Дело № 2-2257/2002
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Брандиной Н.В.
при секретаре Новоселовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФИО2, связанных с отказом в его регистрации, а также в регистрации его супруги ФИО3 и двоих несовершеннолетних детей – ФИО4, Дата года рождения, и ФИО1, Дата года рождения, по месту жительства по адресу: ....
В обоснование своих требований указал, что проходит военную службу <данные>. Зарегистрирован при войсковой части <данные> в ..., где проходил службу ранее.
В связи с заключением брака с ФИО3, которая зарегистрирована в ... по адресу: ..., и рождением детей обратился 13.08.2010 в ФИО2 с заявлением о регистрации всех членов семьи по месту жительства в ФИО5, поскольку военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в в/ч <данные>, регистрируются (прикреплены) при ФИО5 в связи с отсутствием в в/ч <данные> домовой книги.
На данное заявление получен ответ о невозможности регистрации в указанной в/части в связи с отсутствием адреса (улицы, дома), со ссылкой на п.70 Приказа ФМС от 20.09.2007 № 208 (в ред. Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», из которого следует, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и листках статистического учета прибытия указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Однако ФИО5 не имеет в своем адресе наименования улицы и номера дома. Регистрация военнослужащих при воинской части осуществлялась по адресу: ..., номер войсковой части.
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Отказ в регистрации по месту жительства его и членов его семьи нарушает их права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированные Конституцией РФ и иными законами РФ.
Просил суд признать действия ФИО2, связанные с отказом в регистрации по месту жительства по адресу: ..., его и членов его семьи - супруги ФИО3 и несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО1, незаконными, обязать ФИО2 зарегистрировать его и членов его семьи по месту жительства по указанному адресу.
В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо - ФИО2 представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил письменное мнение по иску, в котором указал, что действия должностных лиц ФИО2 при регистрации военнослужащих и членов их семей осуществляются в соответствии с требованиями закона.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской Федерации», п.23 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и п.70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 № 208 (в ред. Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» военнослужащие, прибывшие на новое место военной службы по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены из семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей.
Адрес места жительства определяет норма п.п.2 п.2 ст.4 ФКЗ от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» как адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина».
В соответствии с п.70 Приказа ФМС РФ от 20.09.2007 № 208 (в ред. Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 № 364) «Об утверждении Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контакту и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п.8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П указывается адрес воинской части без ссылки на её номер (наименование).
Указал, что регистрация заявителя и членов его семьи по месту жительства может быть произведена при поступлении материалов на регистрацию, оформленных в соответствии с действующим законодательством.
ФИО3, привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ФИО5, привлеченной судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, мнение по заявленным требованиям не представил.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, заявитель проходит военную службу <данные>.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 с 11.01.2006 зарегистрирован при войсковой части <данные> в ... (где ранее проходил военную службу), что подтверждается копией паспорта с соответствующей отметкой о регистрации.
Заявитель обратился в ФИО2 с заявлением о регистрации его и членов его семьи - супруги и двоих несовершеннолетних детей по адресу: ..., при которой регистрируются военнослужащие в/ч <данные> в связи с отсутствием в последней домовой книги. Одновременно им были предоставлены необходимые документы.
ФИО2 представленные документы возвращены по тому мотиву, что в заявлении необходимо указать адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование) и поручить ответственному за регистрацию при войсковой части оформить листки прибытия и листок статистического учета прибытия в соответствии с Приказом ФМС РФ от 23.12.2009 № 364.
Как указал в письменном мнении на заявление ФИО2, под адресом воинской части подразумевается место ее нахождения (наименование улицы и номер дома).
Пунктом 70 Административного регламента предусмотрено, что при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме № 12П (приложения № 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование) (в ред. Приказа ФМС РФ от 23.12.2009 № 364).
Кроме того, сослался на положения Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», дающие определение адреса места жительства гражданина.
Отсутствие указанных сведений, необходимых для регистрации по месту жительства, исключает возможность регистрации заявителя и членов его семьи при войсковой части.
Данные действия ФИО2 суд находит необоснованными на основании следующего.
В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ конституционные права граждан могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Аналогичная норма содержится и в пункте 2 ст.1 Гражданского кодекса РФ.
Правовые основы и механизмы регистрации граждан по месту жительства установлены в Законе РФ от 25.06.1993 № 1541-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.
Согласно указанному Закону, Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту своего жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Право военнослужащих и членов их семей на регистрацию по адресу войсковой части предусмотрено ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 23 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета предусмотрен порядок регистрации военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги и алфавитные карточки родителей (усыновителей (опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (п.28 Правил).
Пункт 78 Административного регламента устанавливает, что сведения на несовершеннолетних граждан, прибывших с родителями к месту жительства, вносятся в поквартирные карточки по форме 10 (приложение № 10 к регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме № 11 (приложение № 11 к регламенту). На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме № 9 и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства.
Судом установлено, что ФИО2 заявитель зарегистрирован по адресу: ....
ФИО5 также дислоцируется в ..., в почтовом адресе наименования улицы и дома не имеет, что создает для заявителя невозможность указать такие сведения в заявлении о регистрации по месту жительства.
Административный регламент, устанавливая порядок регистрации военнослужащих и членов их семей при войсковых частях, не определяет порядок регистрации в случае, если войсковая часть не имеет в своем почтовом адресе наименование улицы и номер дома. В связи с чем в спорной ситуации ссылки представителя ФИО2 на положения Административного регламента суд находит несостоятельными, как и ссылки на Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», нормы которого регулируют специальные правоотношения в сфере порядка и процедуры реализации прав граждан на участие в референдуме.
При этом общий порядок регистрации военнослужащих по месту дислокации воинских частей установлен пунктом 3 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Федеральный закон по отношению к Административному регламенту имеет большее юридическое значение.
Таким образом, у ФИО2 не имелось законных оснований для возврата документов, представленных на регистрацию, а фактически - отказа в регистрации со ссылкой на необходимость указания адреса воинской части без ссылки на ее номер.
Кроме того, в сложившейся ситуации, в отсутствие регистрации по месту жительства, нарушаются права заявителя и членов его семьи на реализацию прав и свобод, в частности, на получение различных социальных выплат, оказания услуг, получение бесплатной медицинской помощи, устройство в детские ясли, детский сад, школу, трудоустройство, поскольку обращения в указанные учреждения привязаны к административно-территориальному делению.
Также суд учитывает, что в соответствии с п.21 ст.14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, относится к вопросам местного значения и, следовательно, является компетенцией органов местного самоуправления ЗАТО г.Североморск.
Таким образом, возврат документов, поданных на регистрацию, и фактический отказ в регистрации по месту жительства нарушает права заявителя и членов его семьи, предусмотренные Конституцией РФ и Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «О статусе военнослужащих».
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявление ФИО1
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании действий ФИО2 удовлетворить.
Обязать ФИО2 произвести регистрацию ФИО1, Дата года рождения, уроженца ..., ФИО3, Дата года рождения, уроженки ..., ФИО4, Дата года рождения, уроженки ..., ФИО1, Дата года рождения, уроженца ..., по месту жительства в ... в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти дней.
Председательствующий Н.В. Брандина
Справка: по состоянию на 15.11.2010 года решение не вступило в законную силу