Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Малаш Ю.М к ФГКУ «Центррегионжилье», 1-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о включении в реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий,
Установил:
Малаш Ю.М. обратился в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье», 1-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о включении в реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что Малаш Ю.М. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, последним местом военной службы была войсковая часть 21208. Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ Малаш Ю.М. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а с 18.10.2005 г. соответствующим приказом командира войсковой части 21208 исключен из списка личного состава части с выслугой лет в календарном исчислении более 25 лет. Истец обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» принятое начальником 1-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, по основаниям того, что истец не обращался в период прохождении военной службы в соответствующие органы с заявлением о включение в жилищный учет.
Между тем, Малаш Ю.М., реализуя свое право на жилье, избрав при этом способ обеспечения путем реализации Государственного жилищного сертификата обращался в Чернореченскую КЭЧ района с заявлением о включении его в программу. Однако ему было отказано.
Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Малаш Ю.М. был восстановлен в своих правах, на Чернореченскую КЭЧ возложена обязанность включить истца в число участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.» и поставить в очередь на получение ГЖС.
Как полагает истец, учитывая, что Малаш Ю.М. прослужил более 25 лет, был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями иного жилого помещения для постоянного проживания не имеет, с учетом того, что за ним признано право на участие в программе по обеспечению его ГЖС, то у истца имеются основания полагать, что у государства имеются обязательства по обеспечению его жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в <адрес>.
По изложенным основаниям истец просил признать незаконным решение ФГКУ «Центррегионжилье», принятое начальником 1-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Малаш Ю.М., постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Признать за Малаш Ю.М., право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Обязать ФГКУ «Центррегионжилье» включить Малаш Ю.М. в Единый реестр жилья военнослужащих с датой постановкой с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента его исключения из списков личного состава части.
В судебном заседании представитель истцов – Скороходов А.В., действующий по доверенности, поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчиков – Некуш К.Б., действующая по доверенности, иск не признала, и суду пояснила, что на момент увольнения истец не был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и не состоял на учете на получение такого жилого помещения. Вся документация по жилищным вопросам передана от КЭЧ <адрес> в ФГКУ «Центррегионжилье» в 2011 году, в том числе, в электронном виде. Документов о постановке семьи Малаш Ю.М.на учет нуждающихся в жилом помещении, не имеется. Учет участников подпрограммы по получению государственных жилищных сертификатов ведет ФГКУ «Центррегионжилье» <адрес>, а реестр нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма – 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье». Это два разных реестра. Истец был поставлен на учет, как бывший военнослужащий, проживающий в закрытом городке, и изъявивший желание получить ГЖС, на основании решения суда. Оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма у ответчика не имеется, поскольку в период военной службы он не признавался нуждающимся. Просила в иске отказать
Представитель третьего лица - войсковой части № в судебное заседание не явился, конверт с извещением вернулся в суд с пометкой «за истечением срока хранения», в связи с чем суд полагает, что третье лицо извещено надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Администрация городского поселения Рощинский, просил суд рассмотреть заявление в их отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, личное дело, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с выслугой лет в календарном исчислении более 25 лет.
Истец обратился в 1-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ решением ФГКУ «Центррегионжилье» принятое начальником 1-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» № истцу было отказано в связи с отсутсвием статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и отсутствия сведений о признании нуждающимся в получении жилого помещения и постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения на момент увольнения с военной службы.
Суд считает, что при рассмотрении дела не нашли свое подтверждение доводы истца об обоснованности заявленных им требований.
На момент увольнения Малаш Ю.М. с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N» 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
При указанных обстоятельствах, право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ No 80 и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Согласно п.п. 13,14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.
Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ Малаш Ю.М. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, согласившись с данными приказами, в установленном законом порядке их не оспорил.
В силу п. 10 Приказа Министра обороны РФ № за военнослужащим, ранее принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договору социального найма.
Между тем, судом установлено, что Малаш Ю.М.на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения службы не состоял, с рапортом об обеспечении его жилым помещением к командиру войсковой части не обращался.
В 1 отделе ФГКУ «Центррегионжилье» какой-либо протокол заседания жилищной комиссии о признании Малаш Ю.М. нуждающимся в жилом помещении в период военной службы отсутствует. В личном деле Малаш Ю.М. также отсутствуют необходимые документы (рапорт, лист беседы, протокол жилищной комиссии о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях).
Иных допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих постановку Малаш Ю.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на момент увольнения с военной службы, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено.
Ссылка представителя истца на то, что он имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением, как увольняемый, имеющий выслугу 25 лет, по льготным основаниям, и впоследствии признан участником в программе по обеспечению его ГЖС, что является основанием для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, несостоятельна.
В соответствии с п. 2 Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2050, право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны Российской Федерации в рамках подпрограммы, имеют следующие категории граждан:
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы, жилищного обеспечения военнослужащих), подлежащие увольнению с военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях;
б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил.
ДД.ММ.ГГГГ Малаш Ю.М. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы по Министерству обороны РФ (долее Подпрограмма), по категории, предусмотренной п. «б» статьи 5 – «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после его увольнения (л.д. 12), с избранным местом жительства <адрес>.
Уведомление ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о признании истца участником подпрограммы по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» Малаш Ю.М. в установленном порядке не оспорил.
Таким образом, суду также не представлены доказательства того, что истец являлся участником подпрограммы по категории «военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях». Вопреки доводам представителя истца решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также не устанавливает указанные факты.
То обстоятельство, что уведомлением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из реестра граждан участников Подпрограммы, не является основанием для удовлетворения исковых требований о включении его в реестр нуждающихся в жилых помещениях с момента исключения из списков личного состава части по избранному месту жительства в <адрес>, и не исключает его право в установленном порядке оспорить данное уведомление.
Учитывая, что Малаш Ю.М. не признан в установленном законом порядке в период службы нуждающимся в жилом помещении, утратил статус военнослужащего после увольнения с военной службы, у ответчика в лице 1-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ отсутствовали основания для постановки (восстановлении) его на учете в качестве нуждающихся.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска о признании решения незаконным и включении в реестр нуждающихся в получении жилых помещений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Малаш Ю.М к ФГКУ «Центррегионжилье», 1-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании решения незаконным и включении в реестр нуждающихся в получении жилых помещений – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.П. Коваленко