Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2010 года п. Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Цупель Ю.У.,
при секретаре Пичугиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Красэнергосервис» об устранении нарушения санитарных норм и правил,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) обратилось в суд с указанным иском. Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Красэнергосервис» (далее - ООО «ПКФ «Красэнергосервис») по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения были обнаружены следующие нарушения: отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам подземного водного объекта, расположенного по адресу: <адрес> для использования в целях хозяйственно-бытового водоснабжения; отсутствие согласования рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которая, кроме того, не утверждена на соответствующей территории в установленном порядке; непрохождение лицами, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой питьевой воды, обслуживанием водопроводных сетей обязательных медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
Кроме того, согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколов лабораторных испытаний воды от ДД.ММ.ГГГГ исследуемые пробы питьевой воды, отобранные из подземного водозабора, расположенного по адресу: <адрес>, по микробиологическим показателям не соответствуют гигиеническим нормативам, а именно: в пробах питьевой воды из крана перед поступлением в емкость, после накопительной емкости - насосной станции, из водозаборного крана раковины в ванной комнате приемного отделения МУЗ «Емельяновская ЦРБ» обнаружены общие колиформные бактерии, наличие которых в питьевой воде не допускается. Также в ходе расследования было установлено, что производственный контроль за качеством питьевой воды ответчиком проводится не в полном объеме; подземный водозабор, находящийся по вышеуказанному адресу, расположен на территории жилой застройки п. Емельяново; в границах первого пояса зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) расположен надворный туалет и огороды граждан; проект ЗСО источников водоснабжения не разработан; дорожки к водозаборным сооружениям на территории первого пояса ЗСО не имеют твердого покрытия, территория не ограждена, не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы; аппаратура для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при ее проектировании и обосновании границ ЗСО, отсутствует.
В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю просит обязать ООО «ПКФ «Красэнергосервис» устранить указанные нарушения, а именно: привести подаваемую питьевую воду из скважины № подземного водозабора, расположенного по адресу: <адрес>, а также перед подачей в распределительную сеть в соответствии с гигиеническими нормативам по содержанию общих колиформных бактерий; разработать проект ЗСО источника водоснабжения указанного объекта; обеспечить твердое покрытие дорожек на территории первого пояса ЗСО, оградить территорию, спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы; исключить нахождение в пределах первого пояса ЗСО надворных туалетов и огородов граждан; оборудовать подземный водозабор, расположенный по вышеуказанному адресу, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при ее проектировании и обосновании границ ЗСО; проводить производственный контроль за качеством питьевой воды в полном объеме, осуществлять лабораторные исследования качества питьевой воды и скважин в точках наружной и внутренней сети; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам подземного водного объекта, расположенного по вышеуказанному адресу; согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утвердить ее на соответствующей территории в установленном порядке; обеспечить прохождение обязательных медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации лицами, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой питьевой воды, обслуживанием водопроводных сетей.
В судебном заседании представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Лузина Н.Н. от исковых требований в части возложения на ответчика обязанностей исключить нахождение в пределах первого пояса ЗСО надворных туалетов и огородов граждан, оборудовать подземный водозабор, расположенный по адресу: <адрес>, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при ее проектировании и обосновании границ ЗСО, а также обеспечить прохождение обязательных медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации лицами, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой питьевой воды, обслуживанием водопроводных сетей отказалась в связи с устранением указанных нарушений. В остальной части заявленные требования поддержала, дав пояснения по существу иска.
Представитель ответчика - ООО «ПКФ «Красэнергосервис» Ладуда Я.А. уточненные исковые требования признала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Частью 3 ст. 39 указанного Федерального закона на юридических лиц возложена обязанность соблюдать санитарные правила.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу п. 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, в том числе и отсутствием в ней общих колиформных бактерий.
Однако, как видно из протоколов лабораторных испытаний №, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ в пробах питьевой воды, отобранных из скважин № и № подземного водозабора, расположенного по адресу: <адрес> в кране перед поступлением воды в емкость (скважины №), в кране после накопительной емкости - насосная станция, а также в водоразборном кране раковины в ванной комнате приемной отделения МУЗ «Емельяновская ЦРБ», были обнаружены общие колиформные бактерии (л.д. 8, 9, 10, 11, 12). Согласно экспертному заключению о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам источников водоснабжения, расположенных по вышеуказанному адресу, № от ДД.ММ.ГГГГ, источники водоснабжения п. Емельяново не соответствуют санитарным правилам и нормативам (л.д. 14-25). При этом, согласно протоколам лабораторных испытаний №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ в пробах питьевой воды, отобранных из скважин № и № вышеуказанного подземного водозабора, а также из емкости перед подачей в разводящую сеть колиформных бактерий на момент проведения указанных лабораторных испытаний обнаружено не было (л.д. 65-66, 67-68, 71).
В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» разработка проекта ЗСО должна предшествовать ее организации. Согласно п. 1.11 указанных СанПиН проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Однако, как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Н.Д.А. в результате административного расследования в отношении ООО «ПКФ «Красэнергосервис» ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>, ответчиком не разработан (л.д. 37-40).
Согласно п.п. 1.5, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО (строгого режима), которая включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала и назначением которого является защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения, должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
При этом, согласно вышеуказанному протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-33) на территории первого пояса ЗСО отсутствуют дорожки с твердым покрытием к водозаборным сооружениям, территория не ограждена, не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы.
В силу п. 4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 пробы воды из подземных источников в местах водозабора для лабораторных исследований по микробиологическим показателям должны отбираться не менее чем 4 раза в год.
Согласно п. 4.4 указанных СанПиН пробы питьевой воды для лабораторных исследований по микробиологическим показателям перед ее поступлением в распределительную сеть должны отбираться с учетом численности населения, обеспечиваемого водой из данной системы водоснабжения, а именно: при численности населения до 20 000 человек - еженедельно; от 20 000 до 100 000 человек - три раза в неделю; свыше 100 000 человек - ежедневно.
Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети по микробиологическим и органолептическим показателям в соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 проводится также с учетом численности населения: до 10 000 человек - 2 пробы в месяц; от 10 000 до 20 000 человек - 10 проб в месяц; от 20 000 до 50 000 человек - 30 проб в месяц; от 50 000 до 100 000 человек - 100 проб в месяц; более 100 000 человек - 100 + 1 проба на каждые 5 000 человек, свыше 100 000 населения. При этом, в число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети.
Однако, как видно из протокола об административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ в результате административного расследования было установлено, что производственный контроль за качеством питьевой воды ООО «ПКФ «Красэнергосервис» проводится не в полном объеме, протоколы лабораторный исследований качества воды из скважин, в точках наружной и внутренней сети отсутствуют (л.д. 37-40).
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Однако, как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Н.Д.А. в результате административного расследования в отношении ООО «ПКФ «Красэнергосервис» ДД.ММ.ГГГГ было обнаружено, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам подземного водного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, для использования в целях хозяйственно-бытового водоснабжения - отсутствует, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды не согласована с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и не утверждена на соответствующей территории в установленном порядке (л.д. 34-36).
Таким образом, уточненные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «ПКФ «Красэнергосервис» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Красэнергосервис»:
- в срок до 01 июля 2010 года привести подаваемую питьевую воду из скважины № подземного водозабора, расположенного по адресу: <адрес>, а также перед подачей в распределительную сеть в соответствии с гигиеническими нормативам по содержанию общих колиформных бактерий;
- в срок до 01 июля 2010 года разработать проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>;
- в срок до 01 июля 2010 года обеспечить твердое покрытие дорожек на территории первого пояса зоны санитарной охраны, оградить территорию, спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы;
- с установленной законодательством РФ периодичностью проводить производственный контроль за качеством питьевой воды в полном объеме, осуществлять лабораторные исследования качества питьевой воды и скважин в точках наружной и внутренней сети;
- в срок до 01 сентября 2010 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам подземного водного объекта, расположенного по адресу: <адрес>;
- в срок до 01 июля 2010 года согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утвердить ее на соответствующей территории в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Судья
Емельяновского районного суда
Красноярского края Ю.У. Цупель