№ 2-8760/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 19 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Бубновой О.В.,
при секретаре Чуриной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8760/2018 по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области к Ёлышеву Андрею Григорьевичу об изъятии нежилого помещения для государственных нужд путем выкупа,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об изъятии нежилого помещения для государственных нужд путем выкупа, указывая, что в соответствии с частью 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в том числе с размещением автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. В силу положений частей 1 и 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства объектов регионального значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории; решение об изъятии земельных участков может быть принято на основании ходатайства об изъятии земельных участков. В адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту – Департамент) 29.08.2017 года поступило ходатайство Главного управления строительства Тюменской области об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3464 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул.Дамбовская, 1 б, строения 1 и 2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты гаражного назначения в целях строительства объекта «Реконструкция ул.Мельникайте, участок ул.Хабаровская – р.тура с мостовым переходом через р.Тура (г.Тюмень) (далее по тексту –объект)». Строительство казанного объекта предусмотрено документацией по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, утверждённой Постановлением Правительства Тюменской области №297-п от 03.07.2017 года. В соответствии с положениями статьи 56.5 ЗК РФ сообщение о планируемом изъятии земельного участка было размещено на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://admtyumen.ru/ogv ru/news/subj/more.htm?id =11384252@egNews. В целях строительства объекта Постановлением Правительства Тюменской области №8-п от 19.01.2018 года принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельный участок земельного участка, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты гаражного назначения, площадь 3464 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; нежилого помещения, площадью 18, 2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул.Дамбовская, 1 б, строение 2, гараж 77, кадастровый номер: №. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту — ЕГРН) нежилого помещения, площадью 18, 2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул.Дамбовская, 1 б, строение 2, гараж 77, кадастровый номер: №, принадлежит на праве собственности ответчику. В соответствии с требованиями ст.279 ГК РФ и пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Так, 22.01.2018 года постановление Правительства Тюменской области от №8-п от 19.01.2018 года опубликовано на официальном интернет-портале органа государственной власти Тюменской области правовой информации по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7200201801220002#print.
Письмом Департамента от 30.01.2018 года ответчик был уведомлен об изъятии недвижимого имущества. Согласно информации, размещенной на официальном сайте «Почта России» данное уведомление было возвращено в адрес Департамента 04.03.2018 года по истечении срока хранения. В силу ст.56.6 п.11 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копи решения об изъятии в соответствии с ФЗ «О почтовой связи» соответствующего уведомления. В соответствии со ст.56.6 п.10. п.п.4 ЗК РФ решение об изъятии земельного участка направлено в Управление Росреестра по Тюменской области заказным письмом с уведомлением от 23.01.2018 года. Таким образом, Департаментом в полном мере соблюдена процедура изъятия земельного участка, предусмотренная законодательством. Отчетом об оценке от 21.06.2018 года определена рыночная стоимость изымаемого объекта в виде нежилого помещения, площадью 18,2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул.Дамбовская, 1 б, строение 2, гараж 77, кадастровый номер:72:23:0221002:8107, размер которой составил 141 400 рублей. Письмом Департамента от 20.07.2018 года ответчику был направлен проект соглашения об изъятии с приложением отчета об оценке и кадастрового паспорта земельного участка, которые ответчиком были получены лично 30.07.2018 года. При этом в силу пункта 10 статьи 56.8 ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 ЗК РФ соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. В силу пунктов 9 и 10 статьи 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе направить в уполномоченный орган уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. До настоящего времени какие-либо предложения со стороны ответчика об изменении размера возмещения не поступило. Соглашение об изъятии ответчиком было получено 30.07.2018 года. Просит изъять у ответчика принадлежащий ему на праве собственности вышеуказанный земельный участок путем выкупа для государственных нужд Тюменской области по выкупной цене, установленной в отчете об оценке в размере 141 400 рублей.
Представитель истца Департамента имущественных отношений Тюменской области в суд не явился, надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивает. Суд счёл возможным
Ответчик Елышев А.Г. в суд не явился, извещён в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, признавая причины неявки ответчика в суд неуважительными.
Вывод суда о надлежащем извещении ответчика, не явившегося в судебное заседание, обусловлен положениями пункта 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года №221, статьями 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 года №КАС07-564, и принципом единства судебной практики.
При этом суд учитывал использование им всего спектра доступных мер по извещению лиц, участвующих в деле, а также то, что информация о ходе рассмотрения дела, времени и месте судебного заседания по делу размещается на сайте суда в сети Интернет.
Действия ответчика (уклонение от получения извещения и явки в суд) суд считает отказом от получения судебного извещения о явке в судебное заседание и с учетом положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации расценивает как злоупотребление правом.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области 29.08.2017 года поступило ходатайство Главного управления строительства Тюменской области об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3464 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты гаражного назначения в целях строительства объекта «Реконструкция ул.Мельникайте, участок ул.Хабаровская – р.тура с мостовым переходом через р.Тура (г.Тюмень) (далее по тексту –объект)». Строительство казанного объекта предусмотрено документацией по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, утверждённой Постановлением Правительства Тюменской области №297-п от 03.07.2017 года.
В соответствии с положениями статьи 56.5 ЗК РФ сообщение о планируемом изъятии земельного участка было размещено на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://admtyumen.ru/ogv ru/news/subj/more.htm?id =11384252@egNews. В целях строительства объекта Постановлением Правительства Тюменской области №8-п от 19.01.2018 года принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельный участок земельного участка, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты гаражного назначения, площадь 3464 кв.м., по адресу: г. <адрес>, кадастровый номер №; нежилого помещения, площадью 18, 2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним нежилого помещения, площадью 18, 2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул.Дамбовская, 1 б, строение 2, гараж 77, кадастровый номер: №, принадлежит на праве собственности ответчику.
В соответствии с требованиями ст.279 ГК РФ и пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Так, 22.01.2018 года постановление Правительства Тюменской области от №8-п от 19.01.2018 года опубликовано на официальном интернет-портале органа государственной власти Тюменской области правовой информации по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7200201801220002#print. Письмом Департамента от 30.01.2018 года ответчик был уведомлен об изъятии недвижимого имущества. Согласно информации, размещенной на официальном сайте «Почта России» данное уведомление было возвращено в адрес Департамента 04.03.2018 года по истечении срока хранения.
В силу ст.56.6 п.11 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копи решения об изъятии в соответствии с ФЗ «О почтовой связи» соответствующего уведомления. В соответствии со ст.56.6 п.10. п.п.4 ЗК РФ решение об изъятии земельного участка направлено в Управление Росреестра по Тюменской области заказным письмом с уведомлением от 23.01.2018 года.
Таким образом, Департаментом в полном мере соблюдена процедура изъятия земельного участка, предусмотренная законодательством.
Отчетом об оценке от 21.06.2018 года определена рыночная стоимость изымаемого объекта в виде нежилого помещения, площадью 18, 2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, размер которой составил 141 400 рублей. Письмом Департамента от 20.07.2018 года ответчику был направлен проект соглашения об изъятии с приложением отчета об оценке и кадастрового паспорта земельного участка, которые ответчиком были получены лично 30.07.2018 года.
При этом в силу пункта 10 статьи 56.8 ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 ЗК РФ соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. В силу пунктов 9 и 10 статьи 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе направить в уполномоченный орган уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. До настоящего времени какие-либо предложения со стороны ответчика об изменении размера возмещения не поступило. Соглашение об изъятии ответчиком было получено 30.07.2018 года.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца, а также материалами дела.
Так, статья 235 ГК РФ предусматривает основания для прекращения права собственности.
В силу п.п.3.2. п.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
В соответствии со ст.49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе с размещением автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства объектов регионального значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории; решение об изъятии земельных участков может быть принято на основании ходатайства об изъятии земельных участков.
В силу ч. 1 и ч.4 ст.56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Как указано выше, ходатайство соответствующего уполномоченного органа - Главного Управления строительства Тюменской области об изъятии земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику, имелось и было получено 29.08.2017 года Департаментом.
Согласно ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст.55 ЗК РФ выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу ст.282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Проект соглашения об изъятии, отчет об оценке и кадастровый паспорт земельного участка ответчиком было получено лично 30.07.2018 года. Данный факт ответчиком до настоящего времени не оспорено.
Согласно отчету об оценке от 21.06.2018 года рыночная стоимость изымаемого объекта в виде нежилого помещения, площадью 18, 2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, составила 141 400 рублей. Письмом Департамента от 20.07.2018 года ответчику был направлен проект соглашения об изъятии с приложением отчета об оценке и кадастрового паспорта земельного участка, которые ответчиком были получены лично 30.07.2018 года.
В нарушении требований ст.56 ГПК РФ ответчиком не было представлено возражений по иску и доказательств в подтверждение таких возражений.
Оценив вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд находит исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.ст.94,98 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования городской округ Тюмень подлежит взысканию госпошлина в размере 4028 рублей, определённая из стоимости земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.235,239.2, 281,282 ГК РФ, ст.ст.49,55,56.3,56.5,56.6.,56.10 ЗК РФ, ст.ст.194-199,233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Изъять у Ёлышева Андрея Григорьевича для государственных нужд Тюменской области нежилого помещения, площадью 18, 2 кв.м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, принадлежащий на праве собственности Ёлышеву Андрею Григорьевичу, с установлением суммы выкупной цене в размере 141 400 рублей.
Взыскать с Ёлышева Андрея Григорьевича госпошлину в доход муниципального образования городской округ Тюмень в размере 4028 рублей.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком путём подачи в Ленинский районный суд г. Тюмени заявления об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись О.В. Бубнова
Заочное решение суда в окончательной форме изготовлено 24.12.2018 года.
Копия верна.
Подлинник заочного решения суда подшит в материалы гражданского дела №2-8760/2018, которое находится и хранится в Ленинский райсуд г. Тюмени.
Заочное решение суда не вступило в законную силу.
Судья Бубнова О.В.