецкого района
Ответчики
ГОКУ "Крестецкое лесничество"
Другие
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Судья
Гусенков Алексей Сергеевич (6)
Дело на сайте суда
okulovsky--nvg.sudrf.ru
09.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2021Передача материалов судье
10.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее