Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-82/2014 (2-1974/2013;) от 16.10.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                 27 февраля 2014 г.

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                     С.А. Халаевой

при секретаре                             А.Р. Баймурзиновой,                        

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-82/14 по иску департамента имущественных отношений Тюменской области к Рахматуллину <данные изъяты> об изъятии земельного участка для государственных нужд Тюменской области,

УСТАНОВИЛ:

    Департамента имущественных отношений Тюменской области обратился в суд с иском к Рахматуллину Р.Ш. об изъятии земельного участка категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для реконструкции автомобильной дороги «Тюмень-Ханы-Мансийск» через <адрес>, на участке км. 23 транспортная развязка, площадью 35 328 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, автомобильная дорога «Тюмень-Ханты-Мансийск» участок 23 км., транспортная развязка, путем выкупа для государственных нужд Тюменской области по выкупной цене в размере 4 242 000 руб.

    Требования мотивированы тем, что в 2010 году Правительством Тюменской области было принято решение о реконструкции автомобильной дороги Тюмень-Ханты-Мансийск через <адрес>, участок 23 км. Транспортная развязка. Распоряжением Правительства Тюменской области от 28.12.2009 № 1950-рп (в редакции от 04.05.2010) утвержден план дорожных работ на 2010 год, положениями которого предусмотрено финансирование реконструкции. Постановлением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 № 146-п полномочиями по проведению государственной политики и осуществлению управления в области дорожного хозяйства наделено Главное управление строительства <адрес>. Приказами Главного управления строительства Тюменской области от 30.06.2011 № 359-од, 19.01.2012 №17-од государственное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог» наделено функциями государственного заказчика по объемам, предусмотренным планами дорожных работ и части дорожной деятельности. Постановлением Правительства Тюменской области от 02.09.2008 № 260-п, автомобильная дорога «Подъезд к п. Туринский» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Тюменской области, идентификационный номер 71 ОП МЗ 71Н-1753. В проектных границах транспортной развязки находится земельный участок ответчика. В установленном законом порядке Правительством Тюменской области принято и зарегистрировано решение об изъятии земельного участка ответчика в государственную собственность Тюменской области. Ответчик надлежащим образом уведомлен об изъятии земельного участка и произведенной регистрации решения об изъятии участка. В целях определения выкупной цены Земельного участка истцом обеспечено проведение независимой оценки обязательств Тюменской области, возникающих в связи с изъятием земельного участка ответчика. На основании отчета от 29.04.2013 № 328/13, подготовленного ООО «ЗСК-Центр» по заявлению истца, распоряжением Правительства Тюменской области от 10.06.2013 № 1010-рп выкупная цена земельного участка утверждена в размере 4 242 000 руб., оценка проведена по состоянию на 10.10.2010, то есть день, предшествующий изданию постановления Правительства Тюменской области от 11.10.2010 № 289-п. В соответствии со ст. 281 ГК РФ письмом от 23.05.2013 № 5402/10-1 департамент уведомил собственника земельного участка о размере выкупной цены и предложил возможность заключить соглашение об изъятии. Но до настоящего времени земельный участок продолжает оставаться в собственности ответчика, по состоянию на 11.07.2013 ответа на предложение о выкупе земельного участка от собственника не последовало, что истец расценивает как несогласие с изъятием, и руководствуясь ст. 282 ГК РФ обращается в суд с иском.

    Представитель истца – Баранчук Л.В., действующая на основании доверенности от 07.05.2013, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что выкупная цена земельного участка в соответствии со ст. 57 Земельного кодекса РФ должна быть определена на день, предшествующий решению об изъятии земельного участка, то есть на 10.10.2010, в соответствии с предоставленными ими отчетом об оценке земельного участка на эту дату. Не согласилась с отчетом об оценке, предоставленным ответчиком и экспертным заключением, считает выводы эксперта неправильными, заключение, представленное по определению суда необоснованным.

    Ответчик Рахматуллин Р.Ш. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется телефонограмма (л.д. 140).

    Представитель ответчика – Важенина Н.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 240), в судебном заседании иск в части изъятия земельного участка признала (т.2 л.д. 181), не согласилась с размером выкупной цены участка, предложенной истцом. Подержала письменный отзыв на исковое заявление (т.1 л.д. 146-149). Просила суд, определить выкупную цену земельного участка в соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы, в размере 22 126 220 руб., то есть по его рыночной стоимости на момент изъятия. Суду пояснила, что спорный земельный участок принадлежит ответчику, в настоящее время на участке завершено строительство транспортной развязки, для строительства которой был изъят земельный участок, но соглашение об изъятии участка с ответчиком не подписано до настоящего времени. После получения уведомления об изъятии участка 23.05.2013, ответчиком была проведена независимая оценка, рыночная стоимость участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с отчетом № 968/13, подготовленным ООО «ЗСК-Центр» составленному по заявлению ответчика составляла 15 017 000 руб. Рыночная стоимость участка на момент вынесения решения суда определена в соответствии с заключением экспертизы и изменилась за счет естественного увеличения цен на рынке недвижимости. Также пояснила, что на участке до принятия решения о его изъятии имелись линии связи и газоснабжения, что отражено в проекте реконструкции автомобильной дороги, предоставленной истцом.

    Представитель третьего лица – Государственного казенного учреждения Тюменской области « Управления автомобильных дорог» - ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 239), с иском в части изъятии земельного участка для строительства автомобильной дороги согласилась, пояснила, что на данном земельном участке строительство дороги уже осуществлено, в остальной части исковые требования оставила на усмотрение суда.

    Суд, заслушав стороны, показания свидетеля Кивацкой И.П., исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства, руководствуясь требованиями закона, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

    Из материалов дела и объяснений представителя истца в судебном заседании, судом установлено, что в 2010 году <адрес> было принято решение о реконструкции автомобильной дороги Тюмень-Ханты-Мансийск через <адрес>, участок 23 км. Транспортная развязка. Распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1950-рп (в редакции от 04.05.2010) утвержден план дорожных работ на 2010 год, положениями которого предусмотрено финансирование реконструкции (т.1 л.д. 23-25). Постановлением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 № 146-п полномочиями по проведению государственной политики и осуществлению управления в области дорожного хозяйства наделено Главное управление строительства Тюменской области. Приказами Главного управления строительства Тюменской области от 30.06.2011 № 359-од, 19.01.2012 №17-од государственное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог» наделено функциями государственного заказчика по объемам, предусмотренным планами дорожных работ и части дорожной деятельности. Постановлением Правительства Тюменской области от 02.09.2008 № 260-п, автомобильная дорога «Подъезд к п. Туринский» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Тюменской области, идентификационный номер 71 ОП МЗ 71Н-1753. Данные обстоятельства также не оспариваются стороной ответчика.

    В проектных границах транспортной развязки находится земельный участок: категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для реконструкции автомобильной дороги «Тюмень-Ханы-Мансийск» через <адрес>, на участке км. 23 транспортная развязка, площадью 35 328 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, автомобильная дорога «Тюмень-Ханты-Мансийск» участок 23 км., транспортная развязка, что подтверждается рабочим проектом (т.1 л.д. 93-141).

    Собственником указанного земельного участка является ответчик - Рахматуллин Р.Ш., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 219) и не оспаривается сторонами.

    Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № 289-п принято решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд <адрес>, которое зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за (т.1 л.д. 40).

    ДД.ММ.ГГГГ истцом на имя ответчика направлено уведомление о предстоящем изъятии земельного участка (т.1 л.д. 38).

    ДД.ММ.ГГГГ истцом на имя ответчика направлено уведомление о произведенной регистрации решения об изъятии земельного участка (т.1 л.д. 39).

Распоряжением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1010-рп на основании отчета от ДД.ММ.ГГГГ № 328/13, подготовленного ООО «ЗСК-Центр», выкупная цена земельного участка утверждена в размере 4 242 000 руб., оценка проведена по состоянию на 10.10.2010, то есть день, предшествующий изданию постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 289-п (т.1 л.д. 77).

23.05.2013 № 5402/10-1 департамент уведомил собственника земельного участка о размере выкупной цены и предложил возможность заключить соглашение об изъятии (т.1 л.д. 78).

    В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

    В силу ч.2, 3 ст. 55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

    Согласно ст. 57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные: изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд…Убытки возмещаются: собственникам земельных участков. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки… При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Согласно п. 6 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям и т.д. убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельного участка, утвержденных Постановлением Правительства

Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

    В силу ст. 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

    Согласно ст. 280 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

В силу ст. 282 Гражданского кодекса РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

    Судом установлено, что с решением об изъятии земельного участка ответчик согласен, но между сторонами не достигнуто соглашение относительно выкупной цены земельного участка.

Согласно ст. 281 Гражданского кодекса РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 9).

Для определения выкупной цены, определения рыночной стоимости земельного участка на дату рассмотрения дела, и всех убытков, причиненных Рахматуллину Р.Ш. изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды, изымаемого земельного участка определением суда от 22 ноября 2013 года назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Оценочная компания «Альянс».

Согласно заключению эксперта ООО «Оценочная компания «Альянс» от 06 февраля 2014 года, рыночная стоимость изымаемого земельного участка составляет 21 691 392 руб., рыночная стоимость убытков, причиненного собственнику изымаемого имущества составляет 434 828 руб., итоговая рыночная стоимость объекта исследования составляет 22 126 220 руб.

В силу ч.3 ст.86 ГПК РФ суд оценивает заключение экспертизы по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд принимает вышеуказанное экспертное заключение, считает его соответствующим требованиями относимости, допустимости и достоверности, установленным ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно проведено и составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, научно обосновано, эксперты, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, кроме того, выводы экспертов согласуются с отчетом № 968/13 Консалтинговой компании «ЗСК-Центр», подготовленным по заявлению ответчика 16.08.2013 и объяснениями представителя ответчика в судебном заседании. В экспертном заключении и названном отчете об оценке обоснованно применен единый подход для методов оценки, обоснована невозможность применения иных подходов и методов оценки. Экспертами обследован спорный участок, характеристики участка, отраженные в экспертном заключении соответствуют, категории земельного участка, его месторасположению и наличием на участке линейных объектов энерго – и газоснабжения, что также подтверждается показаниями свидетеля ФИО6

Предоставленный истцом отчет от 29.04.2013 № 328/13, подготовленного ООО «ЗСК-Центр» не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства, так как не соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998г. № 135-ФЗ.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в т.ч. в Отчете должно быть точное описание объекта оценки; отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Согласно ст. 12 Названного Закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Предоставленный суду отчет не прошит, не пронумерован постранично, не подписан оценщиками и не скреплен личной печатью оценщика, либо заказчика. Содержащиеся в нем сведения не являются достоверными на день рассмотрения дела, поскольку оценка земельного участка определена по состоянию на 10.10.2010.

Суд считает, что оценка земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, и того обстоятельства, что земельный участок до настоящего времени находится в собственности ответчика должна быть определена на момент разрешения спора.

Таким образом, суд приходит к выводу, что выкупная цена земельного участка на дату рассмотрения спора составляет 22 126 220 (двадцать два миллиона сто двадцать шесть тысяч двести двадцать) руб.

Учитывая, что исковые требования в части изъятия земельного участка признаны ответчиком, суд считает их подлежащими удовлетворению по установленной судом выкупной цене.

Поскольку изъятие земельного участка для государственных нужд предполагает прекращение права собственности лица на данный земельный участок, суд считает необходимым определить, что после уплаты выкупной цены в размере 22 126 220 (двадцать два миллиона сто двадцать шесть тысяч двести двадцать) рублей право собственности Рахматуллина <данные изъяты> на земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для реконструкции автомобильной дороги «Тюмень-Ханы-Мансийск» через <адрес>, на участке км. 23 транспортная развязка, площадью 35 328 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, автомобильная дорога «Тюмень-Ханты-Мансийск» участок 23 км., транспортная развязка подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 49, 55, 57, 66 Земельного кодекса РФ, ст. 279-282 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 12, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск департамента имущественных отношений Тюменской области удовлетворить частично.

Изъять у Рахматуллина <данные изъяты> путем выкупа для государственных нужд <адрес> земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для реконструкции автомобильной дороги «Тюмень-Ханы-Мансийск» через <адрес>, на участке км. 23 транспортная развязка, площадью 35 328 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, автомобильная дорога «Тюмень-Ханты-Мансийск» участок 23 км., транспортная развязка, по выкупной цене в размере 22 126 220 (двадцать два миллиона сто двадцать шесть тысяч двести двадцать) руб.

После уплаты выкупной цены в размере 22 126 220 (двадцать два миллиона сто двадцать шесть тысяч двести двадцать) рублей прекратить право собственности Рахматуллина <данные изъяты> <данные изъяты> на земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для реконструкции автомобильной дороги «Тюмень-Ханы-Мансийск» через <адрес>, на участке км. 23 транспортная развязка, площадью 35 328 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, автомобильная дорога «Тюмень-Ханты-Мансийск» участок 23 км., транспортная развязка.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Судья (подпись)                     С.А. Халаева

Мотивированное решение составлено 11 марта 2014 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-82/2014 (2-1974/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Ответчики
Рахматуллин Рафаиль Шагитович
Другие
ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог"
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Халаева Светлана Александровна
Дело на странице суда
tumensky--tum.sudrf.ru
16.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.10.2013Передача материалов судье
31.10.2013Подготовка дела (собеседование)
31.10.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2013Предварительное судебное заседание
13.02.2014Производство по делу возобновлено
13.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2014Судебное заседание
11.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2014Дело оформлено
19.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее