дело № 2-2167/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2014 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего – судьи Осиповой Е.Н.
при секретаре Захаровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой К.Г. к Соколовой Н.Е., Цамцуровой Л.А. о признании недействительными договоров дарения жилого дома и земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец, обосновывая свои требования, указала, что 29 января 2009 года заключила с ответчиками договоры дарения жилого дома № ХХХ по улице Б г. В ... области и земельного участка по этому же адресу. Полагает, что данные сделки являются ничтожными (мнимыми). Договор дарения считается заключённым с момента непосредственной передачи дарителем вещи во владение, пользование и распоряжение одаряемого.
Между тем, она на протяжении более пяти лет после отчуждения дома и земельного участка продолжает пользоваться подаренным имуществом как своей собственностью, проживает в доме. Ответчики реально дом и земельный участок не приобретали, недвижимостью не владеют и не пользуются до настоящего времени. Они зарегистрированы по другим адресам, что свидетельствует о заключении сделок без намерения произвести реальную передачу имущества и намерения их исполнить.
Кроме того, ей стало известно, что ответчики собираются продать спорное имущество, в результате чего она в преклонном возрасте останется без жилья.
Просит признать мнимыми сделками договоры дарения жилого дома и земельного участка, исключить из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации права собственности.
В судебном заседании истец Кузнецова К.Г. поддержала заявленные требования.
Ответчик Соколова Н.Е. иск признала.
Ответчик Цамцурова Л.А. просила в иске отказать за необоснованностью.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передаёт или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу …
Пунктом 1 ст.170 ГК РФ предусмотрено, что мнимая сделка, то есть сделка, совершённая лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Для признания сделки недействительной в силу п.1 ст.170 ГК РФ необходимо установить, что на момент совершения сделки стороны не намеревались создать правовые последствия, характерные для сделок такого вида. При этом обязательным условием признания сделки мнимой является порочность воли каждой из её сторон. Мнимая сделка не порождает никаких правовых последствий, и, совершая мнимую сделку, стороны не имеют намерений её исполнять, либо требовать её исполнения.
Судом установлено, что 29 января 2009 года Кузнецова К.Г. заключила со своими дочерьми Соколовой Н.Е. и Цамцуровой Л.А. договор дарения жилого дома № ХХХ по улице Б г. В ... области и договор дарения земельного участка, на котором расположен дом (л.д.5,6).
В результате сделок Соколова Н.Е. и Цамцурова Л.А. стали собственниками жилого дома и земельного участка в ХХХ доле каждая. 28 мая 2009 года они получили свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на данные объекты недвижимого имущества.
В судебном заседании истец Кузнецова К.Г. пояснила, что подарила дочерям дом и земельный участок с целью освободить их от оформления документов на это имущество после её смерти. В настоящее время она хочет вернуть себе дом и земельный участок, поскольку её дочь Цамцурова Л.А. перестала к ней ходить, поздравлять с днём рождения и праздниками, поэтому она обижена на неё.
Ответчик Соколова Н.Е. показала, что при заключении оспариваемых сделок они договорились о том, что мать останется жить в доме до своей смерти. В доме потекла крыша, надо было делать ремонт. Она взяла кредит, оплатила все расходы. Сестра Л отказалась в этом участвовать. Отношения с сестрой сложились плохие.
Из пояснений ответчика Цамцуровой Л.А. усматривается, что у неё не было денег на ремонт дома. К матери она не приходит, потому что сестра Н со своей семьёй проживает в этом доме, а у них плохие отношения. Полагает, что мать обратилась в суд по просьбе сестры, которая хочет продать дом и погасить кредиты. Она же не собирается свою долю продавать.
Таким образом, ответчик Соколова Н.Е. совершила действия, направленные на принятие подаренного имущества, на реализацию права собственности. Оснований полагать, что с её стороны сделки совершены без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, не имеется, напротив, спорные сделки такие последствия создали.
Что касается ответчика Цамцуровой Л.А., то владение и пользование домом, земельным участком с её стороны в данной ситуации затруднительно.
Проживание дарителя (истца) в доме, подаренном иным лицам, закону не противоречит, о мнимости сделки не свидетельствует. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению.
Поскольку истцом доказательств, подтверждающих, что оспариваемые договоры дарения дома и земельного участка были заключены сторонами лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия, суду не представлено, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузнецовой К.Г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд.
Федеральный судья - Осипова Е.Н.
24.10.2014 объявлена резолютивная часть решения
30.10.2014 составлено мотивированное решение
02.12.20144 вступает в законную силу