Дело № 2-604/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2013 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Уткиной Е.В., с участием помощника прокурора Завалина С.С., при секретаре Моисеевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в не размещении в сети Интернет информации, предусмотренной федеральным законодательством,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в не размещении в сети Интернет информации, предусмотренной федеральным законодательством; обязать администрацию Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области разместить информацию, предусмотренную федеральным законодательством, на официальном сайте администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в сети Интернет. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в марте 2013 года в соответствии с планом работы прокуратуры Мокшанского района на 1 полугодие 2013 года, заданием прокуратуры области о проведении проверки соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведена проверка соблюдения администрацией Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области законодательства в сфере размещения информации в сети "Интернет", в ходе проведения которой было установлено следующее. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов мерного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который должен размещаться указанными органами в сети Интернет. Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что размещение в сети Интернет на официальном сайте подлежит также информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях. В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 Федерального закона № 8-ФЗ. Частью 7 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Елизаветинского сельсовета перечень информации определен в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ и является аналогичным указанной статье. В ходе проверки официального сайта администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, расположенного по адресу: elizav.pnzreg.ru в сети Интернет, на котором должна быть размещена информация о деятельности данного органа местного самоуправления, установлено, что на сайте имеется размещенная информация в рамках общей характеристики Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. В нарушение требований Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на сайте администрации Елизаветинского сельсовета отсутствует следующая информация о деятельности органа местного самоуправления: структура органа местного самоуправления; сведения о полномочиях органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечень подведомственных организаций (библиотечно-досуговый центр), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления ("Вестник"); информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых муниципальных правовых актов; информация о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления (профилактика коррупционных правонарушений); информация о состоянии зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях; статистическая информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств, сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам па замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, но которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лип), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что администрацией поселения в нарушение ст. 10, 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" не размещена в сети Интернет на официальном сайте поселения информация о результатах проведенных в 2012 году плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, обязанность по размещению которой возложена действующим законодательством. Таким образом, бездействие администрации Елизаветинского сельсовета, выразившееся в не размещении в сети Интернет на официальном сайте поселения информации, предусмотренной действующим законодательством, в т.ч. о результатах проведенных в 2012 году плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, нарушает интересы Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также охраняемые ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации права и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.
В судебном заседании помощник прокурора Завалин С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Глава администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Батайкин В.Е. требования прокурора признал, считает их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, заслушав помощника прокурора Завалина С.С., главу администрации Елизаветинского сельсовета Батайкина В.Е., суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов мерного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который должен размещаться указанными органами в сети Интернет. Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что размещение в сети Интернет на официальном сайте подлежит также информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 Федерального закона № 8-ФЗ.
Частью 7 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Елизаветинского сельсовета перечень информации определен в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ и является аналогичным указанной статье.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что администрацией Елизаветинского сельсовета не размещена в сети Интернет на официальном сайте поселения информация о результатах проведенных в 2012 году плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, а также отсутствует информация о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренная ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействием администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района, выразившимся в не размещении на сайте в сети Интернет информации, предусмотренной федеральным законодательством, существенно нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органа местного самоуправления, об осуществлении им муниципального контроля.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в сети Интернет информации, предусмотренной федеральным законодательством.
Обязать администрацию Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 01 августа 2013 года разместить на официальном сайте администрации Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в сети Интернет информацию, предусмотренную федеральным законодательством.
Обязать администрацию Елизаветинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда в информационном бюллетене "Вести Елизаветинского сельского совета Мокшанского района Пензенской области".
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пензенский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Мокшанский районный суд.