Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3266/2016 ~ М-3336/2016 от 16.09.2016

№ 2-3266/16

Р Е Ш Е Н И Е

      Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года                                                                  город Ульяновск

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе судьи Кизирбозунц Т.Т.,

при секретаре Хуснетдиновой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова С.Г. к главному специалисту-эксперту отдела назначения социальных выплат, жилищных субсидий и компенсаций по Железнодорожному району Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Бакальской Т.А, о компенсации морального вреда,

                    УСТАНОВИЛ:

Орлов С.Г. обратился в суд с иском к главному специалисту-эксперту отдела назначения социальных выплат, жилищных субсидий и компенсаций по Железнодорожному району Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Бакальской Т.А, о взыскании морального вреда в размере 100000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему как инвалиду второй группы была назначена субсидия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 779 руб. 34 коп. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1387 руб. 49 коп. За шесть месяцев выплата составила 6500 руб. 49 коп., что в 2,97 раз меньше фактически понесенных им расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг сравнительно с периодом с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2016 года. Ранее выплата назначалась специалистом Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Асановой А.М., при этом учитывалась Программа поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск» «Забота», утвержденная решением Ульяновской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ . Согласно указанной программе истец недополучил 12289 руб. 62 коп., что соответствует понесенным им расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по представленным квитанциям. Ответчик главный специалист-эксперт отдела назначения социальных выплат, жилищных субсидий и компенсаций по Железнодорожному району Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Бакальская Т.А. не учла это при расчете субсидий и занизила, в том числе без учета уровня инфляции 7%, размер субсидий. Истцу недостающую сумму пришлось доплачивать из пенсии, назначенной ему по инвалидности. Истец обращался к ответчику за разъяснениями и начислением недостающих сумм, однако ему этого сделано не было. Полагает, что действиями Бакальской Т.А. ему причинен моральный вред в заявленной сумме.

Истец Орлов С.Г. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Ответчик Бакальская Т.А. в судебном заседании исковые требования не признавала, указала, что при начислении субсидий и компенсаций Орлову С.Г., она руководствовалась действующим законодательствам и представленными документами.

Представитель третьего лица Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Г. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в них отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьёй 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В силу положений части 1 статьи 46 Конституции РФ, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормы части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованным лицам предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве; гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Из материалов дела следует, что Орлов С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является не работающим, <данные изъяты>.

           ФИО2 является собственником жилого помещения, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

    Обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ. Вопросы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг урегулированы статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

     Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

    Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил (пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (в случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

    В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, другие органы и организации.

    В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии также исчисляется по правилам, установленным Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» с определенными изъятиями и дополнениями.

        Из представленных материалов следует, что Орлов С.Г. является получателем субсидии на возмещение затрат по оплате жилья и коммунальных услуг, так как ДД.ММ.ГГГГ он впервые обратился в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о предоставлении ему субсидии на возмещение затрат по оплате жилья и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим пакетом документов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Орлов С.Г. является получателем ежемесячной денежной компенсации за коммунальные услуги.

          Как усматривается из материалов дела, при расчете субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Орлова С.Г. Департаментом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску применялся пункт 24 вышепоименованных Правил. При расчете учитывались представленные сведения о доходах Орлова С.Г. за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, что соответствует с пунктами 32-40 Правил.

            Доход Орлова С.Г. за последние 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии составил: пенсия – 35601 руб. 24 коп., ЕДК – 1745 руб.78 коп.

           Совокупный доход истца на момент обращения составил 6224 руб. 50 коп., это ниже прожиточного минимума (7177 руб.), установленного Правительством Ульяновской области для данной группы лиц.

      Орлову С.Г. назначена субсидия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2048 руб. 27 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1295 руб. 24 коп.

           ДД.ММ.ГГГГ Орлов С.Г. вновь обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему субсидии на новый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приложив соответствующий пакет документов.

           Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 779 руб. 34 коп., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1387 руб. 49 коп.

            Из представленных документов следует, что при расчете субсидии на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком применялись положения пункта 23 Правил, согласно которому при среднедушевом доходе семьи, равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по специальной формуле. Применив установленную законом формулу, исходя из расчета:885,46=2589,03х1х0,22-7743,48; 2864,38 = 4567,95 х 1 х 0,22 - 7743,48, ответчиком учитывались представленные сведения о доходах за последние шесть календарных месяцев (пенсия 36788,34, ЕДК 8118,58, компенсация расходов на оплату – 1554 руб.).

Решением Ульяновской городской думы от 21 декабря 2012 № 223 утверждена Программа поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск «Забота». В соответствии с частью 1 подпункта 4.9 пункта 4 раздела 4 Программы одиноко проживающим неработающим инвалидам 2 группы производится компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, при условии, если размер их на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, понесенных за предшествующий месяцу обращения за предоставлением компенсации превышает величину, равную 15 процентам среднемесячного совокупном дохода.

Орлову С.Г. выплачена компенсация расходов на оплату жилогопомещения в размере 777 руб. в мае 2016 года, размере 777 руб. в июне 2016 года. Из чего следует, что на момент обращения к ответчику совокупный доход истца составил 7743 руб. 48 коп., что выше прожиточного минимума – 7308 руб. установленного Правительством Ульяновской области для данной группы лиц.

Как указывалось выше, в силу подпунктов «б», «д» пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, имеющие на это право, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и копии документов, подтверждающие их доходы, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Из дела следует, что расходы истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные им в июне 2016 года составили 2241 руб. 99 коп., что больше суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии.

В соответствии п. 27 Правил, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае представления получателю субсидии или членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Согласно квитанциям, представленных истцом ответчику, размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за июнь 2016 года составил 2241 руб. 99 коп. – 77 руб. 7 коп. (ЕДК за июнь) - 865,22 (компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере за июнь 2016г.) 1299,7 – размер субсидии, не превышающий фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии пункта 27.2 Правил в случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств, в размере превышения, производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

Согласно пункту 49 Правил необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия.

В результате сравнения размера предоставленной Орлову С.Г. субсидии за период с января по июнь 2016 года с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер субсидии превысил фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Полученные в качестве субсидии средства превысили полагаемую сумму на 570 руб. 13 коп., которые удержаны ответчиком из субсидии в июле 2016 года. Право на компенсацию расходов по Программе поддержки отдельных категорий граждан в муниципальном образовании «город Ульяновск «Забота» в оспариваемый период у истца отсутствует.

Истец просит компенсировать ему моральный вред, в связи с тем, что главный специалист-эксперт отдела назначения социальных выплат, жилищных субсидий и компенсаций по Железнодорожному району Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Бакальская Т.А. недоначислила причитающиеся ему субсидии и компенсации.

Согласно общим правилам распределения бремени доказывания, предусмотренным гражданско-процессуальным законодательством, а также доказательственных презумпций, лицо, обратившееся с подобным иском, то есть истец, должно представить бесспорные этому доказательства.

Однако, как усматривается из материалов дела, доказательств того, что Бакальская Т.А. причинила Орлову С.Г. нравственные страдания в свете заявленных требований, суду представлено не было.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

     В соответствии со статьёй 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

    Поскольку в действиях ответчика не установлено нарушений неимущественных прав истца при начислении субсидий и компенсаций, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований о взыскании с главного специалиста-эксперта отдела назначения социальных выплат, жилищных субсидий и компенсаций по Железнодорожному району Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Бакальской Т.А. морального вреда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Орлова С.Г, к главному специалисту-эксперту отдела назначения социальных выплат, жилищных субсидий и компенсаций по Железнодорожному району Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Бакальской Т.А, о компенсации морального вреда в размере 100000 рублей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                  Кизирбозунц Т.Т.

2-3266/2016 ~ М-3336/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орлов С.Г.
Ответчики
Старший инспектор по субсидиям и компенсациям Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Кизирбозунц Т. Т.
Дело на странице суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
16.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2016Передача материалов судье
20.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2016Подготовка дела (собеседование)
10.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2016Судебное заседание
25.10.2016Судебное заседание
28.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2016Дело оформлено
09.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее