Дело № 2 – 542 / 13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2013 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
с участием представителя истца Калининой <данные изъяты> – по доверенности ФИО7,
представителя Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> ФИО8,
представителя Управления Пенсионного фонда в <адрес> ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой <данные изъяты> к Токаревой <данные изъяты> о признании сделки недействительной, прекращения права собственности и включения недвижимости в состав наследственного имущества
у с т а н о в и л
Согласно свидетельству о браке от ДД.ММ.ГГГГ между Калининой Н.В. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был зарегистрирован брак.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являющийся единоличным собственником <адрес> в <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> заключил договор купли-продажи с Токаревой М.А..
В соответствии с условиями договора, являющимися существенными согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации для данного вида договоров, ФИО1 передал вышеуказанную квартиру в пользование ответчика, а Токарева М.А. была обязана оплатить ему сумму в размере <данные изъяты> рублей за счет средств материнского (семейного) капитала по государственному сертификату, обладателем которого она является – в двухмесячный срок.
Согласно свидетельству о смерти – ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ года.
С момента заключения договора и до настоящего времени денежных средств по оплате проданной ей квартиры ФИО1 не получал, и не имел возможности получить, так как со слов сотрудников Управления ПФ РФ в <адрес> исполнение обязательства (перечисление денежных средств) по указанному договору невозможно в силу двух обстоятельств: - невнесение в покупатели по договору купли-продажи за счет средств материнского (семейного) капитала мужа Токаревой М.А.; - отзыва заявления о перечислении денежных средств на счет ФИО1 и иных документов из Пенсионного фонда покупателем (Токаревой М.А.).
Калинина Н.В., являющаяся наследником первой очереди по закону после смерти ФИО1, обратилась в суд с иском к Токаревой М.А. – о признании недействительной совершенную наследодателем ФИО1 сделку по продаже указанной квартиры, совершенную им ДД.ММ.ГГГГ года; прекратить право собственности на <адрес> в <адрес> <адрес> у покупателей квартиры; включить указанную <адрес> в <адрес> городского округа <адрес> в состав наследства, открывшегося после смерти наследодателя ФИО1.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 иск доверителя поддержал в полном объеме и пояснил, что составивший сторонам по делу договор купли-продажи частнопрактикующий юрист не включил члена семьи ответчика при заключение данной сделки, тем самым выполнение условий договора по перечислению денежных средств не произошло, поэтому ответчиком неумышленно были нарушены условия договора и сделка не могла состояться в силу закона. Продавец ФИО1 умер, и в суд была вынуждена обратиться его вдова – Калинина Н.В. за защитой нарушенных прав.
Ответчик Токарева М.А. заявленные исковые требования признала полностью, мотивируя нарушение условий договора купли-продажи своей правовой неграмотностью и тем, что понадеялась на юриста, составившего договор.
Представитель третьего лица - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> ФИО8 в удовлетворении исковых требований не возражала, пояснив, что интересы детей данной сделкой затронуты не будут, так как возможность заключения в дальнейшем сделок с материнским капиталом не утеряна.
Представитель третьего лица - Управления Пенсионного фонда в <адрес> ФИО9 не возражала в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что муж ответчика не был указан в договоре купли-продажи, поэтому денежные средства продавцу (ФИО1) перечислены не были. Следовательно, материнский капитал остался не использованным, возможность заключения сделок с ним для ответчика не утеряна.
Третьи лица на стороне истца – ФИО10 и ФИО11 в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражают против удовлетворения иска.
Третье лицо – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии своего представителя в суд не направили, предоставив отзыв на исковое заявление, где просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, решение вопросов по иску оставляют на усмотрение суда (л.д.№).
Заслушав показания представителя истца, ответчика, изучив мнения третьих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 1142 данного Кодекса наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из разъяснений пункта 73 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.05.2012 года № «О судебной практике по делам о наследовании» следует - наследники вправе обратиться в суд после смерти наследодателя с иском о признании недействительной совершенной им сделки, в том числе по основаниям, предусмотренным статьями 177, 178 и 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, если наследодатель эту сделку при жизни не оспаривал, что не влечет изменения сроков исковой давности, а также порядка их исчисления.
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка может быть признана недействительной в силу признания её таковой судом.
Из представленных письменных доказательств следует, что Токарева М.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда по <адрес> с заявлением об аннулировании ранее поданного заявления - о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в свою очередь, Пенсионным фондом принято решение об удовлетворении данного заявления, что не мешает в будущем использовать данный капитал ответчику и членам ее семьи для улучшения своих жилищных условий (л.д.№).
То, что ответчиком зарегистрирован переход права на спорную квартиру, подтвержден свидетельствами о государственной регистрации права, выданных регистрационной службой на ее имя и имя ее несовершеннолетних детей, чьи интересы она представляла в судебном заседании (л.д.№).
Как следует из ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге, возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как указано в п. 7 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 - получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, поэтому отсутствие такого свидетельства не может служить основанием для отказа в принятии искового заявления по спору о наследстве (ст. 134 ГПК РФ), возвращения такого искового заявления (ст. 135 ГПК РФ) или оставления его без движения (ст. 136 ГПК РФ).
Согласно п. 8 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 - при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
В силу ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что обязательная сторона сделки купли-продажи - муж ответчика Токаревой М.А., который свою волю не выразил при заключении вышеуказанного договора.
Согласно ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Одним из обязательных сторон, должен был быть муж ответчицы, которым договор подписан не был.
Из формулировки ст. 10 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует: 1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: 1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
В соответствии с п. 4 ст. 10 данного Закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Данный Федеральный закон содержит обязательное условие оформления в общую собственность приобретенного жилого помещения родителей, то есть матери и отца детей, который не был указан в договоре купли продажи между ФИО1 и Токаревой М.А..
В силу ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Также, согласно статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Согласно п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации истец Калинина Н.В. является наследником первой очереди по закону после смерти мужа, другие наследники первой очереди (их общие дети – ФИО10 и ФИО11) от принятия наследства в виде указанной квартиры после смерти отца отказались.
В соответствии со ст. 1111 данного Кодекса, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В силу п. п. 1, 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с. п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено – продавец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. шесть месяцев не истекли, но истец фактически приняла наследство, так как на момент смерти последнего проживала с ним по одному адресу и продолжает проживать по настоящее время, обратилась в суд с иском до истечения указанного срока.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если покупатель недвижимости зарегистрировал переход права собственности, однако не произвел оплаты имущества, продавец на основании пункта 3 ст. 486 настоящего Кодекса вправе требовать оплаты по договору и уплаты процентов в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Регистрация перехода права собственности к покупателю на проданное недвижимое имущество не является препятствием для расторжения договора по основаниям, предусмотренным ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Вместе с тем, согласно ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. Поэтому, в случае расторжения договора продавец, не получивший оплаты по нему, вправе требовать возврата переданного покупателю имущества на основании статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебный акт о возврате недвижимого имущества продавцу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости продавца, как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 10 от 29.04.2010 года.
Следовательно, заявленные исковые требования подлежат полному удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика подлежат в пользу истца судебные расходы на сумму удовлетворенных исковых требований, т.е. в полном объеме
Руководствуясь ст. ст. 98, 194, 197-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░>░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░