Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-23/2020 от 18.02.2020

дело № 12-23/2020

Р Е Ш Е Н И Е

13 марта 2020 года пгт. Ольга

Судья Ольгинского районного суда Приморского края Н.А. Филатова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» ФИО1 на постановление заместителя директора Краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ФИО3 от 3 февраля 2020 года о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением зам. директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО3 от 03.02.2020 ООО «Фортуна» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На данное постановление защитником ООО «Фортуна» по доверенности ФИО1 подана жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание защитник по доверенности ФИО1 либо законный представитель ООО «Фортуна», а также представитель КГКУ «Приморское лесничество» не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, на электронную почту суда от защитника ФИО1 поступило ходатайство, в котором она просит рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя и защитника Общества и поддерживает доводы жалобы. При указанных обстоятельствах суд не усматривает препятствий для рассмотрения жалобы в отсутствие защитника либо законного представителя привлеченного к административной ответственности юридического лица и представителя административного органа.

Ознакомившись с доводами жалобы, приложениями к ней, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (абз. 2 пункта 14 Правил).

Как следует из материалов дела, ООО «Фортуна» осуществляет лесопользование на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.04.2012, заключенного между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодателем) и ООО «Фортуна» (арендатором), предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка площадью 6930, 0 га с местоположением: Приморский край, Ольгинский район, Кавалеровское лесничество,

Маргаритовское участковое лесничество, кварталы .

Согласно подп. «и» п. 11 договора аренды лесного участка для заготовки древесины

от 27.04.2012 ООО «Фортуна» обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

15 мая 2019 года участковым лесничим Маргаритовского участкового лесничества ФИО4 в присутствии представителя ООО «Фортуна» ФИО5 был произведен осмотр мест рубок ООО «Фортуна» на арендуемом им лесном участке в квартале , лесотаксационный выдел , лесосека площадью 3 га Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского лесничества, в ходе которого установлен факт размещения на погрузочной площадке бытовых и промышленных отходов.

Данное правонарушение зафиксировано актом осмотра лесосеки от 15.05.2019 и подтверждено копией лесной декларации от 11.02.2019 с прилагаемыми к ней приложениями; копией договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 27.04.2012; копией заявки ООО «Фортуна» от 17.04.2019 на проведение осмотра мест рубок; протоколом об административном правонарушении от 04.07.2019, в котором выявленное правонарушение описано с учетом диспозиции ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, данное описание позволяет установить событие правонарушения и дать действиям арендатора лесосеки юридическую оценку, при этом в качестве квалифицирующего признака указано на нарушение требований п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах в части запрета загрязнения лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Действия ООО «Фортуна» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество имело возможность для выполнения принятых на себя по договору обязательств по очистке арендуемого им лесного участка от захламления и, соответственно, исполнения в данной части требований Правил санитарной безопасности в лесах, но не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Доводы жалобы об обременении арендуемого лесного участка правами третьих лиц (право граждан на свободный и бесплатный доступ на арендуемый лесной участок) и отсутствии доказательств того, что промышленный и бытовой мусор образовался посредством действий работников ООО «Фортуна» не свидетельствуют о том, что привлеченное к административной ответственности юридическое лицо является ненадлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения.

Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных

участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 ЗК РФ).

При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию (часть 2 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ).

Кроме того, помимо предусмотренного в абз. 2 пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах запрета загрязнения лесов отходами производства и потребления, в пункте 25 Правил установлен запрет на ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Таким образом, обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке и его надлежащем содержании предписана как законом (ст. 616 ГК РФ, часть 2 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункты 14, 25 Правил санитарной безопасности в лесах).

Доказательств того, что арендатор лесного участка надлежащим образом исполнял возложенные на него законодательством Российской Федерации и условиями договора аренды от 27.04.2012 обязанности по очистке арендуемой местности от захламления, материалы дела не содержат и заявителем суду не представлено.

При этом, нахождение на погрузочной площадке заготовителя древесины промышленных и бытовых отходов исключает их размещение третьими лицами, в частности, гражданами, имеющими право на свободный и бесплатный доступ на лесной участок и прямо указывает на их образование в результате лесозаготовительной деятельности арендатора участка, не предпринявшего мер по очистке погрузочной площадки от оставленных на ней отходов производства и потребления.

Ссылка заявителя на отсутствие в протоколе об административном правонарушении конкретного абзаца пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, в котором приводится 5 видов различных нарушений, не указывает на невозможность установить, что именно вменяется ООО «Фортуна» в вину, как на это указано в жалобе, поскольку в протоколе, а также оспариваемом постановлении конкретизировано нарушенное Обществом положение приведенного пункта Правил и приведен предусмотренный абз. 2 запрет на загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, нарушение которого допустил лесопользователь.

Ссылка в акте осмотра лесосеки на нарушение подп. «е» п. 39 Санитарных требований к использованию лесов, т.е. на недействующие на момент проведения осмотра Правила санитарной безопасности в лесах, не указывает на недопустимость и недостоверность данного доказательства, поскольку положения, закрепленные пунктом 14 действующих в настоящее время Правил аналогичны ранее действующим, которыми был предусмотрен запрет на загрязнение лесов, при их использовании, промышленными и бытовыми

отходами (подпункт «е» пункта 39).

При этом, в указанном акте обнаруженные на погрузочной площадке отходы классифицированы на бытовые и промышленные, что является тождественным указанным в абз. 2 пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах отходам производства и потребления, а потому достаточным для квалификации действий ООО «Фортуна» по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ в связи с допущенным захламлением отходами арендуемого лесного участка, в частности, погрузочной площадки.

Кроме того, осмотр лесосеки проводился с участием представителя арендатора лесного участка ФИО5, которым каких-либо возражений по поводу нахождения на погрузочной площадке бытовых и промышленных отходов, заявлено не было.

Доводы жалобы о неприменении при осмотре лесосеки фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных- способов фиксации и, как следствие, о несоответствии акта осмотра требованиям статьи 27.8 КоАП РФ являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 3 ст. 27.8 КоАП РФ в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, указанная норма не содержит требование об обязательном применении фото- и киносьемки при осмотре лесосеки. Кроме того, в данном случае участковым лесничим проводился осмотр только территории государственного лесного фонда.

Доводы заявителя о составлении в нарушение ч. ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокола об административном правонарушении по истечении месяца с момента проведения осмотра лесосеки, не свидетельствуют о допущенных по настоящему делу существенных нарушениях. По смыслу статей 28.5, а также 29.6 КоАП РФ сроки, предусмотренные названными нормами, являются процедурными, а не пресекательными, поскольку материально-правовые последствия пропуска этих сроков Кодексом не определены. Несоблюдение данных процессуальных сроков не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, и соответственно, в этих же пределах вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Изложенное согласуется с правовой позицией, изложенной в абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой несущественными являются такие недостатки протокола, как нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола.

Таким образом, несоблюдение процессуальных сроков, установленных вышеприведенными нормами является несущественным, не повлекшим нарушения прав и законных интересов ООО «Фортуна», привлеченного к административной ответственности в пределах срока давности.

Поскольку институт прецедентного права российским законодательством не предусмотрен, судебные акты, вынесенные по другим делам об административных правонарушениях, не относящимся к рассматриваемому, на которые ссылается заявитель в рассматриваемой жалобе, как на сложившуюся судебную практику, не имеют преюдициального значения для настоящего дела.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что административное наказание ООО «Фортуна» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, и с соблюдением требований ст. ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, является минимальным и соразмерным содеянному, оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя директора Краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ФИО3 от 3 февраля 2020 года о назначении административного наказания, которым Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд Приморского края в течение 10-ти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья                                         Н.А.Филатова

12-23/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Фортуна"
Другие
Медведева Евгения Витальевна
Суд
Ольгинский районный суд Приморского края
Судья
Филатова Н.А.
Статьи

ст. 8.31 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
olginsky--prm.sudrf.ru
18.02.2020Материалы переданы в производство судье
18.02.2020Истребованы материалы
25.02.2020Поступили истребованные материалы
13.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.06.2020Вступило в законную силу
30.06.2020Дело оформлено
30.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее