63RS0039-01-2020-004617-33
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3840/2020 по административному исковому заявлению Поповой Елены Викторовны к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании решений, возложении обязанности,
установил:
Попова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений Департамента градостроительства г.о. Самара, указав, что 17.10.2019 она обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 5 лет земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 42 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, для ведения садоводства, граничащего с земельным участком с кадастровым номером №:844, принадлежащим истцу на праве собственности, который в свою очередь граничит с земельным участком с кадастровым номером №:823, на котором расположен жилой дом истца по адресу: <адрес>. Распоряжением от 08.11.2019 №РД-2212 в предоставлении земельного участка отказано по причине того, что земельный участок находится в границах красных линий. Административный истец полагает, что отказ является немотивированным, наличие территории общего пользования не подтверждено документально. Также для оформления прав на испрашиваемый земельный участок площадью 42 кв.м административным истцом подано заявление о перераспределении земельных участков. 06.11.2019 указанное заявление возвращено по причине его несоответствия требованиям Административного регламента, а именно отсутствия ссылки на п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ. Считает, что заявление возвращено по формальным основаниям, без надлежащего изучения, при этом из заявления можно понять, на какую норму ссылается заявитель.
Ссылаясь на изложенное, просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 08.11.2019 №РД-2212 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара согласовать заявление Поповой Е.В. от 17.10.2019 и предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок площадью 42 кв.м, расположенный в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>; признать ответ Департамента градостроительства г.о. Самара от 06.11.2019 №Д05-01-01/14422-1-1 о возврате заявления о перераспределении земельных участков и представленных документов незаконным; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара рассмотреть заявление Поповой Е.В. от 17.10.2019 о перераспределении земельных участков.
Также Поповой Е.В. заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска об оспаривании вышеуказанных решений Департамента градостроительства г.о.Самара, мотивированное тем, что ранее административным истцом обжаловалось в суде бездействие Департамента, выразившееся в игнорировании заявлений от 17.10.2019 и 23.10.2019. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 04.06.2020 в удовлетворении требований отказано со ссылкой на принятие Департаментом оспариваемых решений. Считает, что с даты вступления решения в законную силу (15.09.2020) истцу стало известно о нарушенном праве.
В судебном заседании представитель Поповой Е.В. по доверенности – Семенова О.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и письменных возражениях.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения, в которых просит в иске отказать.
Заслушав пояснения лица, участвующего в участии в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду без проведения торгов гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №:823 площадью 308 кв.м и прилегающий земельный участок с кадастровым номером №:844 площадью 88 кв.м с разрешенным использованием: ведение садоводства, по адресу: <адрес> (л.д.29-31, 35-37).
17.10.2019 административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 5 лет для осуществления садоводства земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 42 кв.м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №:844, в соответствии со схемой расположения земельного участка (л.д.26, 28).
Распоряжением от 08.11.2019 №РД-2212 заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 1 п. 8 ст. 39.15, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9 ЗК РФ по причине расположения земельного участка в границах красных линий (л.д.43).
Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, территорий общего пользования, красных линий.
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ч.1 ст.56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
На основании подп. «б» ч.3 ст.28 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок площадью 42 кв.м находится в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого объекта установлены в соответствии со Схемой №5 (Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры) Генерального плана г.о. Самара, утв. решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539. Земельный участок находится на территории существующей и планируемой транспортной инфраструктуры по Генеральному плану г.о.Самара. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской и выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара (л.д.77-79).
Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащим долгосрочные ориентиры их развития.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования испрашиваемой территории для существующей и планируемой транспортной инфраструктуры, предоставление, в том числе в аренду, земельного участка для ведения садоводства в границах такой территории общего пользования, является недопустимым, противоречит планируемому использованию данной территории. Образование испрашиваемого земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанным на нормах действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем требования о признании распоряжения незаконным и возложении на Департамент обязанности согласовать предоставление земельного участка удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела также следует, что 23.10.2019 административный истец обратилась в Департамент с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №:844 площадью 88 кв.м, принадлежащего ей на праве собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 42 кв.м, расположенного в кадастровом квартале № (л.д.27).
По результатам рассмотрения указанное заявление с приложенными документами 06.11.2019 возвращено по причине несоответствия заявления подпункту 1 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утв. постановлением Администрации г.о.Самара от 13.04.2017 №268, а именно, в заявлении не указана ссылка на подпункт пункта 1.1.2 Административного регламента (подпункт пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ) (л.д.44-47).
Между тем, основания для возврата заявления о перераспределении земельных участков и представленных заявителем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, установлены пунктом 2.10 Административного регламента, являются исчерпывающими. На момент возвращения документов заявителю основанием для возврата являлось:
1) несоответствие заявления о перераспределении земельных участков требованиям пункта 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) заявление о перераспределении земельных участков подано в иной уполномоченный орган;
3) к заявлению о перераспределении земельных участков не приложены документы, предусмотренные подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.6 настоящего Административного регламента.
Несоответствие заявления о перераспределении земельных участков требованиям Административного регламента, в частности, форме, предусмотренной приложением N2 к настоящему Административному регламенту, на момент принятия оспариваемого решения не было отнесено к числу оснований для возврата заявления. Такое основание (подпункт 4) введено постановлением Администрации городского округа Самара от 22.07.2020 N583.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика от 06.11.2019 о возврате заявления о перераспределении земельных участков не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования последнего о признании решения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая, что заявление о перераспределении земельных участков по существу не рассматривалось и суд не вправе подменять уполномоченный орган в данном вопросе, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в данном случае является возложение на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).
Как видно из материалов дела, ранее Поповой Е.В. обжаловалось в суде бездействие Департамента, выразившееся в нерассмотрении ее заявлений от 17.10.2019 и 23.10.2019. Были заявлены уточненные требования об обязании Департамент согласовать перераспределение земельного участка. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 04.06.2020 в удовлетворении требований отказано, поскольку установлено, что заявления Департаментом рассмотрены и приняты оспариваемые решения (л.д. 11-14). Апелляционным определением Самарского областного суда от 15.09.2020 решение оставлено без изменения (л.д.15-17). Поскольку до вступления указанного решения суда в законную силу административный истец могла рассчитывать на удовлетворение своих требований без обращения в суд с самостоятельным иском о признании решений незаконными, суд считает, что причины пропуска срока обращения с настоящим административным иском являются уважительными и потому срок подлежит восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░░ 06.11.2019 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 23.10.2019.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.12.2020.