Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-26/2020 (2-373/2019;) ~ М-372/2019 от 18.12.2019

Дело (УИД) 36RS0024-01-2019-000613-16

Производство № 2-26/2020

                        РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нововоронеж Воронежской области            13 февраля 2020 г.

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Фроловой И.И. при секретаре Быковской Н.В., помощнике судьи Нартовой Е.М. с участием

истца Смольянова А.В.,

представителя истца Рыжковой Е.А., допущенной к участию в деле на основании ходатайства истца, протокольного определения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.191),

представителя ответчика администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области Городнянской Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на срок по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36),

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КУВО «УСЗН г.о.г.Нововоронеж» Исмагиловой Ю.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на срок по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нововоронежского городского суда Воронежской области гражданское дело (УИД) 36RS0024-01-2019-000613-16 по исковому заявлению Смольянова Александра Владимировича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,

                                                        УСТАНОВИЛ:

Истец Смольянов А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить обязанности: на администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области - восстановить его в очереди для предоставления жилого помещения по договорам социального найма или предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения; Департамент социальной защиты Воронежской области - восстановить его в едином списке ветеранов и инвалидов как нуждающегося в улучшении жилищных условий или предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения.

Требования истца мотивированы тем, что он является инвалидом 3 группы. С ДД.ММ.ГГГГ он, его мать Минаева Валентина Ивановна (инвалид 2 группы), сестра были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Департаментом социальной защиты Воронежской области включены в единый список граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по категориям «инвалид ВОВ», «инвалид».

ДД.ММ.ГГГГ Минаева В.И. продала жилое помещение, в котором они проживали, и приобрела 2/3 доли в трехкомнатной квартире общей площадью 59,7 кв.м по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации городского округа – город Нововоронеж он снят с учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения. Данная информация стала известна из ответа Департамента социальной защиты Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебное заседание не явились представитель истца Минаева В.И., представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области, будучи надлежащим образом и своевременно извещенными о слушании дела. От представителя Департамента поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Заявлений об отложении слушания дела не поступало. Суд счел возможным рассмотреть дело при настоящей явке согласно ст.167 ГПК РФ, учитывая отсутствие возражений у лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании истец Смольянов А.В., его представитель Рыжкова Е.А. поддержали заявленные требования, представив дополнительные письменные объяснения, согласно которым решение о продаже квартиры и покупке другой квартиры принималось не истцом. В очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий он был поставлен в 1995 г. За прошедший период изменилось законодательство, его мать Минаева В.И. в 2001 г. вышла замуж за ФИО1, после чего расторгла брак, его сестра также вышла замуж и родила двоих детей, у него (у истца) ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь. После регистрации брака матери с ФИО1 отношения с матерь испортились, ввиду чего они не ставили его в известность о распоряжении своим имуществом. Должны быть применены меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» (л.д.184-186).

Представитель ответчика администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области Городнянская Ю.В. не признала исковые требования, представив письменные возражения с просьбой отказать в удовлетворении иска, так как на момент снятия Смольянова А.В. с учета он проживал в квартире площадью 59,7 кв.м, то есть не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области Попова Э.В. просила отказать в удовлетворении иска, представив письменные возражения, согласно которым Смольянов А.В. постановлением администрации городского округа – город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета на улучшение жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. На основании указанного постановления Смольянов А.В. исключен из единого списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ учетное дело возвращено в администрацию городского округа город Нововоронеж (л.д.30-31).

От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КУВО «УСЗН г.о.г.Нововоронеж» Исмагиловой Ю.С. поступило письменное сообщение о том, что в КУВО не находится ни учетное дело Смольянова А.В., ни договор найма, заключенный между Смольяновым А.В. и Минаевой В.И., ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности – достаточности, суд приходит к следующему.

Ч.1, ч.3 ст.17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч.1 ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений.

Ч.3 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.4, ч.5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст.51 ЖК РФ.

    Исходя из ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личных заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.

Исходя из п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п.1 ст.29 ЖК РСФСР (утратил силу с 01.03.2005 в связи с введением в действие ЖК РФ) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии со ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Таким образом, одним из оснований для снятия с учета по смыслу правил ст.32 ЖК РСФСР и ст.56 ЖК РФ является улучшение жилищных условий, после чего лицо перестает быть нуждающимся. При этом способы улучшения жилищных условий законом не ограничены и не конкретизированы. Значение для обсуждения вопроса о снятии с учета нуждающихся имели сведения об изменении условий проживания истцов и улучшении жилищных условий по любому основанию. Таковыми могли быть как получение социального жилья в порядке очередности, так и приобретение жилья по иному основанию: договору купли-продажи, получению в дар, по наследству и др. основаниям.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ предусмотрены ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах" N 5-ФЗ.

В п.4 ч.1 ст.14 названного ФЗ указано, что инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Ст.16 названного ФЗ (в ранее действовавшей редакции) были предусмотрены меры социальной защиты ветеранов боевых действий, в числе которых в п.п.3 п.1 предусмотрено право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Ст.2 ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" в ст.16 п.п.3 п.1 изложен в следующей редакции: "3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».

Согласно п.3.2 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По смыслу указанных правовых норм реализация права ветеранов боевых действий на получение субсидии на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета обусловлена нуждаемостью лиц из числа этой категории с обязательным нахождением таких лиц на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено следующее.

Смольянов Александр Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии ВВ , выданным ДД.ММ.ГГГГ МУ «Комитет по социальной защите населения г.Нововоронеж» (л.д.12).

Также Смольянов А.В. является бессрочно инвалидом 3 группы по причине получения травмы при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается справкой серии МСЭ-010 , выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Согласно материалам учетного дела истец на основании его заявления как инвалид 2 группы был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека (истец, его мать Минаева В.И., сестра), проживая в квартире по адресу: <адрес> (протокол общественной комиссии при администрации города от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации г.Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.147, 157, 158).

С этой даты Смольянов А.В. включен Департаментом социальной защиты Воронежской области в единый по области список граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, вставших на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по категориям «инвалид ВОВ», «инвалид».

На дату принятия на жилищный учет семья проживала в однокомнатной квартире общей площадью 30,8 кв.м, в том числе жилой 18,1 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери Смольянова А.В. на основании договора передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мать Смольянова А.В. Минаева В.И. продала указанную квартиру и купила 2/3 доли в трехкомнатной квартире общей площадью 59,7 кв.м, в том числе жилой 37,9 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.141-142, 139-140).

1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру принадлежит ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.169).

Всего в квартире по месту жительства было зарегистрировано 4 человека, в том числе истец Смольянов А.В. (л.д.160).

Протоколом заседания общественной комиссии по учету и распределению жилья от ДД.ММ.ГГГГ решено снять Смольянова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях ввиду утраты оснований, дающих ему право на получение жилого помещения в соответствии с п.2 ст.56 ЖК РФ, п.22 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Воронежской области (л.д.144-145).

На основании постановления администрации городского округа – город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ истец снят с жилищного учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, о чем ему было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143, 63).

Таким образом, после приобретения Минаевой В.И. 2/3 в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 59,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, нуждаемость истца в улучшении жилищных условий прекратилась.

Обеспеченность жильем составила более 9 кв.м на человека.

По мнению суда, основания для снятия истца с учета нуждающихся по смыслу ст.56 ЖК РФ имелись. Действиями ответчика права истца не нарушены.

Для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с ч.1 ст.29 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей на момент признания истца нуждающимся в жилом помещении, являлась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденными решением исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов, Президиума областного совета профсоюзов Воронежской области от 27.09.1989 №425/53-21.

Согласно п.7 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью 7 кв. м и менее на одного члена семьи. В примечании указано, что в расчете жилой площади, приходящейся на одного человека не учитывается инвалид (инвалиды) и жилая площадь, занимаемая им (ими) в виде отдельной комнаты (комнат) согласно установленному Правительством Российской Федерации перечню заболеваний, дающим им такое право (приложение N 7).

Исходя из п.22 Правил граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, в том числе улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. м и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, по смыслу ч.2 ст.6 вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие ЖК РФ.

На этом основании подлежит применению норма 9 кв.м, установленная п.22 указанных выше Правил.

Доводы истца, его представителя основаны на неправильном понимании закона.

До настоящего времени постановление администрации городского округа – город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ , которым Смольянов А.В. снят с очереди, является действующим, никаким органом не признано незаконным.

Представленное истцом свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ не является доказательством подтверждения права истца на дополнительную площадь. К тому же в учетном деле оно отсутствует.

Оснований считать, что истец узнал о снятии его с очереди только в 2019 г. не имеется, поскольку администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила ему об этом факте. К тому же представитель истца Минаева В.И. в судебном заседании подтвердила, что им сразу стало известно о снятии с очереди (л.д.172).

То обстоятельство, что КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронеж» ежегодно ошибочно запрашивало у Смольянова А.В. сведения для сохранения очереди нуждающихся в жилье, несмотря на то, что он был снят с очереди, не несет за собой правовых последствий в виде восстановления в очереди.

При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании приведенных выше доводов суд считает, что истец не доказал свои требования.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку суд отказывает в удовлетворении иска, то расходы по госпошлине относятся на истца исходя из ставки, определенной п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ: по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Смольянова Александра Владимировича к администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области о восстановлении его в очереди для предоставления жилого помещения по договорам социального найма или предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.

Отказать в удовлетворении исковых требований Смольянова Александра Владимировича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о восстановлении его в едином списке ветеранов и инвалидов как нуждающегося в улучшении жилищных условий или предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения;

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     И.И.Фролова

В соответствии со ст.199 ГПК РФ мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дело (УИД) 36RS0024-01-2019-000613-16

Производство № 2-26/2020

                        РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нововоронеж Воронежской области            13 февраля 2020 г.

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Фроловой И.И. при секретаре Быковской Н.В., помощнике судьи Нартовой Е.М. с участием

истца Смольянова А.В.,

представителя истца Рыжковой Е.А., допущенной к участию в деле на основании ходатайства истца, протокольного определения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.191),

представителя ответчика администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области Городнянской Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на срок по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36),

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КУВО «УСЗН г.о.г.Нововоронеж» Исмагиловой Ю.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на срок по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нововоронежского городского суда Воронежской области гражданское дело (УИД) 36RS0024-01-2019-000613-16 по исковому заявлению Смольянова Александра Владимировича к Департаменту социальной защиты Воронежской области, администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,

                                                        УСТАНОВИЛ:

Истец Смольянов А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил возложить обязанности: на администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области - восстановить его в очереди для предоставления жилого помещения по договорам социального найма или предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения; Департамент социальной защиты Воронежской области - восстановить его в едином списке ветеранов и инвалидов как нуждающегося в улучшении жилищных условий или предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения.

Требования истца мотивированы тем, что он является инвалидом 3 группы. С ДД.ММ.ГГГГ он, его мать Минаева Валентина Ивановна (инвалид 2 группы), сестра были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Департаментом социальной защиты Воронежской области включены в единый список граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по категориям «инвалид ВОВ», «инвалид».

ДД.ММ.ГГГГ Минаева В.И. продала жилое помещение, в котором они проживали, и приобрела 2/3 доли в трехкомнатной квартире общей площадью 59,7 кв.м по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации городского округа – город Нововоронеж он снят с учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения. Данная информация стала известна из ответа Департамента социальной защиты Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебное заседание не явились представитель истца Минаева В.И., представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области, будучи надлежащим образом и своевременно извещенными о слушании дела. От представителя Департамента поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Заявлений об отложении слушания дела не поступало. Суд счел возможным рассмотреть дело при настоящей явке согласно ст.167 ГПК РФ, учитывая отсутствие возражений у лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании истец Смольянов А.В., его представитель Рыжкова Е.А. поддержали заявленные требования, представив дополнительные письменные объяснения, согласно которым решение о продаже квартиры и покупке другой квартиры принималось не истцом. В очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий он был поставлен в 1995 г. За прошедший период изменилось законодательство, его мать Минаева В.И. в 2001 г. вышла замуж за ФИО1, после чего расторгла брак, его сестра также вышла замуж и родила двоих детей, у него (у истца) ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь. После регистрации брака матери с ФИО1 отношения с матерь испортились, ввиду чего они не ставили его в известность о распоряжении своим имуществом. Должны быть применены меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» (л.д.184-186).

Представитель ответчика администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области Городнянская Ю.В. не признала исковые требования, представив письменные возражения с просьбой отказать в удовлетворении иска, так как на момент снятия Смольянова А.В. с учета он проживал в квартире площадью 59,7 кв.м, то есть не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области Попова Э.В. просила отказать в удовлетворении иска, представив письменные возражения, согласно которым Смольянов А.В. постановлением администрации городского округа – город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета на улучшение жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. На основании указанного постановления Смольянов А.В. исключен из единого списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ учетное дело возвращено в администрацию городского округа город Нововоронеж (л.д.30-31).

От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КУВО «УСЗН г.о.г.Нововоронеж» Исмагиловой Ю.С. поступило письменное сообщение о том, что в КУВО не находится ни учетное дело Смольянова А.В., ни договор найма, заключенный между Смольяновым А.В. и Минаевой В.И., ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности – достаточности, суд приходит к следующему.

Ч.1, ч.3 ст.17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч.1 ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений.

Ч.3 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.4, ч.5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст.51 ЖК РФ.

    Исходя из ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личных заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.

Исходя из п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п.1 ст.29 ЖК РСФСР (утратил силу с 01.03.2005 в связи с введением в действие ЖК РФ) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии со ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Таким образом, одним из оснований для снятия с учета по смыслу правил ст.32 ЖК РСФСР и ст.56 ЖК РФ является улучшение жилищных условий, после чего лицо перестает быть нуждающимся. При этом способы улучшения жилищных условий законом не ограничены и не конкретизированы. Значение для обсуждения вопроса о снятии с учета нуждающихся имели сведения об изменении условий проживания истцов и улучшении жилищных условий по любому основанию. Таковыми могли быть как получение социального жилья в порядке очередности, так и приобретение жилья по иному основанию: договору купли-продажи, получению в дар, по наследству и др. основаниям.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ предусмотрены ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах" N 5-ФЗ.

В п.4 ч.1 ст.14 названного ФЗ указано, что инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Ст.16 названного ФЗ (в ранее действовавшей редакции) были предусмотрены меры социальной защиты ветеранов боевых действий, в числе которых в п.п.3 п.1 предусмотрено право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Ст.2 ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" в ст.16 п.п.3 п.1 изложен в следующей редакции: "3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».

Согласно п.3.2 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По смыслу указанных правовых норм реализация права ветеранов боевых действий на получение субсидии на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета обусловлена нуждаемостью лиц из числа этой категории с обязательным нахождением таких лиц на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено следующее.

Смольянов Александр Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии ВВ , выданным ДД.ММ.ГГГГ МУ «Комитет по социальной защите населения г.Нововоронеж» (л.д.12).

Также Смольянов А.В. является бессрочно инвалидом 3 группы по причине получения травмы при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается справкой серии МСЭ-010 , выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Согласно материалам учетного дела истец на основании его заявления как инвалид 2 группы был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека (истец, его мать Минаева В.И., сестра), проживая в квартире по адресу: <адрес> (протокол общественной комиссии при администрации города от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации г.Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.147, 157, 158).

С этой даты Смольянов А.В. включен Департаментом социальной защиты Воронежской области в единый по области список граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, вставших на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по категориям «инвалид ВОВ», «инвалид».

На дату принятия на жилищный учет семья проживала в однокомнатной квартире общей площадью 30,8 кв.м, в том числе жилой 18,1 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери Смольянова А.В. на основании договора передачи жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мать Смольянова А.В. Минаева В.И. продала указанную квартиру и купила 2/3 доли в трехкомнатной квартире общей площадью 59,7 кв.м, в том числе жилой 37,9 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.141-142, 139-140).

1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру принадлежит ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.169).

Всего в квартире по месту жительства было зарегистрировано 4 человека, в том числе истец Смольянов А.В. (л.д.160).

Протоколом заседания общественной комиссии по учету и распределению жилья от ДД.ММ.ГГГГ решено снять Смольянова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях ввиду утраты оснований, дающих ему право на получение жилого помещения в соответствии с п.2 ст.56 ЖК РФ, п.22 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Воронежской области (л.д.144-145).

На основании постановления администрации городского округа – город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ истец снят с жилищного учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, о чем ему было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143, 63).

Таким образом, после приобретения Минаевой В.И. 2/3 в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 59,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, нуждаемость истца в улучшении жилищных условий прекратилась.

Обеспеченность жильем составила более 9 кв.м на человека.

По мнению суда, основания для снятия истца с учета нуждающихся по смыслу ст.56 ЖК РФ имелись. Действиями ответчика права истца не нарушены.

Для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с ч.1 ст.29 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей на момент признания истца нуждающимся в жилом помещении, являлась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденными решением исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов, Президиума областного совета профсоюзов Воронежской области от 27.09.1989 №425/53-21.

Согласно п.7 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью 7 кв. м и менее на одного члена семьи. В примечании указано, что в расчете жилой площади, приходящейся на одного человека не учитывается инвалид (инвалиды) и жилая площадь, занимаемая им (ими) в виде отдельной комнаты (комнат) согласно установленному Правительством Российской Федерации перечню заболеваний, дающим им такое право (приложение N 7).

Исходя из п.22 Правил граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, в том числе улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. м и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, по смыслу ч.2 ст.6 вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие ЖК РФ.

На этом основании подлежит применению норма 9 кв.м, установленная п.22 указанных выше Правил.

Доводы истца, его представителя основаны на неправильном понимании закона.

До настоящего времени постановление администрации городского округа – город Нововоронеж от ДД.ММ.ГГГГ , которым Смольянов А.В. снят с очереди, является действующим, никаким органом не признано незаконным.

Представленное истцом свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ не является доказательством подтверждения права истца на дополнительную площадь. К тому же в учетном деле оно отсутствует.

Оснований считать, что истец узнал о снятии его с очереди только в 2019 г. не имеется, поскольку администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила ему об этом факте. К тому же представитель истца Минаева В.И. в судебном заседании подтвердила, что им сразу стало известно о снятии с очереди (л.д.172).

То обстоятельство, что КУВО «Управление социальной защиты населения г.Нововоронеж» ежегодно ошибочно запрашивало у Смольянова А.В. сведения для сохранения очереди нуждающихся в жилье, несмотря на то, что он был снят с очереди, не несет за собой правовых последствий в виде восстановления в очереди.

При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании приведенных выше доводов суд считает, что истец не доказал свои требования.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку суд отказывает в удовлетворении иска, то расходы по госпошлине относятся на истца исходя из ставки, определенной п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ: по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Смольянова Александра Владимировича к администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области о восстановлении его в очереди для предоставления жилого помещения по договорам социального найма или предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.

Отказать в удовлетворении исковых требований Смольянова Александра Владимировича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о восстановлении его в едином списке ветеранов и инвалидов как нуждающегося в улучшении жилищных условий или предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения;

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     И.И.Фролова

В соответствии со ст.199 ГПК РФ мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

1версия для печати

2-26/2020 (2-373/2019;) ~ М-372/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смольянов Александр Владимирович
Ответчики
Администрация г/о - г. Нововоронеж Воронежской области
Депатрамент социальной защиты Воронежской области
Другие
Минаева Валентина Ивановна
КУВО "Управление социальной защиты г.Нововоронеж"
Рыжкова Елена Александровна
Суд
Нововоронежский городской суд Воронежской области
Судья
Фролова Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
novovoronezhsky--vrn.sudrf.ru
18.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2019Передача материалов судье
23.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.01.2020Предварительное судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
14.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Дело оформлено
07.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее