Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2412/2015 ~ М-1082/2015 от 13.02.2015

Дело № № ******

Мотивированное решение изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению жилья,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации предоставить ему по договору социального найма на состав семьи из четырех человек благоустроенную трехкомнатную квартиру площадью не менее 72 кв.м.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и при увольнении не был обеспечен жилым помещением, чем нарушены жилищные права истца, который в силу закона приобрел право на предоставления ему жилья для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют документы, свидетельствующие о признании ФИО1 нуждающимся в жилом помещении. Пояснила, что ввиду того, что календарная продолжительность военной службы истца составляет менее 20 лет и он был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации не по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, он утратил право на оставление его в списках очередников на получение жилья при увольнении.

Истец ФИО1, представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Истец в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении иска, указал, что в настоящее время он проживает временно в жилом помещении, принадлежащем ФИО4, по договору аренды. Жилого помещения в собственности или по договору найма не имеет.

С учётом мнения представителя ответчика и третьего лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца ФИО1, представителя третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта, исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ (выписка из приказа командира войсковой части № ******). Продолжительность военной службы истца на момент увольнения в календарном исчислении составила 17 лет 7 месяцев 18 дней.

Истец ФИО1, его супруга ФИО5, сын ФИО6, дочь ФИО7 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, войсковая часть № ******. По утверждению истца, фактически он проживает по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО8

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 80, утратила силу с 08.11.2010), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1054).

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).

При этом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

При указанных обстоятельствах право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Согласно п.п. 13, 14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

В листе беседы, составленном при увольнении истца с военной службы, указано о том, что он не обеспечен жилой площадью по нормам законодательства.

Ответчиком суду представлена распечатка из электронной базы данных АИС «Учет», согласно которой истец ДД.ММ.ГГГГ истец как бесквартирный был поставлен на учет в Екатеринбургской КЭЧ ПВО.

Вместе с тем, календарная продолжительность военной службы истца на момент его увольнения составила менее 20 лет в календарном исчислении, уволен он был с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Следовательно, истец не относится к категориям военнослужащих, состоящих в списках очередников для получения жилого помещения, которые не могли быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения. Поэтому истцом не было приобретено права на получение жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», он подлежал исключению из списка очередников на получение жилья в связи с отсутствием соответствующего срока выслуги лет или соответствующего основания увольнения с военной службы.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Как следует из материалов дела, семья истца состоит из четырех человек: он, его супруга ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, сын и дочь истца могут быть отнесены к членам семьи истца, на которых распространяются льготы, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», включая жилищные льготы, только в случае нахождения их на иждивении истца. Однако таких доказательств суду при рассмотрении настоящего дела не представлено. Следовательно, даже если бы истец приобрел право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации. то оно могло быть предоставлено ему на состав семьи из двух человек (он и его супруга) в размере не более 45 кв.м, согласно ч.ч. 1,3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (18 х 2 + 9), в то время как истец просит предоставить ему жилое помещение площадью не менее 72 кв.м.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению жилья – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-2412/2015 ~ М-1082/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пищиков Михаил Борисович
Ответчики
ФГУ "Центррегионжилье"
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Кайгородова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
13.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2015Передача материалов судье
17.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2015Судебное заседание
28.04.2015Судебное заседание
18.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее