Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5424/2019 ~ М-4841/2019 от 02.07.2019

Дело № 2а-5424/2019-31

10RS0011-01-2019-006389-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.,

при секретаре Чучупаловой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в Петрозаводский городской суд с административным иском к Администрации Петрозаводского городского округа и Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании незаконным бездействие административных ответчиков в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления территории Петрозаводского городского округа, об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов. Требования мотивированы тем, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории общего пользования Петрозаводского городского округа выявлены несанкционированные свалки, размещение которых осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Администрация Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, извещенные судом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, представили письменные отзывы на административный иск. Администрация Петрозаводского городского округа ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо ООО «Автоспецтранс» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направив письменный отзыв на административный иск.

Суд, заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению граждан, принятым в ходе проведения «горячей линии» по вопросам нарушения требований законодательства от отходах производства и потребления, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов и отходов производства, а именно: в районе микрорайона «Сулажгора» в г.Петрозаводске напротив участка № 1 Сулажгорского общественного кладбища (с координатами 61.817651 С.Ш., 34.245951 В.Д.), а также вдоль грунтовой дороги, ведущей от дома № 100 по ул.Сулажгорской к Пряжинскому шоссе (с координатами от 61.818112 С.Ш., 34.248286 В.Д. до 61.819922 С.Ш., 34.249606 В.Д.); в районе д. 26 по ул.Спортивной в г.Петрозаводске в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0200103:82, собственность на который не разграничена (с координатами 61.816537 С.Ш., 34.267763 В.Д.; 61.816509 С.Ш., 34.268125 В.Д.); в районе пересечения улиц Кутижемской и Сагарвской в г.Петрозаводске (с координатами 61.836811 С.Ш., 34.3215208 В.Д.).

Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от 13 июня 2019 года, фотоматериалами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - ФЗ "Об охране окружающей среды") предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Понятие безопасного отхода в действующем законодательстве отсутствует. Все отходы являются потенциально опасными. В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы (ст. 4.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами, т.е. веществами или отходами, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и /или оказывать токсическое воздействие на биотические системы. Данное понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, которая была ратифицированная Россией.

Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статья 3 названного Федерального закона предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту – ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, соблюдение природоохранного законодательства является обязательным.

Согласно требованиям ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 6 указанного Федерального закона предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся, в том числе принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности. Кроме того, названная норма относит к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (абзац 16).

В силу ст. 7 Закона Республики Карелия от 24.07.2012 N 1622-ЗРК "О системе органов исполнительной власти Республики Карелия" Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия осуществляет свою деятельность на основании положения - Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09 июля 2013 года №216-П, которым на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия возложена организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (п.п. 107 п. 10 Положения).

Часть 3 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Аналогичные положения закреплены в п. 24 ч. 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 24 ч.1 ст. 14 Устава Петрозаводского городского округа.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

При этом перераспределение полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Данные нормы закреплены в ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Учитывая, что обнаруженные несанкционированные свалки расположены на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, принимая во внимание отсутствие прав на данный земельный участок третьих лиц, обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Судом установлено, что обнаруженные в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства несанкционированные свалки располагаются на территории Петрозаводского городского округа. Доказательств принадлежности свалки каким-либо юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, либо иным лицам суду не предоставлено. Таким образом, надлежащими ответчиками являются Администрация Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Доводы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о том, что Министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти в области обращения с твердыми коммунальными отходами, свои полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализовало путем проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с данными отходами, победителем которого является ООО «Автоспецтранс», не освобождает Министерство от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что наличие несанкционированных свалок влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, а также то, что лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд полагает требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Петрозаводского городского округа.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать следующие несанкционированные свалки:

- несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, в т.ч. крупногабаритных, строительных отходов, отходов от разбора зданий и строений, автомобильные покрышки на территории общего пользования в районе микрорайона «Сулажгора» в г.Петрозаводске напротив участка № 1 Сулажгорского общественного кладбища (с координатами 61.817651 С.Ш., 34.245951 В.Д.), а также вдоль грунтовой дороги, ведущей от дома № 100 по ул.Сулажгорской к Пряжинскому шоссе (с координатами от 61.818112 С.Ш., 34.248286 В.Д. до 61.819922 С.Ш., 34.249606 В.Д.);

- две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов в районе д. 26 по ул.Спортивной в г.Петрозаводске в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0200103:82, собственность на который не разграничена (с координатами 61.816537 С.Ш., 34.267763 В.Д.; 61.816509 С.Ш., 34.268125 В.Д.);

- несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов от разбора зданий, навалов грунта, отходов деревообработки, отходов камнеобработки, строительных отходов на территории общего пользования в районе пересечения улиц Кутижемской и Сагарвской в г.Петрозаводске (с координатами 61.836811 С.Ш., 34.3215208 В.Д.).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение

изготовлено 19.07.2019 года

2а-5424/2019 ~ М-4841/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
ООО "Автоспецтранс"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
02.07.2019Регистрация административного искового заявления
03.07.2019Передача материалов судье
03.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2019Судебное заседание
19.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2019Дело оформлено
06.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее