Дело 2-238/2021
УИД №28RS0011-01-2021-000597-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Новокиевский Увал 15 ноября 2021 года
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Маскальцовой В.С.
с участием помощника прокурора Мазановского района Амурской области Малышевской П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Угловского сельсовета Мазановского района Амурской области к Турик Евгению Николаевичу о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу --,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации Угловского сельсовета --Куницына А.В. обратилась в суд с иском к Турик Е.Н., в котором указала, что в соответствии с распоряжением губернатора -- от -- ---р «О границах зоны чрезвычайной ситуации» жилой дом, расположенный по адресу: -- попал в зону затопления.Согласно выписки из ЕГРН прав на недвижимое имущество и сделок с ним, от -- -- указанный жилой дом принадлежал на праве общей долевой собственности --3 и --4Земельный участок на котором расположен жилой дом, расположенный по адресу: --, общей площадью 1900 кв.м., с кадастровым номером28:17:010801:355, категория земель «землинаселенных пунктов», видомразрешенного использования - приусадебный участок,не являетсясобственностью --3 Заключением межведомственной комиссии от -- --, жилой дом, расположенный по адресу:--, был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.На основании уведомления министерства социальной защиты населения от -- -- --3, ее сыну --4 предоставлена выплата на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 852 533 рублей (один миллион восемьсот пятьдесят две тысячи пятьсот тридцать три) рубля 70 копеек.Для получения указанной выплаты в соответствии с пп. 1 п. 2.11 Правил -- заявитель предоставляет в министерство социальной защиты населения -- в письменной форме обязательство.-- между администрацией Угловского сельсовета и --3, ее мужем - Турик Е.Н. и --4 подписано обязательство о безвозмездном отчуждении жилого дома в муниципальную собственность, согласно которому собственникиприняли на себя обязательство в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение заключить с органом местного самоуправления договор безвозмездного отчуждения жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность и в течение 30 календарных дней со дня заключения договора сняться с регистрационного учета по прежнему месту проживания, освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать органу местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке занимаемое жилое помещение.Между гражданами --3, --4 и администрацией Угловского сельсовета заключен договор безвозмездного отчуждения соответствующего жилого помещения в муниципальную собственность -- от --.В силу п. 9 Порядка -- право собственности на жилое помещение, переданное гражданином в муниципальную собственность, возникает с момента внесения органом регистрации прав соответствующей записи вЕГРН.Право муниципальной собственности на жилой дом, общей площадью 31.1 кв.м. с кадастровым номером 28:17:010801:875, расположенный по адресу: --, расположенный по адресу: --, зарегистрировано в ЕГРН (запись регистрации от -- --).
Таким образом, с момента возникновения у МО Угловской сельсовет права собственности на указанное выше жилое помещение ответчик утратил право пользования спорным жилым домом.
Используя предоставленную выплату --3 и --4 приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: -- (договор купли - продажи от --).Право собственности на указанное помещение за --3, --4 зарегистрировано в ЕГРН (запись регистрации от -- --).Вместе с тем --3 и --4 снялись с регистрации и выехали на новое место жительства, а ее муж Турик Е.Н. жилой дом, общей площадью 31.1 кв.м. с кадастровым номером 28:17:010801:875, расположенный по адресу: --, до настоящего времени не освободил, т.е. условия обязательства о безвозмездном отчуждении имущества от -- взамен на получение выплаты на приобретение жилого помещения не исполнил.
Истец, с учетом уточнений, просит суд выселить ТурикЕ.Н.из жилого помещения, расположенного по адресу: --.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представитель истца – администрации Угловского сельсовета --, просившей суд рассмотреть дело без её участия, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации -- извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании ответчик Турик Е.Н. исковые требования признал, пояснил, что его семья выехала из жилого помещения расположенного --., а он до настоящего времени не освободил спорное жилое помещение в связи с работой,рабочее место которой находится в --.
Помощник прокурора -- Малышевская П.Н. полагала о наличии оснований для удовлетворения исковых требований,.
Кроме того прокурор просил суд вынести частное определение в адрес администрации Угловского сельсовета, мотивируя тем, что истцом не осуществлялись своевременные мероприятия, направленные на регистрацию права муниципальной собственности на жилой дом и земельный участок--., право собственности зарегистрировано только --, что нарушает право граждан, которым продолжали начисляться налоги на указанное имущество.
Выслушав ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, принимая во внимание заключение прокурора, высказавшегося за удовлетворение требований истца, суд сходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом в соответствии с частью 2 данной статьи собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Пунктом 15 Правил № 1327 предусмотрено, что порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в п. 6 Правил №1327, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в п. 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил № 1327 условием реализации мероприятий в отношении граждан, указанных в подпункте «а» пункта 6 настоящих Правил, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) всобственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность. Отчуждение указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Российской Федерации путем издания названного выше нормативного правового акта определило условия, размеры и виды социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предоставив субъекту Российской Федерации право разработать только механизм (последовательность совершения действий полномочными органами и гражданами) предоставления на установленных Правительством Российской Федерации требованиях к названной категории граждан.
Во исполнение положений указанных Правил постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области.
Правила № 596 предусматривают аналогичные Правилам № 1327 условия получения гражданами, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченного жилого помещения, выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Таким образом, основным условием получения выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность.
Порядок исполнения гражданами, жилые помещения которых утрачены, вышеуказанных обязательств, утвержден постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2019 № 633.
Исполнение обязательств о безвозмездном отчуждении жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность, осуществляется путем заключения между гражданином и органом местного самоуправления муниципальных образований договора безвозмездного отчуждения соответствующего жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность (п. 7. Порядка № 633).
Из буквального толкования вышеизложенных нормативных положений следует, что собственники утраченных жилых помещений, выражая свое согласие на получение социальной выплаты, принимают условия предоставления такой выплаты и обязуются подписать соответствующее обязательство, принимая на себя следующее обязанности: - заключить договор безвозмездного отчуждения жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено; - сняться с регистрационного учета по прежнему месту проживания; - освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи; - сдать органу местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке занимаемое жилое помещение (Приложение -- к Порядку).
Согласно выписки из ЕГРН прав на недвижимое имущество и сделок с ним, от -- -- жилой дом, расположенный по адресу: -- принадлежал на праве общей долевой собственности --3 и --4.
Земельный участок на котором расположен жилой дом, расположенный по адресу: --, общей площадью 1900 кв.м., с кадастровым номером28:17:010801:355, категория земель «земли населенных пунктов», видомразрешенного использования - приусадебный участок, не являетсясобственностью --3
Заключением межведомственной комиссии от -- --, жилой дом, расположенный по адресу: --, был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
На основании уведомления министерства социальной защиты населения -- от 16.12.2019--3, --4 предоставлена выплата на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 852 533 рубля 70 копеек.
-- между администрацией Угловского сельсовета и --3 с согласия Турик Е.Н. подписано обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность.
Согласно договору -- от --, заключенного между --3 и --4 и администрацией Угловского сельсовета,--3 произвела безвозмездное отчуждениепринадлежащего ей жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено в муниципальную собственность.
Впоследствии --3 на основании договора купли-продажи от -- приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: --. Право собственности на указанное помещение зарегистрировано в ЕГРН (запись регистрации от --, --).
Право же муниципальной собственности на жилой дом, общей площадью 31.1 кв.м., с кадастровым номером 28:17:010801:875, расположенный по адресус. Угловое, --, зарегистрировано в ЕГРН (запись регистрации от -- 28:17:010801:875-28/035/2020-3).
Согласно сведениями администрации Угловского сельсовета Турик Е.Н.до настоящего времени не освободил спорное жилое помещение, т.е. условия обязательства о безвозмездном отчуждении имущества от -- взамен на получение выплаты на приобретение жилого помещения не исполнил.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что государством, в целях переселения ответчика из аварийного жилья в полном объеме были выполненысвои обязательства, --3 приобрела в собственность другое жилое помещение за счет выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1852 533 рубля 70 копеек, однако ответчик Турик Е.Н. обязанность сдать спорное жилое помещение в муниципальную собственность муниципального образования Угловской сельсовет в установленный соглашением срок не исполнил.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Учитывая, что посредством реализации сертификатана приобретение или строительство жилого помещения у --3 возникла обязанность по безвозмездной передаче жилого помещения, расположенного по адресу: --, в муниципальную собственность в порядке, установленном заключенным между ними обязательством, соответственно Турик Е.Н. утратил право пользования данным жилым помещением.
Регистрация по месту жительства или по месту пребывания носит уведомительный характер и не порождает права на жилое помещение.
Подпунктом "е" пункта 31 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (с последующими изменениями) установлено, что в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета по месту жительства производится снятие гражданина с регистрационного учета.
Доказательств, позволяющих сохранить право пользования спорным жилым помещением, в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком Турик Е.Н. не представлено.
Оценив все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования Мазановский район с ответчика Турик Е.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден истец.
Разрешая ходатайство прокурора о вынесения частного определения в адрес администрации Угловского сельсовета» суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности и выполняющих профилактическую и дисциплинирующую функцию, является правом суда и вытекает из его дискреционных полномочий при осуществлении правосудия.
Из вышеприведенной нормы следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданско-процессуальным законом средствами.
При рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения, суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из обязанности гражданского судопроизводства способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ
Таким образом, с учетом положений данной статьи, правом на частное определение обладает суд, которое выносится им в случае выявления нарушения специальным субъектом законодательства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации соответствующими организациями или соответствующими должностными лицами, судом не выявлено, доказательств, подтверждающих неуважительность несвоевременного перехода прав на недвижимое имущества истцом не представлено, при этом ответчик после передачи истцу недвижимого имущества добровольно не освободил аварийное жилое помещение, и пользуется им и земельным участком.
Поскольку вынесение частного определения является правом суда, реализация которого зависит не от соответствующего заявления стороны спора или ее представителя, а исключительно от установления самим судом случая нарушения законодательства, ходатайство прокурора удовлетворению не подлежит.
Суд также учитывает самостоятельный статус прокуратуры и право согласно п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" принимать меры прокурорского реагирования при осуществлении возложенных функций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Угловского сельсовета Мазановского района Амурской области к Турик Евгению Николаевичу, удовлетворить.
Выселить Турик Евгения Николаевича из жилого помещения, расположенного по адресу: --.
Взыскать с Турик Евгения Николаевича в доход бюджета муниципального образования Мазановский район государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении ходатайства прокурора о вынесении частного определения в адрес Угловского сельсовета Мазановского района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: А.А. Потапов